Просмотров: 41818
«ОккупайАбай»: форма демократии, форма искусства?
Страницы:
Алексей ПЕНЗИН
Оккупирование — это форма в каком-то смысле защитная, она сложилась из-за насилия, которое было применено к участникам протеста. Оккупирование оказалось единственно возможной сейчас формой, но, с другой стороны, оно запустило какой-то конститутивный процесс. Начался такой вполне уже универсальный процесс, появился феномен, который современные теоретики называют «конститутивной властью», учреждающей властью людей, — это даже шире, чем понятие учредительного собрания или ассамблеи, потому что это единственная сила, которой обладают люди, — способность телесно присутствовать, говорить, думать вместе.
Читать!
Максим СПИВАКОВ
Художественная и человеческая ценность этой акции, мне кажется, как раз состоит в вынесении вопроса о ее эффективности за скобки. Отсутствие явно выраженного лидера и даже явно выраженных целей позволяет воспринимать эти события как телесную практику, как способ пребывания, бытования в социальном теле, в политическом процессе, в настоящем, в отличие от будущего, которое коррумпировано и оккупировано, как мы сегодня слышали от Бифо. Ты спрашиваешь, в чем же тогда разница с акцией «Белый круг», которая нас всех так раздражила своей бессмысленностью и флэшмобностью, — я думаю, здесь разворачивается некое пространство самоорганизации, чего не было на «Белом круге», и, кроме того, что очень важно, не идет речь о попытке как-то творчески оформить протест, привнести в него какую-то креативность. В самих формах гораздо меньше искусства, поэтому парадоксальным образом это художественно ценнее. Но главное — это отсутствие ясно сформулированных целей и задач. Как только здесь происходит попытка договориться о конкретных требованиях, все скатывается к совершенно бессмысленному перечислению «демократия в России, соблюдение Конституции и освобождение Навального», временное отсутствие которого, между нами говоря, сейчас играет свою положительную роль.
Михаил СИДЛИН
Политически эффективно здесь прежде всего самообразование масс. За памятником Абаю у каждого дерева по расписанию происходят лекции на самые разные темы, люди слушают их внимательно, происходит повышение политической сознательности. В эффективность этого с точки зрения так называемой большой политики я не верю, это не приведет ни к каким изменениям во власти. Но для повышения уровня критической активности это все очень важно. Возник некоторый вихрь, втягивающий людей в горизонтальные отношения, в завязывание новых связей на основе активной социальной позиции. Как митинг или демонстрация это значения не имеет, никаких лозунгов здесь почти нет. Ты говоришь, сегодня день выступлений за бесплатное образование, но этого не видно. А если рассматривать это как некое артистическое или художественное событие, то я могу сравнивать с «оранжевой революцией», свидетелем которой я был, и здесь градус активности вообще и художественной в частности значительно ниже, чем был в Киеве. Уровень стихийного народного творчества был тоже во много раз выше, как и уровень участия художников, занимающихся современным искусством. Одна из причин в том, что там в тот момент действительно была возможность что-то изменить в смысле большой политики, а тут очевидно, что ее нет. Потом, мне кажется, тут нет действенных организационных и финансовых структур, стоящих за этим, в отличие от «оранжевой революции».
Илья ФАЛЬКОВСКИЙ
С политической стороны меня все это очень радует, я, как человек левых анархических взглядов, стою за низовую организацию, за самоорганизацию, за управление без всяких главных, без лидеров. Очень классно, что это здесь началось. Это уже было осенью у памятника героям Плевны, но тогда там было человек 10—15, сейчас после митингов это обрело второе дыхание. Но проблема в том, что у нас левая мысль не очень востребована из-за проблем с нашей историей (с нашим семидесятилетним так называемым коммунизмом, войной и т.п.), люди, организующие здесь ассамблею, оказываются в явном меньшинстве, их тут процентов 20. У нас и левые, и правые были всегда в загоне, сейчас время либеральной мысли, хотя, с моей точки зрения, этого недостаточно. Я-то считаю, что со временем государство и его институты должны отмереть, но это уже вопрос веры и убеждений, я лично противник рынка и либеральных ценностей как ложных. Если вдруг Путин поменяется на Немцова и посадит не Ходорковского, а Дерипаску, я считаю, мало что изменится. Да и те леваки, что у нас до сих пор были, типа Зюганова или Удальцова с их портретами Сталина, тоже меня не радуют, я сторонник не авторитарной левой, а либертарной — то есть коммун, сквотов — самоорганизации. Даже творческие коллективы — это уже хорошо. Как художник, я сторонник групп, любая группа, даже два-три-четыре человека, — это уже прообраз такого коммунитарного существования, где нет лидера, где все решается обсуждением. Мне кажется, мы должны переходить от слов к делам, к организации, когда люди создают ассамблею, захватывают сквот. Вот во Франции много коммун, а у нас одна-две, хотя ничто не мешает людям поехать купить землю и организовать по типу французского Тарнака коммуну. При том что эти люди тут в меньшинстве, и лагерю все время пытаются назначить какого-то главного — вот теперь якобы Яшин главный, якобы его назначили оппозиционеры из тюрьмы. Мне кажется, что главные не нужны и что когда-нибудь эти главные придут сюда, начнут говорить и увидят, что уже и без них тут все произошло (именно это и произошло днем 15 мая: «лидеры» объявили участникам лагеря, что он сворачивается по решению суда, но лагерь отказался подчиниться этому приказу. — OS). Хорошо бы это экстраполировать на уровень всей страны. Пришел бы главный президент Путин и увидел, что жизнь течет полностью без него, он просто не нужен и никто на него не обращает внимания. И он вынужден будет, потупившись, согбенным пенсионером удалиться в туманное небытие.
Будем надеяться на расширение круга людей, которые здесь, хотя эти люди в большинстве своем вообще не левые, они тут случайно. Но много людей из регионов специально приехали, плюс очень много художников. Вот висят картинки Вики Ломаско, видно, что можно делать выставки не только в галереях, но и просто на площади. Это массовая народная практика. С точки зрения искусства это важный переход к демократичным уличным формам.
Читать!
Страницы:
КомментарииВсего:42
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451766
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343386
- 3. Норильск. Май 1268669
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897694
- 5. Закоротило 822148
- 6. Не может прожить без ирисок 782459
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759099
- 8. Коблы и малолетки 740940
- 9. Затворник. Но пятипалый 471386
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403157
- 11. ЖП и крепостное право 393781
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370543
1) сопротивление глобализации бессмысленно, ибо мир уже превратился в одну глобальную Империю.
2) с учетом этого следует отказаться от концепции национальных государств и вести борьбу за мировую революцию, используя "ниспровергающее самоосознание граждан больших городов" (А.Негри)
3) демократия в ее современной представительской форме изжила себя: "It is not so much a question of whether this or that politician, or this or that party, is ineffective or corrupt (although that, too, is true) but whether the representational political system more generally is inadequate." "...now perhaps the moment to consider that form of democracy obsolete". (здесь и далее Хардт-Негри).
4) форма борьбы заключается в создании палаточных лагерей (encampments) внутри городов: "These movements have all developed according to what we call a "multitude form" and are characterized by frequent assemblies and participatory decision-making structures."
Резюмируя: движения "Occupy" является глубоко антидемократическим и антинациональным по сути. Но это не самое главное. Главное заключается в том, что оно ЛЖИВО. Люди, которые приходят туда, имеют в виду совершенно иные цели. Одни протестуют против конкретной коррупции, конкретного президента, конкретного вранья. Другие исповедуют националистические убеждения. Третьи хотят более либеральной общественной атмосферы. И все они - поневоле, по глупости, от недостатка внимания - становятся объектами грубой манипуляции, пешками в руках левых кукловодов, которые имеют в виду совсем другие ориентиры, но скрывают это до поры до времени. Вот и г-жа Деготь открыто хвастается: "Этот новый этап, по всеобщему мнению, отмечен огромной активностью левых, которые оказались гораздо лучше подготовлены и организованы, гораздо более зажигательны, и как результат — доминированием левой антибуржуазной повестки, левых социальных требований, левой установки на работу с массами и привлечение ее на свою сторону".
Все чушь, конечно. Пройдет и эта грязевая волнушка. Невозможно долго дурить голову большой массе людей. По опыту Нью-Йорка и Тель-Авива знаю: "массовость" палаточных лагерей - дутая, существующая исключительно в воображении сочувствующей прессы. Вменяемые люди быстро уходят, и в пустых шалашах остаются лишь шалашовки и бомжи. Активисты съезжаются специально - по предварительной договоренности с прессой, изливают в микрофон свое дежурное вранье и тут же разъезжаются по домам. Всё ложь, всё манипуляция. Обычная левая подлость.
Так что напрасно надеетесь, г-жа Деготь.