Крупнейшие французские философы призывают к созданию комитета европейских интеллектуалов и художников
© REUTERS / Grigoris Siamidis
Демонстрация протеста в городе Салоники, Греция
21 февраля в газете Liberation было опубликовано открытое письмо крупнейших французских философов современности (Ален Бадью, Жан-Кристоф Байи, Этьен Балибар, Клер Дени, Жан-Люк Нанси, Жак Рансьер, Авитал Ронелл) «Спасти Грецию от ее спасителей!», которое мы приводим ниже в сокращении.
Читатели раздела «Искусство» хорошо знают многих из этих авторов как людей, пишущих о современном искусстве, его теории и практике. Традиция, связывающая авангардные художественные практики с политическими идеями,
во Франции имеет глубокие корни и никем не подвергается сомнению — так же как и право и обязанность интеллектуала «выходить на площадь», быть политически ангажированным и экономически проницательным. В ту историческую минуту, когда политическое сознание интеллектуала и художника в нашей стране только складывается (или даже впервые осознается как законное), когда разговор об экономических реалиях дня часто снобируется как недостаточно «художественный, нам кажется важным услышать тех, для кого ставить вопрос с политической и социальной конкретностью — единственный вариант мышления. Даже если это философы, много пишущие о современном искусстве.
В тот момент, когда каждый второй молодой грек без работы, когда 25 тысяч бездомных бродят по улицам Афин, когда 30% населения [Греции] живет ниже уровня бедности, когда тысячи семей вынуждены отдавать своих детей на воспитание, чтобы они не погибли от недоедания и холода, когда новые бедные и беженцы не могут поделить между собой мусор на городских свалках, «спасители» Греции под тем предлогом, что греки «недостаточно стараются», навязывают им новый план помощи, который удваивает смертельную дозу. Этот план уничтожает право на труд и ввергает бедных в крайнюю нищету, одновременно смывая и средний класс.
Цель этого — вовсе не «спасение» Греции: по этому вопросу все экономисты, достойные сего звания, согласны. Речь о том, чтобы выиграть время для спасения кредиторов, подвергнув страну отложенному коллапсу. Речь прежде всего о том, чтобы сделать из Греции лабораторию социальных изменений, которая потом распространит свою деятельность на всю Европу. Модель, которую экспериментально испытывают на греках, — это модель общества без сферы социальной помощи (
service publique), где школы, больницы и диспансеры разрушаются, где здоровье становится привилегией богатых, где самые уязвимые обречены на плановое уничтожение, а тем, кто еще работает, уготованы крайние формы обнищания и ликвидации трудовых прав.
Читать текст полностью
Но чтобы это наступление неолиберализма могло достичь цели, нужно установить режим, который обойдется без самых элементарных демократических прав. Мы видим, как по приказу спасителей в Европе устанавливается власть технократов, которым плевать на власть народа (souveraineté populaire). Речь идет о таком переломе в парламентском режиме, при котором «представители народа» предоставляют карт-бланш экспертам и банкирам, отрекаясь от права принятия решений, которое им дано. Это своего рода парламентский переворот.
<…>
Искусственное и принудительное усугубление проблемы [греческого] долга использовалось как оружие, чтобы напасть на все общество в целом. Мы вполне сознательно используем здесь термины из военной сферы: речь идет в самом деле о войне, которая ведется финансовыми, политическими и юридическими средствами, — классовой войне против всего общества. Трофей, который класс финансистов хочет вырвать у «врага», — это социальные завоевания и демократические права; в конце концов это сама возможность человеческой жизни. Жизнь тех, кто не производит или не потребляет достаточно с точки зрения стратегии максимальной прибыли, больше не подлежит сохранению.
Таким образом, слабая страна, захваченная в тиски между безграничной спекуляцией и разорительными планами ее спасения, становится той потайной дверью, через которую и вползает в нашу жизнь новая социальная модель, угодная требованиям неолиберального фундаментализма. Модель, которая будет распространена на всю Европу, а то и дальше. Вот что происходит, вот почему защищать греческий народ — это не просто жест солидарности или абстрактного гуманизма: будущее демократии, судьба европейских народов под вопросом. Повсюду «настоятельная необходимость» экономии — «болезненной, но целительной» — будет представлена в качестве средства избежать судьбы греков, хотя она ведет как раз прямиком туда.
Перед лицом этой атаки на общество, перед лицом разрушения последних островков демократии мы призываем наших сограждан, наших французских и европейских друзей высказаться в полный голос. Нельзя оставлять монополию на слово экспертам и политикам. Может ли тот факт, что по требованию немецких и французских (в особенности) правителей в Греции теперь запрещены выборы, оставить нас равнодушными? Стигматизация и постоянное унижение одного из народов Европы — не следует ли дать этому отпор? Можно ли не возвысить свой голос против «институционального убийства» греческого народа? И можем ли мы хранить молчание перед лицом насильственного введения системы, которая поставит вне закона саму мысль об общественной солидарности?
Мы достигли точки невозврата. Пора срочно начать битву цифр и войну слов, чтобы противостоять ультралиберальной риторике страха и обмана. Пора срочно разоблачить уроки «морали», которая скрывает реальные процессы, происходящие в обществе. Более чем срочно необходимо разоблачить расистские представления о «греческих национальных особенностях», которые утверждают, что главная причина мирового кризиса — якобы дурной характер одного из народов, его лень и пронырливость. Сегодня важны не особенности, подлинные или вымышленные, но общее, что нас связывает: судьба одного народа, которая коснется всех остальных.
<…>
Необходимо безотлагательно умножить количество статей и выступлений в прессе, дебатов, петиций, демонстраций. Всякая инициатива полезна, всякая инициатива неотложна.
Что касается нас, то мы предлагаем следующее: незамедлительно двигаться к созданию европейского комитета солидарности интеллектуалов и художников с сопротивляющимся греческим народом. Если не мы, то кто? Если не сейчас, то когда?
Перевод с французского Екатерины Деготь.
Полностью текст на нескольких европейских языках можно прочитать здесь.
И эта цидулька, сочащаяся гноем самой грязной демагогии, лишнее тому свидетельство. Как это по-левому - вначале убедить людей, что хлеб насущный достается не потом и плугом из земли, а митингом и винтовкой - из кармана бездушного министра-капиталиста, а затем, когда и карманы и амбары вполне предсказуемо пустеют, истерически вопить об "ультралиберальной риторике страха и обмана"! Лживое, подлое, вампирское отребье.
Когда уже передохнете, когда перестанете отравлять мир миазмами своего тухлого вранья?
Это я выписала из Aleks Tarn.
По-моему, это свидетельствует о глубоком душевном нездоровье
А по-моему - о стремлении называть вещи своими именами.
Вот-вот. Окаменевшее коммунистическое дерь-мо вмеремежку с жидкой дерь-ридой
покушаются ведь не только на его Правую веру, но и на Правые его потребности.
и, как любой правоверный в такой ситуации, он полон благородных эмоций, разоблачая неугодн... ээ ...негодяев, и называя всех самыми_что_ни_на_есть_своими именами :)
Не помогать Греции? Но тогда она не сможет вернуть долгов и обанкротится. И греческому народу будет существенно хуже, чем сейчас.
Помогать, но не требовать прекратить коррупцию и экономно тратить деньги? Тогда обанкротится чуть позже, но с теми же последствиями. И не совсем понятно, почему немецкие и французские трудящиеся своими налогами должны бесконечно платить за просчеты и воровство правительств, выбранных самими греками.
Во-вторых, если списать все долги, то хуже будет гражданам тех стран, которые деньги одалживали, в том числе трудящимся Германии и Франции.
В третьих, то, что описано в письме, просто не соответствует действительности. Я только недавно был в Греции - демонстрации видел, а тысячи нищих и бездомных - не видел. Тем более не слышал о миллионах семей, вынужденных отдавать детей на воспитание. Проблемы есть, но это не проблемы нищей Африки, а проблемы не самой благополучной части Европы. Благосостояние существенно греков существенно выше, чем граждан России.
я прочла письмо "левых философов" (на самом деле авторы греки а другие подписали). Некоторые преувеличения:
1) At a time when one Greek youth out of two is unemployed >> 19-20% общей безработицы (большая, но меньше чем в другие страны Европы), в возрасте 16-23 это 60% (а вообще работа запрещена до 18 лет, в этих возрастах учатся обычно.
2) Where 25,000 homeless wander the streets of Athens >> бомжей стало гораздо больше, но к сожалению это в основном экономические эмигранты.
3) 30% of the population has fallen under the poverty line >> уменьшили зарплаты очень сильно, это правда. Но что значит poverty line? И где? В Европе - конечно. Новый минимум 580 евро в месяц. Да, раньше минимум зарплаты было 700.
4) where millions of families are forced to place their children in the care of someone else in order for them not to die of hunger or cold >> в Греции 11.000.000 жителей, это примерно 2.500.000 - 3.000.000 families всего навсего, они все раздали своих детей?? М.б. в школах начнут кормить бесплатно, но давно надо было это делать.
Я сама считаю себя левой, но тут полная "опаснология" и дело ведет в абсурд. Действительно, греки узнали что в государсве совсем денег нет, только полтора года назад. Действительно, многие виноваты, потому что жили с черными доходами итд. Безусловно самые виноватые - политики, которые завели страну в такую ситуацию и к которым нет уважения, и правильно. Поэтому традиционно большие партии, кажется, теряли очень много голосов. Снизили наши зарплаты примерно на 30-40%. Очень многие теряли свои работы и будут получать пособие максимум на 24 месяца.
Но с другой стороны, выйти из евро будет огромная катастрофа, намного хуже, чем сейчас. Евросоюз и IMF дают Греции общий кредит 240 миллиардов (!) на очень низкий rate. Никогда другой стране такого не дали и думаю больше не дадут. Да, это тяжело, но я другого пути не вижу. Не знаю, ошибаюсь или нет, но действительно не понимаю какая альтернатива? Не согласится с кредитом? А на какие деньги будем жить тогда? Обратно в драхму? Тогда Греция станет хуже Кот д' Ивуара по уровню жизни. В письме пишут что в Греции происходит один ужас, что кредиторы монстры итд., но ничего не предлагают.
Возродить Греческую культуру - это устроить Новое Возрождение, на основе айтентичных греческих, а не пропущенных через Рим, на чем было основано Первое.
Можно, например, взять Павсания и путешествовать по сакральным местам, можно с разрешения властей инвестировать в реконструкцию нравящихся вам храмов, принимать даже учатие в их восттановлении.
Одновременно заниматься реконструкцией культовых практик и мифологии.
P.S. что до левого движения, то оно не призывает к обычной революционной борьбе, Согласно Делезу и Гваттари, революция совершается в зазоре между социумом и ноосферой, здесь возникает Пафос борьбы за переустройство мира по-разумному (ноосферически). Так что первым актом этой бортбы была бы Конференция, показывающая вклад Греции в мировую культуру, о чем правые (преимущественно материалистически-сцаентистско ориентированные "демократы") стараются умалчивать.
urok105.
8.05.2012.