В языке экспликаций проскальзывают штампы и придыхания прекраснодушного советского искусствознания.

Оцените материал

Просмотров: 74570

Консервированный Дали

Глеб Напреенко · 20/09/2011
Выставка Дали в Пушкинском музее больше всего говорит не о Дали, а о подходе музея к искусству XX века

Имена:  Сальвадор Дали

©  Предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина

Cальвадор Дали. Тройное появление лица Гала. 1945

Cальвадор Дали. Тройное появление лица Гала. 1945

Для советского человека Сальвадор Дали был художником, хотя официально и не одобряемым, но известным и манящим своей запретной загадочностью. В отличие от других модернистов, про которых бытовало представление, что они и рисовать-то не умеют, Дали вызывал уважение своим внешне традиционным мастерством и казался одиноким гением.

В рамках Года Испании в России Пушкинский музей решил устроить выставку Дали из собрания музея-театра в Фигерасе. Это решение вписывается в политику ГМИИ последнего времени — политику балансирования между популизмом и «высоким» искусством, между прибыльной индустрией развлечений в рамках капитализма и воспитанием зрителя, понятым в советском духе. Такая политическая линия была очевидна, например, в прошедших выставках Диора и Шанель. Но все-таки музей понимает выставку любимого массами художника как площадку для просветительской проповеди собственного понимания искусства. Что же за подход предлагает музей и что из этого выходит?

Наиболее объемно позиция ГМИИ по отношению к Дали выражена в том, что музей счел нужным представить публике в качестве экспликаций. На одной стене Белого зала висит высказывание Дали об изобретенном им «параноидально-критическом методе», на другой — его пассаж о том, что именно ему «было предназначено спасти живопись от небытия модернизма». Но не сложные отношения Дали с модернизмом и не особенности «параноидально-критического метода» акцентированы в этикетаже. Увы, если ходить по выставке и пытаться принять точку зрения, предложенную в подписях к работам, становится не по себе, как будто надел очки с неправильно подобранными диоптриями.

©  Предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина

Сальвадор Дали показывает некоторые репродукции своих работ. 1946

Сальвадор Дали показывает некоторые репродукции своих работ. 1946

Экспликация дана к каждой работе и к каждому разделу выставки. Все написано подробно и с тонким знанием аллюзий. Почти каждая работа вписана в контекст: вот кубизм, вот дизайн 30-х годов, вот «клише массовой культуры», а вот творчество Босха, Рафаэля, Микеланджело, Веласкеса… Насыщенность ассоциациями предлагается понимать как непосредственный диалог Дали с другими художниками и культурными пластами. Это разрушает миф об одиноком гении Дали. Однако все отсылки — и к сюрреализму, и к массовой культуре, и к классическим авторам — даны как равнозначные. В таком подходе есть подвох. Пока рассматривается ранний, условно говоря, ученический период Дали, неточность предлагаемой текстами оптики можно заставить себя забыть. Но когда вам говорят про зрелую работу: сравните это с Микеланджело, ведь это диалог двух гениев, — приходится признать, что, если судить картины Дали по законам классической живописи, они выполнены плохо. Ведь прообразом картин Дали служат, скорее, дешевые открытки с работ Микеланджело, чем сами эти работы. Скорее бредовые воспоминания о полотне Милле, чем само полотно.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:4

  • vapetrovski· 2011-09-20 16:47:22
    Я был в театре-музее Дали буквально месяц назад. Это что-то с чем-то. Удивительно. Очень много всего.
  • Dmitriy Volodin· 2011-09-20 21:59:41
    это не статья, а постмодернистская каша
  • Dmitriy Volodin· 2011-09-20 22:00:33
    безвкусная
Читать все комментарии ›
Все новости ›