Оцените материал

Просмотров: 54294

Вернисажи недели. 3–9 октября

03/10/2011
Татлин и Родченко в Третьяковке, Марина Абрамович в «Гараже», симпозиум «Про и контра» в «Артплее»

Имена:  Александр Гронский · Александр Родченко · Андрей Чежин · Аркадий Насонов · Ася Мухина · Владимир Ситников · Владимир Татлин · Илья Гапонов · Марина Абрамович · Ник Визи

©  Предоставлено Центром современной культуры «Гараж»

Марина Абрамович. Я и Я. 2008

Марина Абрамович. Я и Я. 2008

3 октября, понедельник, 19:00
Белые палаты на Пречистенке
Ул. Пречистенка, д. 1

Лекция Матайса де Бройне
В рамках выставки «Аудитория Москва» голландский художник Матайс де Бройне расскажет о своих проектах: 1000dreams.org и Музей рабочих мигрантов (оба проекта стали результатом двухлетнего полевого исследования в КНР), «Принцип Потоси» и других.


3 октября, понедельник, 19:00
Галерея «Победа»
Болотная наб., д. 3, стр. 4

Ник Визи. Насквозь

©  Предоставлено галереей «Победа»

Ник Визи. Boxer Shorts. 2008

Ник Визи. Boxer Shorts. 2008

Выставка современного британского фотографа, работающего в жанре X-Ray фотографии, инициирована компанией Nestlé Nespresso в рамках запуска ультракомпактной кофемашины Pixie. По мнению организаторов выставки, новая серия Визи из 25 работ, посвященных темам «Мужчина/мужское», «Женщина/женское», «Ребенок/детское», «Механизмы и человек», «наглядно демонстрирует те технологии, которые скрываются за ярким оригинальным корпусом машины». Вот что пишет куратор выставки, директор отдела фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Аверьянова: «Рентгеновские лучи обнаруживают внутреннюю красоту вещей, демонстрируя иную реальность, более глубокое понимание окружающей нас действительности, в самом что ни на есть прямом значении этого слова. Эпоха постмодернизма позволила научный интерес трансформировать в художественный». В последнем рентген кофеварки на приглашении нас, признаться, не слишком убедил, но мы надеемся, что в «Победе» будет все же выставка, а не рекламная акция.
По 13 ноября


3 октября, понедельник, 19:00
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, д. 13/2

Мастер-класс Виктора Скерсиса «Аналитический концептуализм и моделирование некоторых субстративных процессов»
Художник-концептуалист, участник групп «Гнездо», «СЗ» и «Купидон», двадцать лет назад переехавший в США, планирует в открытом диалоге с молодыми художниками обсудить новейшие художественные процессы, происходящие в России и за рубежом.


4 октября, вторник, 14:00 – пресс-конференция, 16:00 – открытие
Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, д. 10

Александр Родченко. Рабочий клуб
В постоянную экспозицию искусства ХХ века Государственной Третьяковской галереи добавляется реконструкция интерьера «Рабочего клуба» Александра Родченко, созданного для знаменитого Советского павильона, построенного по проекту Мельникова, на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году. Шедевр конструктивизма, задуманный как новый тип общественного интерьера, проектировался как многофункциональное, рациональное и трансформирующееся пространство. По чертежам художника в Париже были изготовлены столы и стулья уникального дизайна, светильники, складная трибуна, стенка-экран для экспонирования иллюстративного материала, уголок Ленина, установка для стенной газеты. По окончании Парижской выставки интерьер был подарен Коммунистической партии Франции и в России никогда не экспонировался. «Рабочий клуб» неоднократно реконструировался целиком или отдельными фрагментами по чертежам и фотографиям – в 1979, 1989, 1990, 1991 годах. Настоящая реконструкция, выполненная немецкими специалистами для выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм» (2008) в Кунстхалле Баден-Бадена, была подарена музеем ГТГ.

Бесконечная Татлин чаша великого. Посвящение Владимиру Татлину. К 125-летию со дня рождения
Название выставки взято из Николая Пунина, одного из горячих поклонников Татлина среди современников: «Бесконечная Татлин чаша великого, не выпить не только ему – одному поколению». Автор самых фантастических экспериментов в русском искусстве, основоположник конструктивизма, Татлин – одна из ключевых фигур русского авангарда. На выставке к 125-летию со дня его рождения, открывающейся одновременно с реконструкцией «Рабочего клуба» Родченко, будут показаны главные, пусть немногочисленные, произведения Татлина периода его новаторских исканий и экспериментов – около шестидесяти работ художника 1900–1920-х годов из коллекций ГТГ, Театрального музея им. Бахрушина, РГАЛИ и частных собраний. Это живописные, графические и театральные работы, а также реконструкции наиболее значительных произведений Татлина, не сохранившихся до наших дней. На открытии будет исполнена музыкальная композиция «Контррельефы Звука» Владимира Тарасова (Литва) совместно с хором музея-храма Святителя Николая в Толмачах.
По 26 февраля 2012

Презентация альманаха «База» №2 Одновременно с открытием выставки и «Рабочего клуба» в конференц-зале ГТГ состоится презентация второго номера альманаха «База», в котором собраны впервые переведенные на русский материалы легендарного французского структуралистского журнала Tel Quel. По мнению главного редактора «Базы» Анатолия Осмоловского, «для российского художественного процесса данное издание должно послужить детонатором интеллектуального развития. Показ связей между художественным авангардом и политической левой оппозицией во Франции 60–70-х годов может инициировать содержательную дискуссию о самоопределении современного российского искусства». На презентации «Базы» предлагается обсудить, насколько естественна и закономерна традиционная для ХХ века связка авангарда и левой политики и каковы должны быть политические предпочтения у современных российских авторов.


4 октября, вторник, 18:00
Сахаровский центр, выставочный зал
Земляной Вал, д. 57, стр. 6

Лубош Котек. Абсурдистан: повседневность застоя в Чехословакии 1968—1989

©  www.sakharov-center.ru

Работа Лубоша Котека

Работа Лубоша Котека

Фотограф Лубош Котек называет свою работу по запечатлению повседневности материально и душевно развращенного чехословацкого общества 70-х и 80-х годов терапией во времена всеобщей депрессии. К открытию выставки, организованной Чешским культурным центром, приурочен круглый стол «Нормализация в Чехословакии: повседневность застоя как феномен». На нем планируется обсудить застой как феномен, который традиционно сопровождается гражданской пассивностью и неспособностью как простого обывателя, так и элит отстаивать свои права и проявлять общественную солидарность.


4 октября, вторник, 19:00
Белые палаты на Пречистенке
Ул. Пречистенка, д. 1

Говорить камерой. Скрининг фильмов участников воркшопов проекта «Аудитория Москва»
В рамках выставки «Аудитория Москва» состоится показ фильмов участников проходящих в рамках той же «Аудитории» воркшопов. Среди авторов – Дмитрий Венков, Андрей Качалян, Екатерина Лазарева, Виктория Марченкова, Виктория Чупахина и др. В обсуждении примут участие Екатерина Дёготь, Давид Рифф, Кирилл Преображенский, Матайс де Бройне, Кристиан фон Боррис и др.


4 октября, вторник, 19:00
Stella Art Foundation
Скарятинский пер., д. 7

Вечер Владимира Мартынова
По словам автора проекта «Вечера в Скарятинском» Льва Рубинштейна, «определить профессию Владимира Мартынова при всей его широкой и вполне заслуженной известности <…> затруднительно», и на первом в нынешнем сезоне вечере в Скарятинском художник и композитор выступит скорее как мыслитель, литератор и автор концепции «конца времени композиторов».


5 октября, среда, 17:00
«Восточная галерея»
Пушкарев пер., д. 10

©  Предоставлено «Восточной галереей»

Работа Евгении Мальцевой

Работа Евгении Мальцевой

Евгения Мальцева. MASCULIN
Молодая художница из Ижевска, по словам искусствоведа Нины Куриевой, «контекст брутальной телесности» трансформирует «в эстетическую маскулинную экзотику, восходящую к подзабытым урокам европейского трансавангарда». При этом классический художественный сюжет – головы натурщиков и штудии тела – интерпретируется у нее с «экспрессией чувственной конкретности», а «антигламурный веризм вытесняет анонимный глянец».


5 октября, среда, 19:00
Белые палаты на Пречистенке
Ул. Пречистенка, д. 1

Дискуссия «По ту сторону технического обслуживания»
В рамках выставки «Аудитория Москва» художники Хаим Сокол, Матайс де Бройне и Кристиан фон Боррис в беседе с Давидом Риффом обсудят роль культуры как технического обслуживания и то, какая культура необходима для возникновения профсоюзов технических работников.


5 октября, среда, 19:00
Галерея Iragui
Ул. Малая Полянка, д. 7/7-5

Аркадий Насонов. Красный клубок, или Узелки на память (из серии «Ненаглядная агитация»)

©  Предоставлено галереей «Ираги»

Аркадий Насонов. Красный клубок. Кадр из видео. 2011

Аркадий Насонов. Красный клубок. Кадр из видео. 2011

В основу проекта «Узелки на память», собранного из коллажей и видео, легли находки из мусорного бака – разорванные с бессмысленной тщательностью фотографии и выкройки – «мифологические клише и визуальность массовых образов», «исторические лекала советской идентичности и одновременно конструкции, построенные по лекалам». По словам Александра Евангели, это скорее «современный опыт работы с воображаемым на историческом материале», нежели рефлексия по поводу советского опыта.
По 10 ноября


5 октября, среда, 19:30
Галерея Photographer.ru

Александр Гронский. Пастораль

©  Courtesy of Gallery.Photographer.ru

Александр Гронский. Фили-Давыдково. 2009

Александр Гронский. Фили-Давыдково. 2009

Свою новую серию, посвященную пасторальному эскапизму горожан, Гронский снимал в окраинных парках Москвы, куда люди ходят гулять, выпивать, выгуливать собак и осуществлять прочую деятельность, связанную с природой. Подобно таким фотохудожникам, как Стивен Шор, Надав Кандер или Петер Бялобжески, Гронский исследует через пейзаж взаимопроникновение и взаимное влияние «человеческого» и «природного» и вместе с тем заявляет, что «главный герой фотографии – тот, кто на нее смотрит».
По 20 ноября


5 октября, среда, 19:00
Музей PERMM
Пермь

Андрей Чежин. Кнопка и модернизм
Известный фотопроект петербургского фотографа Андрея Чежина представляет игру-фантазию на тему знаковых произведений художников-модернистов от Дюшана и Малевича до Розенквиста и Кабакова. Художник отбирает наиболее известные картины этих авторов, вводя в свои оммажи нового главного героя – простую канцелярскую кнопку. Куратор – Андрей Безукладников.
По 30 октября


5 октября, среда, 19:00
Приволжский филиал ГЦСИ
Нижний Новгород, Арсенал, кремль, корпус 6

Лекция Игоря Кобылина «Non finite: философия vs. искусство. Введение»
Философ, культуролог, кандидат философских наук Игорь Кобылин прочтет в нижегородском Арсенале серию лекций, посвященных разбору «диагностически значимых эстетических теорий ХХ века». Работы В. Беньямина, М. Хайдеггера, Т.В. Адорно, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Рансьера, Дж. Агамбена переосмысляют статус философии, нередко становящейся артистическим предприятием. И задача цикла – исследование самого режима взаимодействия эстетического жеста и философской рефлексии. Лекции платные. Темы будущих лекций здесь.


6 октября, четверг, 18:00
«Крокин-галерея»
Ул. Б. Полянка, д. 15

Владимир Ситников. Руки вверх
Вот что пишет о своем новом проекте художник: «Тема вестерна отнюдь не случайно перекликается с классической иерархией истории искусств. Сложившись исторически как наука в Западной Европе, история искусства до сих пор остается абсолютно Европоцентричной (включая Новый Свет). Основной сценой и ареной художественного рынка остается Запад, а его прагматично-потребительское отношение с другими культурными контекстами до сих пор хранит следы колониальных времен… Таким образом, можно сказать, что история мирового искусства разворачивается, особенно начиная с 60-х годов, в жанре вестерна и под его девизом. Действительно, вся история цивилизации представляет собой по сути историю войн и военного соперничества, начиная от технических проектов Леонардо (из числа получивших признание при его жизни, был осуществлен всего лишь один – проект пистолета, заводившегося ключом)».
По 6 ноября


6 октября, четверг, 19:00
Белые палаты на Пречистенке
Ул. Пречистенка, д. 1

Показ фильмов Хаима Сокола
В рамках выставки «Аудитория Москва» состоится показ четырех новых видеоработ Хаима Сокола – «Присяга», «Рим», «Красная лента» и «Я Спартак», снятых при участии рабочих из Кыргызстана. В своих фильмах, по словам художника, он пытается сквозь призму философии Агамбена «художественно помыслить реальность большого города, условия труда и жизни нелегальных рабочих и, конечно же, взаимоотношения этой реальности и искусства».


6 октября, четверг, 19:00
Мемориальный музей-мастерская С.Т. Конёнкова
Ул. Тверская, д. 17

Ася Мухина. Коллекция
Выставка молодой художницы, выпускницы «Свободных мастерских» ММСИ, Аси Мухиной представляет загадочные барельефы, фотографии и видео, в которых угадываются изгибы человеческого тела. По словам организаторов, «демонстрируя свои работы в качестве предметов страсти гипотетического коллекционера, Ася таким образом исследует психологические и эстетические аспекты коллекционирования».
По 6 ноября


6 октября, четверг, 19:00
Галерея «Триумф»
Ул. Ильинка, д. 3/8, стр. 5

Илья Гапонов. Фиатирский престол

©  Предоставлено галереей «Триумф»

Работа Ильи Гапонова

Работа Ильи Гапонова

Уроженец Кемерова и выпускник парижской Национальной высшей школы изящных искусств и Мухинского училища представит в «Триумфе» новую живописную серию, созданную в авторской технике с использованием битума и кузбасслака «Фиатирский престол», вдохновленную отрывком из Книги Откровений. По словам организаторов, поражающая своей монументальностью серия Ильи Гапонова (раньше он выставлялся совместно с Кириллом Кочетовым) представляет «констатацию трудноуловимого, но ясно ощутимого отрывка времени, начала конца, попытку зафиксировать предапокалиптическое состояние».
По 30 октября


7 октября, пятница, 15:00 – пресс-тур, 16:00 – пресс-конференция
Центр современной культуры «Гараж»
Ул. Образцова, д. 19а

Марина Абрамович. В присутствии художника

©  Предоставлено Центром современной культуры «Гараж»

Марина Абрамович. Обнаженная со скелетом. 1996

Марина Абрамович. Обнаженная со скелетом. 1996

На, как сообщается, «крупнейшей ретроспективе» Марины Абрамович, которую курирует директор центра MoMA PS1 и старший куратор специальных проектов Музея современного искусства Нью-Йорка Клаус Бизенбах, будет показано около 50 работ выдающегося мастера перформанса, созданных на протяжении четырех десятилетий. Четыре работы будут повторены в формате «реперформанса» специально отобранными и обученными художницей перформерами. Это – два перформанса, созданные совместно с Улаем – Imponderabilia (1977/2010) и «Точка контакта» (1980), а также основанный на тибетских буддийских практиках перформанс «Обнаженная со скелетом» (2002–2005/2010) и «Свечение» (1997/2010). Кроме того, на выставке будет представлена и документация одного из ранних перформансов Абрамович «Ритм 0!» (1974) и инсталляция «Балканское барокко», за которую художница получила «Золотого льва» Венецианской биеннале 1997 года, а также новый перформанс-инсталляция «Измерение магии взгляда», возникшая в результате тесного сотрудничества художницы с российскими и американскими учеными. Кстати, со 2 по 6 октября в «Гараже» будет проходить пятидневный мастер-класс Марины Абрамович, в ходе которого она будет обучать будущих участников ее реперформансов своей авторской методике. Вход на мастер-класс – свободный.
По 4 декабря


8 октября, суббота, 12:30 – пресс-конференция, 14:00 – открытие, 14:30 – доклады секции «Глобальные медиа», 17:00 – презентации, 18:00 – доклады секции «Экранные и интерактивные медиа», 20:00 – презентации и дискуссия, 22:00 – ночь видеофестивалей
Центр дизайна «ArtPlay на Яузе»
Нижняя Сыромятническая ул., д. 5/7

Международный симпозиум PRO & CONTRA
В первый день работы симпозиума будут обсуждаться две темы – «Глобальные медиа» и «Экранные и интерактивные медиа». Каждый блок включает несколько докладов, презентацию специальных проектов симпозиума в данной номинации, а также презентацию проектов, присланных на открытый конкурс в данной номинации. В дневной секции с докладами выступят Петер Вайбель, Иосиф Бакштейн, Олоф ван Вунден (фестиваль Montevideo) и Ольга Шишко. В вечерней секции с докладами выступят Борис Дебакер (V2_: институт нестабильных медиа), Кирилл Разлогов, Карина Караева и Константин Бохоров. Среди номинантов 2011 года в номинации «экранных и интерактивных медиа» «Куда бегут собаки», Ольга Киселева, Дмитрий Булныгин, Гор Чахал, Таус Махачева, Анна Ходорковская и др. В завершение программы будут показаны лучшие видеоработы фестивалей Japan Media Art Festival (Япония), Prix Ars Electronica (Австрия), Loop (Испания).


9 октября, воскресенье, 12:00 – экскурсия по основному проекту биеннале, 15:00 – доклады секции «Гибридные медиа», 17:00 – презентации и дискуссии, 20:00 – проекты номинантов, 22:00 – медиафасады
Центр дизайна «ArtPlay на Яузе»
Нижняя Сыромятническая ул., д. 5/7

Международный симпозиум PRO & CONTRA
Программу второго дня открывает экскурсия по основному проекту биеннале, которую ведут Иосиф Бакштейн и Петер Вайбель. В дневной секции, посвященной «Гибридным медиа», с докладами выступят Дмитрий Булатов, Атилла Немеш (The Kitchen медиалаб), Дмитрий Галкин и Дарья Пархоменко. В дискуссии «От идеи – к воплощению» примут участие Борис Дебакер (V2_), Катя Гандрабура (отдел спецпроектов Роснано), Атилла Немеш, Ирина Актуганова (Техноартцентр), художник Алексей Шульгин, Михаил Бурцев («Курчатовский институт»), Мартин Гонзик (Festival/Prix) и др. Среди номинантов 2011 года в секции «Гибридные медиа» – Дмитрий Каварга и Константин Аджер.
В Twitter – #procontra

В этой рубрике публикуются материалы по выбору редакции на основании присланной нам информации. Чтобы материал мог попасть в анонс, пожалуйста, присылайте пресс-материалы не позднее четверга предыдущей недели (на известные вам личные адреса или на info@openspace.ru)

 

 

 

 

 

Все новости ›