Есть своя привлекательность в том, чтобы прыгнуть на сервированный стол или врезать собеседнику кулаком.

Оцените материал

Просмотров: 13684

Забытая плоть

Глеб Напреенко · 28/03/2012
ГЛЕБ НАПРЕЕНКО считает, что в дебатах о Pussy Riot недооценен такой позитивный политический и эстетический фактор, как разнузданность

©  wikimedia.org

Свобода, ведущая народ (фрагмент). Эжен Делакруа. 1830

Свобода, ведущая народ (фрагмент). Эжен Делакруа. 1830

Хотя статья Дмитрия Гутова понравилась мне своей ясностью, а многие ее идеи показались мне удачными, я не могу с ней вполне согласиться. Думается, последняя серия художника ΕἸΚΏΝ — отражение того способа мышления, который он практикует в своей статье.

Вопреки тому, что пишет Гутов, интерес иконы представляют далеко не только как объекты искусства, изъятые из культа. Это взгляд позднесоветского искусствознания, выхолащивающего произведения древнерусского искусства до статуса автономных объектов, подлежащих музеефикации и восхищению, просвещенному изучению и эстетическому переживанию. Серию Гутова с иконами я воспринимаю как симптом такого выхолащивания. Тем более что выбранные им знаменитые произведения искусства — Ярославская Оранта, ангел из Евангелия Хитрово, приписываемый Андрею Рублеву, — предметы секулярного культа, сложившегося именно у послевоенной советской интеллигенции.

С другой стороны, как говорит сам Гутов, его серию можно прочесть как реакцию на девальвацию иконы, вызванную современным положением церкви — когда бесконечно тиражируются бумажные иконки, а икона превратилась в массовый символ духовности, индивидуальные качества которого, помимо чудотворности, не важны. Недаром работы художника напоминают унифицированные прориси, лишенные ликов и ярких индивидуальных качеств.

Произведения Гутова правдиво фиксируют утрату ключа к восприятию иконы; утрата эта свершилась во многом благодаря тому консервативно-просвещенческому взгляду на мир, который сам художник проповедует. Аби Варбург, немецкий историк искусства, находившийся, в частности, под влиянием «Рождения трагедии из духа музыки» Ницше, пытался перешагнуть границы просвещенческой концепции искусства. Например, искусство Античности он воспринимал не только как носителя светлой ценности разума или высокой духовности, но и как часть довольно, с нашей точки зрения, мрачных и диких — как сказал бы Ницше, дионисийских — культов. Варбург во многом был не понят своими последователями, например Эрвином Панофским, и выхолощен ими в сторону «аполлонического» начала. Для Панофского важнейшей ценностью была гармоническая цельность восприятия — возможная, однако, только под знаком отстраненности и ясного сознания. Варбург, напротив, пытался установить диалектические отношения между телом и смыслом и делал акцент именно на неоднородности культуры, например искусства Ренессанса. Сакральное искусство Варбург рассматривал именно в контексте изначально заложенного в нем и несводимого к мракобесию символизма. Символизм для Варбурга — первоначальное вопрошание человека о причине бытия, коренящееся в самой телесности. Той телесности, которой работы Дмитрия Гутова, по контрасту со своими прообразами-иконами, практически лишены. Не затрагивая вопроса о символизме, о табу, о сакральном хотя бы в самой грубой форме, войти на оккупированную церковью в сознании людей территорию невозможно.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • amarcord· 2012-03-28 18:30:57
    Идея долбануть Гутова в систематической и связной форме и как художника и как теоретика, конечно, заслуживает всяческого уважения. Есть и некое остроумие (слегка отдающее играми декадентского ума в духе Флоренского) в обнаружении связи бесплотных икон и бесплотного теоретизирования.

    Но звать при этом на помощь карнавал и дионисийскую разнузданность верх нелепости. Гутов со своим марксизмом сидит бог знает в какой архаике, а тут приходит молодежь и начинает ему в харю непереваренного Бахтина тыкать. Думает, что это свежее слово.

    Кстати, если туповатую, но ясную методологию Гутова на Напреенко спроецировать, то тоже работает. Здесь мы обнаружим 2 противоположных типа разнузданности. Одна без всякой рефлексии бьет сразу в морду. Другая сначала садится изучить Варбурга. Отгадайте, на чьей стороне преимущество.

  • Aleks Tarn· 2012-03-28 19:41:03
    Ш-ш, amarcord, не будите лихо. Ведь "в человеке дремлет неистребимая тоска по карнавалу и дионисийской разнузданности". Того гляди, всплывете вверх брюхом перед его начитанными глазами аки какое-нибудь голосистое полотно.
  • Николай Петров· 2012-03-28 21:45:01
    Применять Варбурга в процессе осмысления художественных феноменов (тем более таких по всем статьям злободневных) в наших широтах именно что - свежо.
Читать все комментарии ›
Все новости ›