Оцените материал

Просмотров: 14939

Не бояться быть не таким, как все

11/04/2012
В ответ на закон о «пропаганде гомосексуализма» раздел искусства OPENSPACE.RU ищет произведения, пропагандирующие отказ от власти сексуальной нормы

©  Francis Bacon / Private Collection

Фрэнсис Бэкон. Две фигуры. 1953 Фрагмент

Фрэнсис Бэкон. Две фигуры. 1953 Фрагмент

Закон против публичной пропаганды гомосексуализма, бисексуализма и трансгендерности среди несовершеннолетних, а также против пропаганды педофилии принят, как известно, в Санкт-Петербурге и скоро может быть принят и в Москве. Оставим в стороне педофилию, которая сама по себе является уголовным преступлением и поэтому пропаганда ее вообще не нуждается (в нашем понимании) в отдельной административной статье. Все остальное в законе — чистой воды гомофобия, расизм и дикость, противостоять которым нам кажется совершенно необходимым.

Поскольку в законе речь идет не о самих отношениях между людьми, а об их мифической «пропаганде», о репрезентации, искусство подпадает под него в первую очередь, и нас это напрямую касается не только как граждан, но и как профессионалов — художников, кураторов, галеристов, теоретиков. Поэтому раздел искусства OPENSPACE.RU открывает новую рубрику. На тезис о «пропаганде гомосексуализма» и карательное представление об универсальной норме, которое лежит в его основе, мы ответим пропагандой понятия квир — отказа от категоризации вообще, от эссенциалистской политики идентичностей, протеста против «гетеронормативности» как источника насилия и разделения. Квир — политическое измерение биологии. Квир — это противостояние господству, которое ни из чего не делает нормы, кроме как из проблематизации нормы в принципе. Квир может и должен быть каждый.

Гламурная «гей-эстетика», легитимирующая ЛГБТ в качестве наследников Оскара Уайльда, — это вряд ли квир. Это вхождение в мир гетеронормативности в качестве экзотического, сексапильного и коммерчески привлекательного «другого», играющего по законам, установленным не им, и не подвергающего сомнению сам порядок подчинения. Одним из символов квир является предельно простая работа Феликса Гонзалес-Торреса «Идеальные любовники», в которой два одинаковых циферблата заявляют о своем праве быть ненормативными, не прибегая к экзотизированной эстетике. И ненормативность здесь — парадоксальным образом в одинаковости, равенстве, в неподчинении «норме подчинения» одного другому.

В этой рубрике мы покажем произведения, выступающие с критикой биологической идентичности — или даже, если употреблять термин, упомянутый в законе, с «пропагандой» ее деконструкции. Мы ищем фотографические серии, видео, тексты и другие работы сегодняшних художников, в которых выражается политическое представление о разрушении нормы как карательной институции. Просим присылать их нам на адрес [email protected]. Лучшие работы будут опубликованы в течение весны и лета.

Часть произведений мы сами предложим вашему вниманию. Среди них фотосерия киевского социолога и фотографа Евгении Белорусец и ее текст, которые можно увидеть и прочитать здесь. Скоро мы также покажем подборку ключевых исторических работ на эту тему.​

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • Шпак Владимир· 2012-04-12 00:47:40
    Европейский суд по правам человека отказался признать право гомосексуальных пар на усыновление ввиду "сложности социальной адптации детей выросших в таких семьях". Ура!!
    да, кстати двое из шести судей, вынесших такое решение - геи.
    Ну я так понимаю они не путают сексуальные вопросы с социальными. Уважаю.
  • zurab· 2012-04-12 09:45:30
    А мне про "политическое измерение биологии" понравилось. Не квир - поэт!
  • Alexandr Kontulainen· 2012-04-12 10:30:59
    Кто такие "питерцы" ("Питерцам не смотреть")? Московцы, это чистой воды дикость, противостоять которой петербуржцам кажется совершенно необходимым.
Читать все комментарии ›
Все новости ›