Искусство само по себе есть автономный политический проект.

Оцените материал

Просмотров: 14443

Ангажированное искусство

13/04/2012
АНАТОЛИЙ ОСМОЛОВСКИЙ рассказывает, что такое «ангажированное искусство» и почему это оксюморон

©  OpenSpace.ru

Ангажированное искусство
Ангажированное искусство — термин, применяемый к художественной деятельности, программно отождествляющей себя с каким-либо конкретным политическим движением, партией. Фактически все наиболее значительные явления искусства начала ХХ века стремились так или иначе «ангажироваться». Эти попытки — от стремления служить победившему классу пролетариев у русского конструктивизма до неудачных поползновений французских сюрреалистов взаимодействовать с французской Компартией (журнал «Сюрреализм на службе революции»), как правило, сопровождались либо драматическим отказом от искусства, либо гордым разрывом с «ангажирующей» политической силой. Так, русский конструктивизм, вначале имевший свою собственную эстетико-политическую платформу изменения быта и образа жизни советских людей, в конце концов выродился в политический агитпроп (плакаты и фотомонтажи Клуциса). Сюрреалисты же, не найдя понимания в ФКП, раскололись на два лагеря: одни стали настоящими коммунистами (Арагон, Деснос) и отказались от сюрреалистической доктрины, другие (Бретон, Супо, Эрнст) поддержали троцкизм, политическое влияние которого было весьма символическим.

На самом деле искусство само по себе есть автономный политический проект, и оно может либо само «ангажировать», либо раствориться в своем более сильном «партнере», либо войти с ним в конкурентные отношения. В этом смысле все авангардистские направления не желали собственной ангажированности, но, наоборот, хотели ангажировать сами. Бретону & Co не удалось этого сделать ни в отношении к Французской коммунистической партии, ни даже в отношении к опальному Л. Троцкому, который так и не поставил свою подпись под совместно написанным манифестом.

Первыми, видимо, эту «проблему» искусства осознали ситуационисты. Как известно, ситуационисты отрицали существование какого-то специфического «ситуационизма» — еще одного художественного направления в ряду других направлений, а претендовали на универсальную позицию. Эта позиция наиболее емко была выражена в их девизе: «Мы художники лишь постольку, поскольку мы уже не художники: мы пришли, чтобы воплотить искусство в жизнь». Иными словами, эстетический принцип организации художественного произведения должен был быть распространен тотально на всю обыденную жизнь людей (от этого и самоназвание — ситуационисты, т.е. организаторы ситуаций в обыденной жизни). Похожую позицию занимали и некоторые акционисты 90-х годов (Бренер, Осмоловский, Мавроматти, Пименов, Авдей Тер-Оганьян последнего периода).

Однако осмысление автономной художественной деятельности как независимой политической в практическом воплощении наталкивается на непреодолимые препятствия. Самое главное: реальная политическая борьба — это борьба сил, ресурсов. Художественные группировки, какими бы активными они ни были, никогда не могут конкурировать в этом отношении с реальными политическими организациями. Более того, сами фундаментальные основания художественной деятельности радикально антагонистичны деятельности политической. Эффектность здесь противостоит эффективности; игровая незавершенность и обратимость — политической необратимости, закрепляемой законами, когда политическая партия приходит к власти; уникальность, единичность и эксклюзивность — массовости, общедоступности, регулярности и постоянству. Искусство можно понимать как политический проект, но с той существенной оговоркой, что может быть выражена приставкой «анти-». Искусство — это антиполитика. Деятельность, конфигуративно, структурно противостоящая реальной политике. Поэтому, в конце концов, «ангажированное искусство» — это оксюморон, т.е. противоречие в терминах. ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:28

  • sous· 2012-04-13 20:19:11
    Рациональная мотивация таким образом может служить объективным критерием анти-искусства (политики) , а иррациональная анти-политики (искусства).
  • Katherina Grishina· 2012-04-13 20:37:31
    почти все современное искусство связано с политикой.
    актуальное)) - тем более
    искусству от этого не лучше, это действительно становится агит-пропом. неважно - за или против
  • a_l· 2012-04-13 22:32:21
    эта статья - холостой выстрел
  • михаил липскеров· 2012-04-13 22:43:46
    Искусство вписывающееся в политическую доктрину, ассоциирующее себя с политической доктриной, сознательно становящееся политикой или антиполитикой, перестает быть искусством. Ибо ограничивает себя конкретными рамками чуждой ему системы. Нельзя ограничить свободное течение воды в реке правилами дорожного движения. Искусство - чувственно, политика - "научна". И вместе им не сойтись. Попытки вписать акционизм в современное искусство ошибочны, ибо акционизм - это прямое воздействие на человека, а искусство (в том числе и современное, и будущее) влияет через художественные образы. Акция конструируется, произведение искусства рождается.
  • a_l· 2012-04-13 23:20:56
    Верно, Михаил, "образы искусства чувственно и свободно рождаются" в хорошо промытых пропагандой мозгах и идеологически правильно воспитанных душах незавсимых творцов.
  • actual· 2012-04-14 02:10:51
    Хорошая лекция.
  • Антон Николаев· 2012-04-14 07:17:30
    Странно бросаться максимами типа "Художественные группировки, какими бы активными они ни были, никогда не могут конкурировать в этом отношении с реальными политическими организациями," в то время как акционистский жест стал главным событием месяца едва ли не затмив президентские выборы.
    Еще страннее делать из этого утверждения политические выводы.
  • zAdorno· 2012-04-14 11:29:37
    молодец Осмоловский - всё лаконично и точно.
  • Aleks Tarn· 2012-04-14 14:29:52
    Выглядит как честное признание в ошибке, что само по себе заслуживает уважения.
    Но было бы хорошо, если бы свою ошибку признал и Опен Спейсович, раз за разом помещающий в рубрике под высокомерным названием "ликбез" статьи, содержащие грубые фактические ошибки.
    Взять хоть к примеру выставленную в соседнем разделе статью про верлибр (записана С.Львовским со слов А.Прокопьева), которая претендует на серьезный анализ истории и нынешнего состояния европейского верлибра, а на деле, как показал действительный знаток предмета Олег Юрьев (http://www.newkamera.de/blogs/oleg_jurjew/?p=112028 ), полна самого тенденциозного вранья.

    То же и здесь: автору непременно понадобилось дать историческую справку (а как же иначе? Ведь название рубрики обязывает ликвидировать безграмотность!), где он, понятное дело, соврал по причине своей собственной безграмотности, выдав перл относительно троцкизма, "политическое влияние которого было весьма символическим".
    Поймите меня правильно: я отнюдь не против того, чтобы Опен Спейсович врал - ведь это обычная форма существования его крайне ангажированных белковых тел. Но пусть хотя бы объяснит читателям, что сокращение ЛИКБЕЗ скрывает здесь иное, отличное от общепринятого, значение. Скажем, "ликование безграмотных". Или "лики беззастенчивости". Или "лизание красного бегемота зимбабве". Или еще какую-нибудь хрень - что угодно, но только не "ликвидацию безграмотности".
  • zAdorno· 2012-04-14 15:00:26
    Aleks Tarn.
    Уровень «грамотности» сегодня настолько низок, что приходится объяснять основы таблицы умножения. Здесь объясняющий невольно скатывается в редукцию. Что касается А. Осмоловского, то, насколько мне известно, его взгляды не всегда совпадают с политикой openspace.ru
  • zAdorno· 2012-04-14 15:11:33
    Aleks Tarn.
    Кстати, спасибо за ссылку.
  • Aleks Tarn· 2012-04-14 15:16:51
    Да разве ж я против редукции в любой ее редакции? Пусть себе редуцируют, но врать-то зачем?
  • pv· 2012-04-14 15:19:26
    вместо заявленного "рассказа" - беглые тезисы
  • zAdorno· 2012-04-14 15:36:32
    Aleks Tarn.
    А как без вранья отредукцироваться? Если только пошутковать.
  • Aleks Tarn· 2012-04-14 16:01:55
    я думал он редактор
    а он-то блин редуктор
    брехливых дел контрактор
    брехливых тел конструктор
  • pv· 2012-04-14 16:16:24
    2х2=4
  • a_l· 2012-04-15 00:04:29
    Ангажированное искусство - это тавтология. Какой там оксюморон? Неангажированного искусства не бывает. Различать следует неосознаваемую и сознательную ангажированность. Странно, что г-н Осмоловский пытается вещать самостоятельно на тему, по поводу которой высказывались столь многие от Аристотеля до Ортеги-и-Гассета и позже.
    Г-н Осмоловский, Вы всерьез надеетесь быть убедительным на этом фоне?
  • Arseniy Zhilyaev· 2012-04-15 00:45:38
    К сожалению текст выпадает из ситуации, как будто 2004й год на дворе. А у нас все куличи на самом дел несут весь день ияйца в балаклавах
  • marina-munk· 2012-04-15 12:30:27
    Такой текст на фоне искусственной истерии вокруг т.н. "политического искусства" - это неангажированное и самостоятельное высказывание.

    Некоторые акции (90-х годов) не были прямыми и упрощенными высказываниями (с лобовым воздействием), а поднимали несколько смысловых пластов, так что их можно вписывать в искусство.
  • pv· 2012-04-15 13:05:12
    "их можно вписывать в" историю искусства ХХ века
  • a_l· 2012-04-15 13:25:31
    "Такой текст на фоне искусственной истерии вокруг т.н. "политического искусства" - это неангажированное и самостоятельное высказывание"

    marina-munk, разве Вы сами не слышите в приведенной мною цитате, как вы же и выявили ангажированность обсуждаемого сочинения.
    кто сказал, что ангажированность - это всегда pro?
    поскольку пространство позиций "полно" и "всюду плотно", то любое высказывание будет и pro и contra.
  • pv· 2012-04-15 13:42:29
    "...поскольку
    пространство позиций "полно" и "всюду плотно",
    то любое высказывание будет и pro и contra."

    браво, a_l
  • zAdorno· 2012-04-15 15:41:12
    У Ленина привычка была: где бы ни находился, вскочит на пенек или бугорок, кепку в карман, руку вытянет и стоит. Полдня стоять мог. Товарищи его за это очень любили.
  • clavinet· 2012-04-16 02:44:20
    текст Осмоловского своего рода ответ статье Жмиевски, о сегодняшней ситуации 2012 года; хотя статья не столько об ангажированности искусства сколько о том что такое искусство вообще.
  • MAREMAN· 2012-04-16 11:25:45
    Статья о то , что опять на Селигер позвали - а нонспекулярность не готова...
  • a_l· 2012-04-17 15:17:15
    zAdorno, выборы, кажется, уже прошли, поздновато агитировать за монархистов.
  • pv· 2012-04-23 18:42:27
    вот пример искусства http://ochendaje.livejournal.com/45533.html , творимого вдали от суеты и дребедени ангажированной
  • a_l· 2012-04-24 20:48:27
    pv, ну почему же автор агитирует за "посмотри, как прекрасен этот мир". т.е. зачем ты суетишься, все остальное от лукавого... Сгодится защитникам окружающей среды, зеленым (не ислам), и всем, кто хочет понизить активность и внимание избирателей.
    Повторюсь: в пространстве социальных взглядов пустот нет. Неангажировано только недеяние. Стоп, а разве недеяние - это не социальная позиция?

    Впрочем, это замечательный линк, спасибо, лично мне очень понравилось.
Все новости ›