Подделки, которые были лучше оригиналов, сконфузили несколько аукционных домов
В Кельне в прошедший четверг завершился нашумевший процесс по так называемому «Делу Егерса». Виновник сего торжества правосудия, Вольфганг Бельтракки (Wolfgang Beltracchi), покинул зал с гордо поднятой головой и славой этакого Робин Гуда в дремучем лесу арт-рынка. Обществу было предъявлено веское доказательство того очевидного факта, что мир художественной торговли — один из пресловутых мыльных пузырей, который может лопнуть в любой момент.Читать!
История начиналась в семидесятые годы в городе Аахене. Двадцатилетний молодой человек по имени Вольфганг Фишер, сын неудачливого специалиста по росписи церквей, которому для прокорма семьи приходилось работать маляром, поступает в местное художественное училище. Соученики свидетельствуют, что Вольфганг был отличным рисовальщиком и без труда «копировал Пикассо за два часа». Он ездил на «харлее», хипповал и жил у друзей, которым вместо денег оставлял в подарок монументальные эротические полотна. Попытки Вольфганга найти место в бурной художественной жизни в сени Дюссельдорфской академии не увенчались успехом. А денег, конечно, хотелось. В 80-е годы Фишер пробует себя в антикварной торговле, тоже не слишком удачно, но, видимо, с далеко идущими последствиями. Где-то в середине 80-х он «находит себя». Известно, что между 1985 и 1988 годом Бельтракки поставляет знакомым галеристам 15 картин Тамары Лемпицкой, Эрнста Вильгельма Ная и других художников второго-третьего ряда. Все эти картины вращаются сейчас где-то в художественном мире. Но они не были предметом рассмотрения кельнского суда ‒ за давностью лет.
Аппетит приходит во время еды. В девяностые и нулевые годы Бельтракки творит шедевр за шедевром: художники группы «Мост» (Кирхнер, Пехштейн), рейнские экспрессионисты. Андрей Ланской. Кес ван Донген. Генрих Кампендонк. Макс Эрнст. О количестве и успешности его творчества можно судить по росту благосостояния семейства: поместье в южной Франции, яхта на Карибских островах, вилла за четыре миллиона евро во Фрайбурге. Пробравшиеся в дом репортеры злорадно живописали аляповатую роскошь поместья. Да и внешность Вольфганга Фишера, взявшего более художественную фамилию жены, выдает в нем артистичного жулика: шестидесятилетний Бельтракки напоминает кардинала Ришелье из нового нелепого фильма о трех мушкетерах.
Когда картин стало слишком много и надо было как-то объяснять их происхождение, в оборот взяли деда жены Бельтракки, Хелены. На свет появился миф о «коллекции Егерса»: дедушка Вернер Егерс, кельнский предприниматель, в тридцатые годы собрал значительную коллекцию. Большую часть картин он купил у известного дюссельдорфского галериста Альфреда Флехтхайма. Будучи евреем, Флехтхайм бежал от нацистов в Лондон, никаких документов не сохранилось. Дедушка во время войны прятал коллекцию в горах Эйфель, а после своей смерти в 1992 году завещал ее любимым внучкам, Хелене и Сюзанне. Этикетки галереи Флехтхайма Бельтракки тоже подделал — изготовил на собственном принтере и состарил при помощи кофеина.
Куда больше, чем творческий взлет Вольфганга Бельтракки, поражает удивительная легкость, с которой его продукция принималась художественным рынком. Двадцать пять лет понадобилось, чтобы кто-то решил провести элементарный химический анализ одного из полотен. И сделал это, характерным образом, покупатель, а не продавец: в 2006 году полотно рейнского экспрессиониста Генриха Кампендонка «Красная картина с конями» была продана на уважаемом кельнском аукционе Lempertz почти за два с половиной миллиона евро. Никогда еще ни за одну картину этого художника не платили такие деньги. Новые хозяева (некая анонимная фирма, зарегистрированная на Мальте, с «русским капиталом», по информации газеты Welt) решили провести на всякий случай анализ полотна. И в разных слоях картины был обнаружен тип титановых белил, которые стали выпускать лишь в тридцатые годы. А полотно было датировано 1914-м. С тех пор и покатился снежный ком «дела о коллекции Егерса».
Читать текст полностью
КомментарииВсего:5
Комментарии
-
Не знаю, довольно странный конец. "Помимо дельцов, пострадали и вполне невинные коллекционеры и фонды, в том числе те, кто действительно печется об общественном благе." -неужели эта несчастная сторона не могла провести элементарную экспертизу? А сам Бельтракки вызывает уважение, насколько ловко смог обвести незамысловатыми способами тех, кто строит из себя знатоков.
-
Анастасия великолепно изложила сюжет. Она всегда умеет это делать, а мораль скрывает в полутонах.
-
То, что у всех картин был нулевой провенанс, упомянуть забыли.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444102
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340536
- 3. Норильск. Май 1268369
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897644
- 5. Закоротило 822058
- 6. Не может прожить без ирисок 781815
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758342
- 8. Коблы и малолетки 740754
- 9. Затворник. Но пятипалый 470890
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402851
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370317
- 12. Винтаж на Болотной 343190