Мы вообще во что-нибудь верим?

Оцените материал

Просмотров: 40561

Современное искусство как идеология

Артем Темиров · 31/01/2012
Стремление к преодолению «человеческого» ставит современное искусство в один ряд с техникой и капиталом

©  Piet Mondriaan

Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и желтым (фрагмент). 1935-42

Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и желтым (фрагмент). 1935-42

Автор опубликованного на OPENSPACE.RU текста «Неприятие современного искусства — это неприятие гуманизма» Глеб Напреенко пишет: «Можно приводить еще много примеров, но общее у них одно: все странное и болезненное в современном искусстве отсылает в конечном счете к современным представлениям о человеческой природе, — например, в том виде, в котором они явлены в психоанализе. Именно из этого тревожащего и неприятного складывается новый гуманизм. Не сентиментальный гуманизм Руссо и не самообожествление Ренессанса, а тот гуманизм, который родился из постановки под вопрос всех чувств, ценностей и божеств. И современное искусство — плод и образ этого нового гуманизма».

Этот абзац ясно дает нам понять: автор придерживается мнения, что человеческий разум есть некая абсолютная ценность. Что, несмотря на отсутствие ценностей моральных, эстетических представлений и жизненных установок, тот факт, что человек смог поставить их под сомнение и освободиться от них, свидетельствует о высоком развитии человеческого интеллекта и самосознания.

Очень важно понять, что же это такое, новый гуманизм. На чем он построен? Во что верит современный человек, читавший Сартра, Миллера, Сорокина, Пелевина, идущий в кино на «Шапито-шоу» и «Опасный метод»? Мы вообще во что-нибудь верим?

©  Robert Ryman / Courtesy Solomon R. Guggenheim Museum, New York, Panza Collection

Роберт Райман. Classico IV. 1968

Роберт Райман. Classico IV. 1968

Предположим, что мы все думаем, как Глеб Напреенко, что современное искусство в каком-то смысле тождественно гуманизму. Тогда что же это за гуманизм? Это гуманизм любви, сострадания? Нет, это скорее гуманизм ‒ ода человеческому разуму. Следуя этой установке, мы тонем в самолюбовании, не верим ни во что, считаем все относительным; мы достаточно умны, чтобы понять, почему совершили тот или иной безнравственный поступок, и всегда можем найти себе научное оправдание. Мы верим в собственные мыслительные процессы. Удалось что-то понять ‒ молодец. Усомнился в правильности своего отношения к чему-то, подумал об этом, остался или не остался при своем мнении, уже не важно, главное ‒ процесс. Получается, что единственное, во что мы теперь верим, ‒ это интеллектуальные процессы, ведущие к постоянному развитию человеческого разума и расширению наших познаний.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:35

  • Aleks Tarn· 2012-01-31 19:14:04
    Есть более основная дихотомия, чем "разум - чувство" - к ней и нужно вести диалог, на ней основывать полемику. Это дихотомия "единичное - множественное" (и следующая из нее "необходимое - случайное"). Не в абсолютизации разума беда современного искусства (и модернизма/постмодернизма в целом), но в абсолютизации случайности, дискретности, множественности.
  • Vladimir Kaigorodov· 2012-01-31 19:34:16
    Согласен с первым комментом. Мы вот тут давеча неплохо повеселились и заодно создали произведение современного искусства... Безо всякой рационализации между прочем..... Ну так получилось .... и ведь неплохо получилось.
    http://www.youtube.com/watch?v=7VvwlRwJtRI
  • atomniy· 2012-01-31 20:39:38
    Удивительная каша желает нас напугать!
  • a11· 2012-01-31 20:57:03
    Глеб Напреенко прав. Эпоха Ренессанса давно закончилась, так что ожидать, что искусство XX-XXI века будет отталкиваться от каких-то отнологически абсолютных истин, было бы несколько удивительным. Гораздо интереснее, действительно, принять этот факт как данность наблюдать за тем, на каких принципах зарождается новый гуманизм. Или, если верить в то, что гуманизм является частью человеческой природы (а это все же, скорее всего так), вопрос можно переформулировать так: на каких принципах современный человек вписывает гуманизм в свое мировоззрение.

    И в этом плане очень зря Артем Темиров складывает в одну кучу творчество таких разных авторов и эпох, как Сартра, Миллера, Сорокина, Пелевина и "Шапито-шоу". Сартр, например, все честно объяснил в эссе: "Экзистенциализм - это гуманизм". Уж если примитивизировать до дихотомии "разум - чувство" , то его творчество - это уж скорее ода чувствам, а вовсе не разуму. "Классический" постмодерн середины XX века - да, пожалуй, во многом от головы. Но в "Шапито-шоу", равно как и многие другие произведения "новой искренности", ценность человека уже априори выводится за рамки деконструкции, и здесь гуманизм проявляется совершенно другим образом.

    И кстати, "осмыслением явлений", Артем, занимались практически все творческие люди, от Фалеса Милетского до Пелевина, а уж в Ренессансе тем более. Что до гуманизма "ценностного мировоззрения", то не будем забывать, как часто такое мировоззрение заканчивалось (и заканчивается) охотой на ведьм. В буквальном, между прочем, смысле.
  • zAdorno· 2012-01-31 21:49:35
    Пустопорожние фантазии. Артём Темиров уже засветился уморительными рассуждениями о влиянии китайских иероглифов на мышление. Из серии «ленин-гриб». Прикольно.
  • Николай Петров· 2012-01-31 22:19:42
    //Для него не важно, продавать свой интеллект в Кремль, в школу или на «Первый канал».//

    Это всё в рамках продолжения темы "интеллигенция и коллаборация" чтоле? Ай-яй-яй, ну наконец-то становится ясно откуда такое дикое падение нравов и расцвет беспринципности. "Феноменологизм" и интеллектуализм поисковой, эспериментальной культуры здесь замешан, оказывается... Однако, во-первых, регистр эмоционального восприятия искусства никто не упразднял (пластическую его составляющую, впрочем, тоже), да это и невозможно. Этот регистр так или иначе автором всегда учитывается, возможно и через некую его критику или "нулевую знак", который на поверку, конечно, никогда вполне нулевым не бывает.

    //...моральные установки уже давно не работают после Ницше и двух мировых войн, и человек верит, что разум может дать ему верный ответ, что на него можно положиться.//

    Автор текста неправдоподобно наивно путает аморализм с имморализмом. "После Ницше" никто санкцию на аморализм никому не давал. Ницшевский имморализм - феноменологическое выведение наших представлений о моральном за скобки, тогда как сама мораль, необходимость поступать в соответствии с представлением о благе никуда не девается, аморализм не поощряется. Подлинно моральному субъекту Ницше вменяется в обязанность вырабатывать нормы поведения каждый раз как бы заново, опираясь только на самого себя, а не на традицию, иначе будут не моральные поступки, а фарисейство. Зона эксперимента - всегда зона личной ответственности, а потому не мыслима без морального субъекта, как тот понимался Ницше.

    А вот с "верой в разум" в вашем несуществующем "постмодернизме" как раз по идее должно быть туговато... "Верой в разум" здесь неловко назван преимущественный интерес современной культуры к сознательным и бессознательным процессам. Но это интерес и только, какая "вера"?! Мы во Франции 18 в. чтоле?!



    //Вырабатываемые современным искусством схемы стали апроприироваться социально-политической системой, новые образы — массовой культурой.//

    Так Вы ещё и элитист? Массовую культуру порицаете? Она хотя бы демократична, тем и этична, примерно как Уорхол, который почему-то не гнушался своим искусством наоборот - "апроприировать образы масскульта". Вы вообще видите чёткую границу между масскультом и современным искусством?! Такой границы нет, есть почти неощутимая обоюдопроницаемая мембрана между этими отсеками культуры. И эти отсеки по самому своему существу дружелюбны (хоть и критичны) по отношению друг к другу. В арте "валоризация неценного" как художественный акт, в масскульте - валоризация нового (или "сложного" - адаптация, "упрощение" - по-своему очень непростая операция) как акт экономический.
  • poet
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • KakJit· 2012-02-01 04:45:47
    Искусство стало активно вырождаться с XIX века. Все эти кругляшки-квадратики с тоннами "смысла" с одной стороны и эпатаж с другой.

    Впрочем дело не только в самом искусстве, но в современной ситуации в целом. Если раньше были лишь несколько потоков (литература, театр, живопись, музыка), то сейчас их множество. Кроме того различным потокам искусства приходится конкурировать уже не столько между собой, сколько с соц. сетями, хмельным досугом, наркотиками (если говорить про молодежь, увы), компьютерными играми, телевидением, порнографией и т.д. Необходимо чем-то цеплять пресыщенного потребителя.
    Кроме того сейчас столько бесплатной информации (кино, музыка, книги) прошлого, что возникает вопрос "а зачем делать что-то новое?". Интернет дал нам столько всего, что это уже невозможно переварить, и погубил, как минимум музыкальную индустрию. Для современного музыканта (мой взгляд со стороны), уже хорошо, что на него обратили внимание, скачали и прослушали. Хотя пластинки и малотиражные CD с в прекрасном digi-pack я думаю будут существовать долго (для таких как я).

    Возвращаясь к живописи. Я старомоден. Если человек не способен изобразить предмет так, что-бы было понятно, что он нарисовал - он не художник. Только владея мастерством изображать окружающий мир, он может экспериментировать как ему вздумается. А то сейчас достаточно быть денгенератом, нахулиганить и сесть в кутузку и ты уже Художник.
  • Mikee Forma· 2012-02-01 05:35:15
    ))) Невнятная реакция на громкое заявление! IMHO Искусство всегда было, есть и будет универсальным зеркалом человечества, отражателем объективной и субъективной реальности, и поэтому говорить об искусстве как об идеологии бессмысленно! К тому же, что мы называем "современным" искусством? ... Извиняюсь, почитал статью Напреенко и сделал вывод, что во всем с ней согласен! От себя хочу добавить, что сегодня искусство стало более живым и разнообразным, оно не продукт, который можно купить или продать, а процесс осмысления нашей с вами реальности: «А что я такое?» и «Насколько ценно все, что я ценю?»
    С другой стороны , называть классические формы искусства несовременными и мертвыми тоже нельзя (так ведь Глеб этого и не делает)))))! Пожалуйста, получайте эстетическое удовольствие!)))
  • Mikee Forma· 2012-02-01 05:42:47
    http://www.openspace.ru/art/events/details/22058/
    По-моему, в этом комиксе даны все правильные ответы!))))
  • Yuri Shabelnikov· 2012-02-01 13:51:54
    Есть предложение отправить эту заметку в ARTFORUM или во FlASHART в раздел "Критики шутят". Редакторы будут кататся по полу. Похоже на Openspace начался неуправляемый процесс освобождения от оков здравого смысла и редактуры. Мои поздравления Артему Темирову, это прорыв в теории и критике современного искусства, бедный Кошут, такое ему даже не могло присниться в самом страшном сне...
  • isqoos· 2012-02-01 14:01:48
    "Так как мы ни во что не верим, кроме своего разума" - а чего это вдруг? за себя говорите, уважаемый!
  • bassinda· 2012-02-01 19:45:01
    ни во что не верели кроме разума некоторые деятели эпохи просвещения. к современной ситуации это не имеет отношения.
  • bassinda· 2012-02-01 20:03:56
    Все приведенные художественные примеры, работы Мондриана и проч. абсолютно опровергают слова автора, все они постигаются именно через чувство.. Известный искусстовед Роберт Розенблюм утверждал что искусство Мондриана и Ротко есть прямое продолжение романтической традиции.
  • Katherina Grishina· 2012-02-01 23:49:06
    а ведь нормально, что разные мнения)
  • Katherina Grishina· 2012-02-01 23:54:10
    но вот что забавно, в обеих статьях примеры произведений - совсем не новые. отчего бы это?
    на мой взгляд, конечно, "современное" искусство дает зацепку для аналогий, рефлексий и оценок, но задействованными оказывается и эмоции , и интеллект. в разной пропорции. другой вопрос - еще раз и еще раз.
    есть ли место для ДРУГОГО? образование, галлереи, кураторы, и , соответсвенно, художники - жить -то надо. настроены только на "новости" в русле "современного искусства". дело здесь не только в скорости нашей жизни, и количеству гаджетов.
  • MAREMAN· 2012-02-02 02:01:42
    Автор неумело перескакивает с модернизма на постмодернизм - так что неискушённому читателю не понятно - к чему относится Мондриан. И неплохо бы автору потренироваться декодировать Мондриана по "чувственной линии" - поверьте -это возможно. И ещё - между модернизмом и постмодернизмом - не черта даже - а бетонный забор до неба.
    ( хорошо ещё Ива Кляйна не вывесили ). Матросы негодуют.
  • Vladimir Kaigorodov· 2012-02-02 02:46:11
    Кстати интересно вот откуда берется такой феномен... иногда когда я вижу белый холст... так и хочется нарисовать на нем копию Малевича... авторскую копию конечно.... с моей подписью...
    А вот когда я вижу зарисованный краской холст ( не менее 50-100 лет возрастом) так и хочется его освободить от этой краски.... Ну что за наваждение такое.... откуда оно взялось... Ведь трачу же собственные деньги, покупаю в антиках эти старые холсты с краской только для того чтоб эту краску с них смыть.... процентов на 50 минимум. И получаю от этого удовольствие... Ведь за те же самые деньги можно пойти в приличный ресторан и хорошо покушать. Сам себе удивляюсь...
  • MAREMAN· 2012-02-02 02:52:34
    Vladimir Kaigorodov - от глистов пробуйте шалфеем.
  • Vladimir Kaigorodov· 2012-02-02 03:22:24
    Ну так, именно, вывести застарелые глисты из искусства - ну чем не задачка для современного художника... Главное ничего уже рисовать не надо.... уже все есть... надо только глистов повывести... Спасибо за глубокое понимание того чем я занимаюсь. Очень немногие понимают этот концепт.... к прискорбию.
  • Loris Inter· 2012-02-02 14:02:48
    !
  • Loris Inter· 2012-02-02 14:07:24
    РЕАЛЬНО CАМАЯ ПРАВДИВАЯ СТАТЬЯ О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ!
  • bassinda· 2012-02-03 02:02:19
    реально малограмотная статья
  • orang· 2012-02-03 08:18:24
    Джейн Остин, "Разум и чувства". Или "Гордость и предубеждение"?
  • GC· 2012-02-03 15:15:23
    Статья содержит интересные тезисы, но честно говоря, на мой взгляд, далека от реальности. Как-то странно тут припутан капитал и вся это экономическая хрень + продавать свой интеллект туда или сюда без разбора. Смутно как-то, как -то по менеджерски расчетливо и запутанно.
  • GC· 2012-02-03 15:18:19

    Очень странно вот это:

    "Главной целью стала чистая художественность. Реакция на произведение уже не была возможна в чувственном ключе — единственным уровнем восприятия работ стал разум. Никаких катарсисов и переживаний. Удовольствие, получаемое от искусства, теперь может быть лишь интеллектуальным."
  • bassinda· 2012-02-03 15:26:28
    ага глупость
  • Vladimir Kaigorodov· 2012-02-03 16:47:15
    Кстати высокое искусство и деньги очень даже совместимы - вот мой любимый сайт об этом. Голландцы как всегда рулят....
    Обожаю этот жадный до денег народец. Способный очень глубоко понимать суть денег.

    http://blog.artasmoney.com/
  • Vladimir Kaigorodov· 2012-02-03 18:00:29
    В Лондоне открылась выставка картин, написанных животными, сообщает BBC News. Экспозиция расположилась в Зоологическом музее при Университетском колледже. Выставка, которую можно посетить бесплатно, стартовала 1 февраля и продлится до 9 марта.

    На выставке представлены работы, выполненные слонами, шимпанзе, орангутанами, гориллами и другими животными. Звери-художники создавали свои картины в разных зоопарках мира, после чего все получившиеся произведения были собраны в единую коллекцию. Организаторы выставки отметили, что нынешняя экспозиция стала первой в своем роде.

    Как отмечает Orange News, на картинах, написанных слонами, можно увидеть очертания деревьев или цветов, а работы обезьян скорее тяготеют к абстракционизму.

    В зоопарках мира животных часто развлекают занятиями живописи. Обычно интерес к рисованию проявляют человекообразные, слоны, лошади и другие крупные животные.
  • Alexander Lufer· 2012-02-04 01:55:06
    Похоже на прием в партию.
    Напреенко доложил о Великом Гуманизме Современного Искусства, и о преступных непонятливых.
    Теперь Темиров докладывает о Великой Идеологической Разумности.
    Следующий, очевидно, доложит о Великую Любви и Чувственности.
    Понятно, что не в уровень говорить о проблемах и очень хочется понравится начальству.
    НО надо как-то более хитро, не настолько явно холуйски воспевать и восторгаться.
    Это тонкий момент, и если действительно хочется в партию - надо этот момент понимать.
  • Vladimir Kaigorodov· 2012-02-04 02:38:43
    Lufer - Vy -Dushka
  • Алексей Мелёшкин· 2012-02-07 16:21:25
    ... чушь. не надо забывать об органах восприятия. ...оргазм, воспринимаемый мозгом напрямую, как "идея оргазма", может заменить "общение" с живым человеком только полному идиоту.
  • Алексей Мелёшкин· 2012-02-07 16:23:01
    ... а соврискусство всё больше напоминает попытку кончить, не воспользовавшись членом. ...это, естесственно, возможно, но не для всех приемлемо)).
  • Алексей Мелёшкин· 2012-02-07 22:39:32
    ... за чушь, конечно, извиняюсь, --- это не к тексту, а к "предмету" текста. ))
  • pv· 2012-02-12 19:29:39
    помнится некто Монтегац(ц)и 100-лет назад издал книгу под названием "Экстазы человека", где систематически (насчитав их более 100) "прошелся" от их низших разновидностей (животных, если угодно) - к высшим, т.е. духовным... оргазм он и в Африке оргазм, равно как и в к.н. Др.Греции, т.е. является одним из множества Экстазов, среди которых половой оргазм занимает своё важное место, но - не более того
Все новости ›