Сеть стала не формой мобилизации, а формой моральной индульгенции.

Оцените материал

Просмотров: 13439

«Лайк» как форма гражданской демобилизации

Павел Арсеньев · 19/12/2011
Поэт, критик и медиахудожник ПАВЕЛ АРСЕНЬЕВ сравнивает перепост и перепечатку самиздата на машинке – и не в пользу первого

Имена:  Наталья Горбаневская

©  OpenSpace.ru

«Лайк» как форма гражданской демобилизации
Павел Арсеньев — поэт, критик, редактор литературно-критического журнала «Транслит». Член художественного объединения «Лаборатория поэтического акционизма». Живет в Санкт-Петербурге.


Вы наверняка задумывались над тем, почему «рвануло именно сейчас» (и соответственно — почему именно в эти выборы всплыло такое количество фальсификаций)? Как авторитетно заявляют сами чины, выборы были не более бесчестными, чем все предыдущие. Накопилось? Либерализовался, а затем внезапно попытался ужесточиться режим? Проснулась гражданская совесть? Да нет, просто практически каждый получил возможность выложить и посмотреть ролик с вбросами, каруселями и прочими драками с председателями избиркомов.

Люди увидели не частное нарушение на своем богом забытом участке, а систематический характер этих нарушений. Еще в 2007-м далеко не каждый мог опубликовать это/посмотреть на это своими глазами, и поэтому ходили только удобные в своей недоказуемости и неопровержимости домыслы — на кухнях. Сегодня молчащее большинство стало сканирующим большинством. Но этот текст — не о благотворном воздействии новых медиа на нашу унылую постсовременность.

Задумывались ли вы, почему, узнавая о том, что ваш соратник или просто известный вам человек, политический заключенный, умирает, объявив голодовку, вы не торопитесь его спасать, устраивать пикеты у тюрьмы или даже организовывать побег? Примерно по той же причине: если раньше об этом можно было узнать только из подпольного издания, то сегодня вам достаточно прочитать об этом в своей ленте несколько раз и, возможно, «поделиться с друзьями», для того чтобы ощутить растущий резонанс и торжествующую электронную справедливость. И потерять всякий интерес как к «уже прочитанному».

Для того чтобы сразу уклониться от захватывающих спекуляций о временах и нравах, я предложил бы заземлить наш интерес на материальных формах коммуникации, обратить внимание на те способы и формы обращения с информацией, которые обрамляют наши ежедневные телодвижения. Однако сначала историко-лирическое отступление.

Совсем недавно и по совершенно другому поводу мне попалось на глаза интервью с Натальей Горбаневской — о ее легендарной общественно-политической активности. Первое сильное впечатление — легкости (или даже легкомысленности), с которой советский (тогда еще не антисоветский, но и он сохранит это свойство) человек бросает университет из-за того, что его не допустили к сессии после публикации «оппозиционных» стихов в стенгазете, едет в какой-то Советск поступать в кинотехникум, потом, бросив и его, — едет с однокурсником жить в Грузию, а возвращаясь и из этого жизненного виража, снова поступает в университет и при этом постоянно рожает детей (иные добавят: не озаботившись вступлением в брак). Дети этих же советских людей, теряя учебники и понимая, что из-за дефицита этих самых учебников продолжить учебу не удастся, идут с полной серьезностью устраиваться на работу (заметим, это не прямая речь персонажа пропагандистской литературы, а автобиография знаменитого диссидента с дистанцией в несколько десятков лет). Где эта легкость и одновременно решительность сегодня, ощущается ли она кем-либо даже из самых… — отсутствие подходящего эпитета в современном лексиконе вполне примечательно — граждан?

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Kronus· 2011-12-20 06:40:07
    Даже животные в эти дни заговорили о политике: http://www.youtube.com/watch?v=6RjssBr3yjE
Все новости ›