Просмотров: 41935
«ОккупайАбай»: форма демократии, форма искусства?
Страницы:
Алексей ПЕНЗИН
Оккупирование — это форма в каком-то смысле защитная, она сложилась из-за насилия, которое было применено к участникам протеста. Оккупирование оказалось единственно возможной сейчас формой, но, с другой стороны, оно запустило какой-то конститутивный процесс. Начался такой вполне уже универсальный процесс, появился феномен, который современные теоретики называют «конститутивной властью», учреждающей властью людей, — это даже шире, чем понятие учредительного собрания или ассамблеи, потому что это единственная сила, которой обладают люди, — способность телесно присутствовать, говорить, думать вместе.
Читать!
Максим СПИВАКОВ
Художественная и человеческая ценность этой акции, мне кажется, как раз состоит в вынесении вопроса о ее эффективности за скобки. Отсутствие явно выраженного лидера и даже явно выраженных целей позволяет воспринимать эти события как телесную практику, как способ пребывания, бытования в социальном теле, в политическом процессе, в настоящем, в отличие от будущего, которое коррумпировано и оккупировано, как мы сегодня слышали от Бифо. Ты спрашиваешь, в чем же тогда разница с акцией «Белый круг», которая нас всех так раздражила своей бессмысленностью и флэшмобностью, — я думаю, здесь разворачивается некое пространство самоорганизации, чего не было на «Белом круге», и, кроме того, что очень важно, не идет речь о попытке как-то творчески оформить протест, привнести в него какую-то креативность. В самих формах гораздо меньше искусства, поэтому парадоксальным образом это художественно ценнее. Но главное — это отсутствие ясно сформулированных целей и задач. Как только здесь происходит попытка договориться о конкретных требованиях, все скатывается к совершенно бессмысленному перечислению «демократия в России, соблюдение Конституции и освобождение Навального», временное отсутствие которого, между нами говоря, сейчас играет свою положительную роль.
Михаил СИДЛИН
Политически эффективно здесь прежде всего самообразование масс. За памятником Абаю у каждого дерева по расписанию происходят лекции на самые разные темы, люди слушают их внимательно, происходит повышение политической сознательности. В эффективность этого с точки зрения так называемой большой политики я не верю, это не приведет ни к каким изменениям во власти. Но для повышения уровня критической активности это все очень важно. Возник некоторый вихрь, втягивающий людей в горизонтальные отношения, в завязывание новых связей на основе активной социальной позиции. Как митинг или демонстрация это значения не имеет, никаких лозунгов здесь почти нет. Ты говоришь, сегодня день выступлений за бесплатное образование, но этого не видно. А если рассматривать это как некое артистическое или художественное событие, то я могу сравнивать с «оранжевой революцией», свидетелем которой я был, и здесь градус активности вообще и художественной в частности значительно ниже, чем был в Киеве. Уровень стихийного народного творчества был тоже во много раз выше, как и уровень участия художников, занимающихся современным искусством. Одна из причин в том, что там в тот момент действительно была возможность что-то изменить в смысле большой политики, а тут очевидно, что ее нет. Потом, мне кажется, тут нет действенных организационных и финансовых структур, стоящих за этим, в отличие от «оранжевой революции».
Илья ФАЛЬКОВСКИЙ
С политической стороны меня все это очень радует, я, как человек левых анархических взглядов, стою за низовую организацию, за самоорганизацию, за управление без всяких главных, без лидеров. Очень классно, что это здесь началось. Это уже было осенью у памятника героям Плевны, но тогда там было человек 10—15, сейчас после митингов это обрело второе дыхание. Но проблема в том, что у нас левая мысль не очень востребована из-за проблем с нашей историей (с нашим семидесятилетним так называемым коммунизмом, войной и т.п.), люди, организующие здесь ассамблею, оказываются в явном меньшинстве, их тут процентов 20. У нас и левые, и правые были всегда в загоне, сейчас время либеральной мысли, хотя, с моей точки зрения, этого недостаточно. Я-то считаю, что со временем государство и его институты должны отмереть, но это уже вопрос веры и убеждений, я лично противник рынка и либеральных ценностей как ложных. Если вдруг Путин поменяется на Немцова и посадит не Ходорковского, а Дерипаску, я считаю, мало что изменится. Да и те леваки, что у нас до сих пор были, типа Зюганова или Удальцова с их портретами Сталина, тоже меня не радуют, я сторонник не авторитарной левой, а либертарной — то есть коммун, сквотов — самоорганизации. Даже творческие коллективы — это уже хорошо. Как художник, я сторонник групп, любая группа, даже два-три-четыре человека, — это уже прообраз такого коммунитарного существования, где нет лидера, где все решается обсуждением. Мне кажется, мы должны переходить от слов к делам, к организации, когда люди создают ассамблею, захватывают сквот. Вот во Франции много коммун, а у нас одна-две, хотя ничто не мешает людям поехать купить землю и организовать по типу французского Тарнака коммуну. При том что эти люди тут в меньшинстве, и лагерю все время пытаются назначить какого-то главного — вот теперь якобы Яшин главный, якобы его назначили оппозиционеры из тюрьмы. Мне кажется, что главные не нужны и что когда-нибудь эти главные придут сюда, начнут говорить и увидят, что уже и без них тут все произошло (именно это и произошло днем 15 мая: «лидеры» объявили участникам лагеря, что он сворачивается по решению суда, но лагерь отказался подчиниться этому приказу. — OS). Хорошо бы это экстраполировать на уровень всей страны. Пришел бы главный президент Путин и увидел, что жизнь течет полностью без него, он просто не нужен и никто на него не обращает внимания. И он вынужден будет, потупившись, согбенным пенсионером удалиться в туманное небытие.
Будем надеяться на расширение круга людей, которые здесь, хотя эти люди в большинстве своем вообще не левые, они тут случайно. Но много людей из регионов специально приехали, плюс очень много художников. Вот висят картинки Вики Ломаско, видно, что можно делать выставки не только в галереях, но и просто на площади. Это массовая народная практика. С точки зрения искусства это важный переход к демократичным уличным формам.
Читать!
Страницы:
КомментарииВсего:42
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451977
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343494
- 3. Норильск. Май 1269078
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897789
- 5. Закоротило 822292
- 6. Не может прожить без ирисок 783203
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760113
- 8. Коблы и малолетки 741313
- 9. Затворник. Но пятипалый 472208
- 10. ЖП и крепостное право 408064
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403550
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370862
1) сопротивление глобализации бессмысленно, ибо мир уже превратился в одну глобальную Империю.
2) с учетом этого следует отказаться от концепции национальных государств и вести борьбу за мировую революцию, используя "ниспровергающее самоосознание граждан больших городов" (А.Негри)
3) демократия в ее современной представительской форме изжила себя: "It is not so much a question of whether this or that politician, or this or that party, is ineffective or corrupt (although that, too, is true) but whether the representational political system more generally is inadequate." "...now perhaps the moment to consider that form of democracy obsolete". (здесь и далее Хардт-Негри).
4) форма борьбы заключается в создании палаточных лагерей (encampments) внутри городов: "These movements have all developed according to what we call a "multitude form" and are characterized by frequent assemblies and participatory decision-making structures."
Резюмируя: движения "Occupy" является глубоко антидемократическим и антинациональным по сути. Но это не самое главное. Главное заключается в том, что оно ЛЖИВО. Люди, которые приходят туда, имеют в виду совершенно иные цели. Одни протестуют против конкретной коррупции, конкретного президента, конкретного вранья. Другие исповедуют националистические убеждения. Третьи хотят более либеральной общественной атмосферы. И все они - поневоле, по глупости, от недостатка внимания - становятся объектами грубой манипуляции, пешками в руках левых кукловодов, которые имеют в виду совсем другие ориентиры, но скрывают это до поры до времени. Вот и г-жа Деготь открыто хвастается: "Этот новый этап, по всеобщему мнению, отмечен огромной активностью левых, которые оказались гораздо лучше подготовлены и организованы, гораздо более зажигательны, и как результат — доминированием левой антибуржуазной повестки, левых социальных требований, левой установки на работу с массами и привлечение ее на свою сторону".
Все чушь, конечно. Пройдет и эта грязевая волнушка. Невозможно долго дурить голову большой массе людей. По опыту Нью-Йорка и Тель-Авива знаю: "массовость" палаточных лагерей - дутая, существующая исключительно в воображении сочувствующей прессы. Вменяемые люди быстро уходят, и в пустых шалашах остаются лишь шалашовки и бомжи. Активисты съезжаются специально - по предварительной договоренности с прессой, изливают в микрофон свое дежурное вранье и тут же разъезжаются по домам. Всё ложь, всё манипуляция. Обычная левая подлость.
Так что напрасно надеетесь, г-жа Деготь.
Про манипулирование вы отчасти правы. Мы помним этот прикол 1991 года - после победы поле битвы достаётся мародёрам - и это надо учитывать. Т.е. даже не учитывать - а помнить и понимать каждую минуту. Но на наших глазах глобальная идея капитализма - как наиболее продуктивной формы развития - терпит крах. И чтобы не видеть это - нужно быть Паниковским ( который "поезжайте в Киев - и всё!").
Ну, а молодёжь интуитивно ищет - ошибается - снова ищет - пока не найдёт ...
В общем - уровень надо пройти.
Что касается "гибели капитализма", то об этом твердят вот уже 150 лет, а он все жив-живехонек. Зато коммунизм почти сдох, а социализм едва дышит, как оно и положено всем идеальным моделям. Капитализм - живая, саморазвивающаяся (и потому естественная) структура. За нею и будущее.
А молодежь, извините, глупа. Что, впрочем, тоже естественно.
А идеальная модеь - Христианство - как там из Израиля - тоже загибается?
Отличие, если Вам и в самом деле интересно, заключается в том, что осознание общественных закономерностей меняет эти закономерности.
Тролль требует четких определений. Идеологий боится и в качестве субститута своей идеологии пытается использовать формальную логику.
Не сложно реконструировать портрет этого тролля. Два важных момента подскажут его лицо:
1. Ненависть к советской власти и вообще к «левым»
2. Ошеломляющее недоумение от встречи с т.н. «западным обществом» (в качестве концентрата и выразителя этого недоумения выступает у него современное искусство).
Это типичный портрет «колбасного эмигранта» т.е. тех кто в 70-е 80-е уезжал из СССР за колбасой (в основном в Израиль). Иными словами Тарн – типичный представитель советской фрустрированной интеллигенции. На одном конце «злой усатый Сталин», а на другом «говно Мадзони». Куда бедному податься? Многие выбирают религию. Тарн тоже вроде склоняется к этому выбору, но формальная логика немного мешает (да и жить скучно).
Это портрет. Думаю довольно точный.
Теперь по существу его неуемных позывов к определениям. Современное искусство – это социальный институт позднекапиталистического общества. Институт этот включает в себя в том числе и «традиционное» искусство (по совместительству). Но его основная социальная задача быть отдушиной. Для кого-то эта отдушина в виде американской мечты «из грязи в князи», а для кого-то в виде безопасного «мальчика для битья».
Это для Алекса Тарна.
Он собственно очень благодарный клиент современного искусства.
В детском «фольклере» есть такой рисунок-подначка. Рисуют хлев. В нем осла, а в углу абстрактную кучку. Ребенку говорят: вот хлев, вот осел. «А это что?» спрашивает ребенок и указывает на непонятный крендель в углу. – «А это говно для любопытных. Ха-ха-ха».
Вот по такому сценарию и работает современное искусство для персонажей-клиентов типа Алекса Тарна.
Серьезная проблема в том, что некоторые современные художники, которые искренне пытаются выбраться из этой «кучи» благодаря подобным тарнам там так в этой куче и остаются. Хотя врямя, конечно их вытаскивает.
Почему говно Мадзони так дорого стоит? (По моему что-то около 20 тыс. евро). Потому что это возмущает тарнов. Одни тарны «самоутверждаются» разбрызгивая чернила по поводу говна, другим тарнам – более успешным – приятно владеть подобным говном.
Реальный Тарн, конечно, ничего не понимает ни в Веласкесе, ни в Рембрандте. Более того если он что-то и понимает то как раз говно Мадзони. Это как раз искусство для него. Для него и «создавалось». За последнее время число почитателей Мадзони на Западе изрядно сократилось, но «колбасные эмигранты» новую кровь влили. Вообще нынешняя Россия огромный еще неосвоенный рынок для этого «говна». Здесь десятки если не сотни тысяч тарнов. И каждый ждет своего «говна». Российское правительство изрядно туповато. «Говна» этого им не дает. Так появились «рассерженные граждане». «Все хорошо» в нашем «королевстве», но вот «говна Мадзони» не хватает. Это истинная причина протестов.
Ну а реальный Тарн получил на Западе полную искомую сатисфакцию. До конца жизни есть повод возмущаться.
Ваш страстный монолог состоит преимущественно из слюней ярости, а уже потом из слов. Это крайне недальновидный расход энергии: ведь слюни быстро высыхают, а слова так и не оформляются в связное высказывание. Мой Вам совет - передохните, утритесь и попробуйте снова, уже по-человечески.
Пустой тратой энергии являются и Ваши попытки задеть меня - все равно не получится ввиду явной разницы в росте. Вам просто не допрыгнуть. Поймите - со стороны Ваша суета смотрится нелепо и смешно. Впрочем, Вы и так понимаете это, судя по тому, что предусмотрительно скрыли свое имя под кличкой (скажу Вам по секрету, если уж зашла речь о троллях: это один из необходимых, хотя и не достаточных признаков этого существа).
Впрочем, в потоке Вашего ущемленного сознания (Вы бы там как-нибудь сели поудобнее, что ли, а то просто жалко читать) есть и кое-что заслуживающее похвалы. А именно - попытка дать определение искусства. Знаете, стремление мыслить следует поощрять, даже когда оно исходит от полного имбецила (надеюсь, Вы еще не совсем безнадежны в этом смысле?)
Вы пишете: "Современное искусство – это социальный институт позднекапиталистического общества".
Увы, по сути это еще хуже, чем определение г-жи Деготь (кстати, не у нее ли Вы подобрали слово "фрустрированный"? Если так, то зря - постарайтесь перенимать только хорошие привычки. Впрочем, у г-жи Деготь их не так много...) Социальных институтов у позднекапиталистического общества пруд пруди - что же, все они являются "современным искусством"? Нет, конечно, не правда ли?
Попробуйте еще раз, ладно? Мне будет приятно убедиться в том, что Вы способны не только визжать и плеваться.
>>>...считайте коммунизм гражданской нравственной моделью<<<
Не могу - это именно модель общественная, то есть трактующая общественные закономерности и претендующая (на основе этой трактовки) на создание целевой модели идеального общества.
Обсудите лучше Леонардо. С говном Мадзони уже все понятно- работает.
Колбасой то наелись?
Это хорошо, что Вы успокоились. Тихий дурак по-всякому предпочтительней буйного. Так и оставайтесь, договорились?
первый пассаж замечателен! Хардт и Негри понаписали упрощенной ерунды, слабо соотносимой с действительностью. Их идею можно использовать (в качестве оснований подумать о народных роениях) со значительными оговорками, впрочем, лично я не стал бы ипользовать вовсе.
но второй пассаж опять отсылает к манипулированию "самому по себе" (как и глобальная империя или демократия, существующая "сама по себе", надличностно, в рассуждениях Хардта и Негри). В итоге дурная бесконечность интепретаций интерпретации, дискурсов и прочих радостей гимнастики ума. Чтобы из нее выпрыгнуть и подтвердить Ваш тезис, нужно в один момент опросить каждого! человека, присутствующего на этом собрании. Но у меня существуют сомнения, что можно найти хотя бы 5% готовых к манипуляции. Только прошу без пошлости о бессознательном характере манипуляций:) (потому что тогда все что угодно может оказаться манипуляцией, уж больно скользкий путь анализа, придется еще доказывать, что сам не являешься объектом манипуляции). Короче есть что-то неуловимо общее в этих событиях по всему миру (оккупай или так называемой арабской весны), помимо борьбы социализма с капитализмом, левых с правыми, экономического базиса и политической надстройки:)) и т.д. и т.п.
В целом благодарен Е. Деготь за статью и взятые интервью, небезынтересно было почитать
Ваше поколение колбасных эмигрантов, которое продало и предало все включая собственную страну, действительно, у меня вызывает презрение. Но не ради троллинга я вас описал. На вашем примере для молодых людей выявляется механизм работы современного искусства. Для молодых: этим искусством нельзя возмущаться. Здесь как в народной поговорке "не тронь говно, оно и не воняет". Это тарны любят в говне покопаться. А молодой художник (ну к примеру художник) должен идти своей дорогой. Это трудно, конечно, тарны мешают, но таковы, к сожалению не веселые реалии нашей жизни.
Вы когда за колбасой поехали могли увидеть в Италии (впрочем она и в Израиле продается) такую колбасу, Мортаделой зовется. Очень похожа на советскую любительскую, только крупнее по диаметру. Вы наверное по старой привычке жирный ломоть отрезали и на кусок белого хлеба. Это не правильно. Так не вкусно. Мортаделу надо резать очень тонко, чуть ли не прозрачно и тогда будет вкус советской любительской. Тарн, попробуйте, вам понравится.
Я вживую наблюдал Occupy в Тель-Авиве, а потом в Нью-Йорке - это явления совершенно одного порядка, причем именно в смысле теоретизирования Хардта и Негри. Во всяком случае, я не видел ничего, что позволило бы усомниться в соответствии этих палаточных лагерей большинству, если не всем положениям Х-Н.
И дело тут не в конспирации - Хардт и Негри просто описали стихийно возникшее явление, а прочие "оккупанты" действовали и действуют по уже накатанному образцу. В том числе и московские.
Что несомненно, так это то, что из 100 тысяч людей, собравшихся на демонстрацию в Тель-Авиве, возможно, лишь несколько десятков действительно разделяли анархистские убеждения. Кто-то пришел послушать бесплатный концерт, кто-то был недоволен дороговизной творога, но от этого и до требований "сменить систему" - дистанция огромного размера.
Точно так же я совершенно уверен в том, что подавляющее большинство "гуляющих по бульварам" москвичей отнюдь не разделяет "левую антибуржуазную повестку", которую столь интенсивно проталкивает Ваша гуру г-жа Деготь. Зачем же навязывать им красно-черные флаги?
По факту - анархисты сознательно собирают вокруг себя самую разношерстную толпу, поскольку именно разношерстной толпой легко манипулировать. Для этого вполне достаточно небольшого, но хорошо организованного ядра единомышленников.
Это кажется мне подлым приемом, уж извините. Подлым, но весьма характерным для левых деятелей как прошлого, так и настоящего.
Когда ты, Тарн, называешь кого-либо подлым стоит вспомнить о собственной подлости. Когда ты врал, что тебя интересует идея собирания всех евреев в Израиле. И все прочие свои мелкие человеческие подлости. Нравственный столп, едрить его через колено!
Слышь, братишка, ты про мортаделу пургу не гони. Её или рвут руками или откусывают всей пастью строго по центру среза. Это пусть буржуи тонко режут, а нормальные пацаны должны работать ртом и руками. Слава России!
А про совриск правильно сказал: искусство - это вам не хрен собачачий.
Ваш первый комментарий - SUPER
Всё так и есть - лучше не скажешь.
В других ваших комментариях - не согласен с тем, что "анархические" молодежные акции по всему миру - случайны, стихийны.
Нет, их скоординированность и единообразие методов - бросаются в глаза.
Всё происходит, будто под копирку)
- Уточнение: форма НЕИСКУССТВА.
Это форма и рождена специально для манипуляций и управления людьми. И только она - имеет финансирование, а "художники" обязаны отрабатывать гранты, проводя акции политического протеста в нужное время в нужном месте.
Смешно: сидит в офисе спец-чертежник с погонами и вычерчивает схемы творческих мероприятий по всему миру НА МАЙ-МЕСЯЦ 2013 ГОДА)))
Очень важно ответить на вопрос - ЧТО ЕСТЬ ДЕМОКРАТИЯ?
Предлагаю инициировать СОЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОКУМЕНТА, в котором будет прописано всё, что подразумевается под ДЕМОКРАТИЕЙ. И принять его в ООН.
Нельзя упрекать руководителей государств в отсутствии или недостаточности демократии, если нет правового описания этого термина.
- Хардт и Негри, думаю описали не стихийно возникшее явление, а издали точное руководство (может быть, ими и созданное), чтобы народная "стихия" в точности следовала утверждённой методичке)
http://mnenia.zahav.ru/Articles/1238/rassmotret_ih_jiviem
ОККУПАЦИЯ - это...
//Оккупа́ция (от лат. occupatio — захват, занятие) в общем случае — занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории, не сопровождающееся обретением суверенитета над ней, обычно временное.//
Википедия
Военные действия в странах "арабской весны" - это форма демократии или искусства?