АНАТОЛИЙ ОСМОЛОВСКИЙ рассказывает, что такое «ангажированное искусство» и почему это оксюморон
Ангажированное искусство — термин, применяемый к художественной деятельности, программно отождествляющей себя с каким-либо конкретным политическим движением, партией. Фактически все наиболее значительные явления искусства начала ХХ века стремилисьЧитать!
На самом деле искусство само по себе есть автономный политический проект, и оно может либо само «ангажировать», либо раствориться в своем более сильном «партнере», либо войти с ним в конкурентные отношения. В этом смысле все авангардистские направления не желали собственной ангажированности, но, наоборот, хотели ангажировать сами. Бретону & Co не удалось этого сделать ни в отношении к Французской коммунистической партии, ни даже в отношении к опальному Л. Троцкому, который так и не поставил свою подпись под совместно написанным манифестом.
Первыми, видимо, эту «проблему» искусства осознали ситуационисты. Как известно, ситуационисты отрицали существование какого-то специфического «ситуационизма» — еще одного художественного направления в ряду других направлений, а претендовали на универсальную позицию. Эта позиция наиболее емко была выражена в их девизе: «Мы художники лишь постольку, поскольку мы уже не художники: мы пришли, чтобы воплотить искусство в жизнь». Иными словами, эстетический принцип организации художественного произведения должен был быть распространен тотально на всю обыденную жизнь людей (от этого и самоназвание — ситуационисты, т.е. организаторы ситуаций в обыденной жизни). Похожую позицию занимали и некоторые акционисты 90-х годов (Бренер, Осмоловский, Мавроматти, Пименов, Авдей Тер-Оганьян последнего периода).
Однако осмысление автономной художественной деятельности как независимой политической в практическом воплощении наталкивается на непреодолимые препятствия. Самое главное: реальная политическая борьба — это борьба сил, ресурсов. Художественные группировки, какими бы активными они ни были, никогда не могут конкурировать в этом отношении с реальными политическими организациями. Более того, сами фундаментальные основания художественной деятельности радикально антагонистичны деятельности политической. Эффектность здесь противостоит эффективности; игровая незавершенность и обратимость — политической необратимости, закрепляемой законами, когда политическая партия приходит к власти; уникальность, единичность и эксклюзивность — массовости, общедоступности, регулярности и постоянству. Искусство можно понимать как политический проект, но с той существенной оговоркой, что может быть выражена приставкой «анти-». Искусство — это антиполитика. Деятельность, конфигуративно, структурно противостоящая реальной политике. Поэтому, в конце концов, «ангажированное искусство» — это оксюморон, т.е. противоречие в терминах.
КомментарииВсего:28
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451744
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343372
- 3. Норильск. Май 1268619
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897678
- 5. Закоротило 822128
- 6. Не может прожить без ирисок 782265
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758847
- 8. Коблы и малолетки 740894
- 9. Затворник. Но пятипалый 471313
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403104
- 11. ЖП и крепостное право 378277
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370489
актуальное)) - тем более
искусству от этого не лучше, это действительно становится агит-пропом. неважно - за или против