Просмотров: 14958
Дневник Time/Food – 2: восстание против гамбургеров
Страницы:
***
Сегодня выступают Алексей Радинский и Никита Кадан. Это два очень кудрявых молодых человека, блондин и брюнет соответственно, оба из Киева, и поэтому мало кто в Москве обращает внимание, что их позиции совершенно противоположны.
Читать!
Алексей показывает фильм про националистическую демонстрацию в Киеве. Демонстрация дружно скандирует краткий боевой лозунг «вы говно». Надо учиться у них доходчивости.
Никита — наоборот, раньше был активистом (он один из основателей легендарной группы «Р.Э.П.» времен «Оранжевой революции»), а теперь остепенился, и его тянет к настоящему искусству. Но это искусство он находит не в художественном музее, а в краеведческом, и предлагает художникам уйти с улиц туда. Никита рассказал про двух директрис музеев на Украине: одна (советская чиновница) с шумом закрыла выставку, которая ей не понравилась чисто эстетически, а другая (арт-дилер, капиталистка, тусовщица) — по-тихому попыталась удалить из работы художника детали политического характера. Никита хотел бы работать только с такими, как первая. Кто же не хотел бы? Но советских уже на всех не хватит.
Никита, таким образом, за профессионализацию, а Алексей — нет. Но знаменитый проект Маркса про уничтожение разделения труда, когда все являются «охотниками по утрам и критиками за ужином», считает Алексей, к современной жизни неприложим: мы так поступаем не потому, что так креативны, а потому, что вынуждены: мы прекарны, нам мало или вообще не платят.
Адеола, исследовательница из Америки, говорит, что прекаритет — вообще-то универсальное условие человеческой жизни, и не надо уж абсолютно все сваливать на неолиберализм.
Антон полагает, что одна из причин этой прекарности — то, что нам не нравятся существующие институции, и мы сами хотим собой заполнить все дыры. Ингрид и Антон, в самом деле, по утрам объезжают московские супермаркеты и охотятся на продукты, потом готовят, а потом еще и критикуют.
19 мая
Приехала выдающаяся американская политическая художница Марта Рослер, она будет выступать 23 мая о движении Occupy Wall Street и его эстетическом измерении. Последний раз она была в Москве в 1994 году, и тогдашняя ее статья про выставки фотографии, которые она видела, меня глубоко поразила: она сразу все поняла. Наверное, все поймет и сейчас.
Сегодня выступает поэт Александр Скидан, он будет анализировать одно стихотворение Осипа Мандельштама. Мандельштам возник потому, что фестиваль поэтов перенесли от памятника Маяковскому к памятнику Мандельштаму, то есть от символа режима — к жертве режима. Скидан доказывает, что Мандельштам сам был левым. Мне это нравится. Я тоже считаю, что мы должны задним числом привлечь великих на свою сторону. Левые — это не синоним ГУЛАГа. Левые — это определенный идеал. Скидан говорит также про Платонова.
Потом Скидан мобилизует теорию Грамши про гегемонию и контргегемонию и обрисовывает стратегии последней в условиях гегемонии либеральной мысли. Он показывает, что на политическом уровне, где можно говорить о доминанте, либералы у нас не доминируют, а вот на идеологическом, на уровне культурного канона, где уже стоит вопрос о гегемонии, как раз правит либеральная мысль. И она превращает творчество великих советских писателей в свидетельство против коммунистического проекта.
Стратегией контргегемонии сегодня будет выпуск малотиражных книг независимым издательством (как это делает Кирилл Медведев), самиздатские журналы, как это делает Павел Арсеньев), но также и «энтристское» внедрение в неолиберальные институции, изменение их кармы и публикация там чего-то важного, как это делает сам Скидан в издательство НЛО и журнале «Неприкосновенный запас», где опубликован, например, Альтюссер. Уф, после этого можно почувствовать себя и в Stella Art Foundation, и на страницах OPENSPACE.RU немного увереннее.
Правда, Скидан говорит, что не мог бы считать это для себя возможным, если бы еще до этого не был членом рабочей группы «Что делать?».
Проект Time/Food продолжает свою работу в Stella Art Foundation. Ближайшие события — 23 мая (доклад Марты Рослер о движении Occupy Wall Street), 24 мая (доклад Павла Арсеньева о медиактивизме как форме гражданской демобилизации), 25 мая (Кети Чухров о влечении к капитализму).
С 14 до 16 обеды, за которые можно расплатиться позднейшим участием в программе взаимопомощи, с 16 до 18 — лекции и дискуссии (на английском языке).
Страницы:
КомментарииВсего:8
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454695
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345243
- 3. Норильск. Май 1272555
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898816
- 5. Закоротило 823945
- 6. ЖП и крепостное право 818687
- 7. Не может прожить без ирисок 790086
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 765496
- 9. Коблы и малолетки 744399
- 10. Затворник. Но пятипалый 477865
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407711
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374044
здесь теплилась свеча.
Пусть слаб и недалёк,
но всё же фитилёк.
Теперь последний воск
покинул этот мозг.
(Мандельштам, из неопубликованного)
А еще иногда Мандельштам заполнял анкеты, как, например, в совершенно безобидном 28:
"Октябрьская революция не могла не повлиять на мою работу, так как отняла у меня "биографию", ощущение личной значимости. Я благодарен ей за то, что она раз и навсегда положила конец духовной обеспеченности и существованию на культурную ренту. Подобно многим другим, чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается"