Оцените материал

Просмотров: 11305

Жажда искусства за 24-метровой барной стойкой

Полина Жураковская · 15/08/2008
В «Электросвете» можно будет жить, есть и пить рядом с искусством — сколь угодно долго, то есть пока хватит денег

©  Алексей Киселев

 пресс-материалы КЦ «Электросвет». работа Кирилла Маркушина

пресс-материалы КЦ «Электросвет». работа Кирилла Маркушина "Робот-ноша"

В октябре в Москве откроется новая арт-площадка — «Электросвет». О том, что планируется делать на тысяче квадратных метров с барной стойкой в 24 метра длиной, OPENSPACE.RU спросил у кураторов проекта Евгения Митты и Елены Бакановой. Беседу вела ПОЛИНА ЖУРАКОВСКАЯ.

П.Ж.:
Что такое «Электросвет»?

Е.М.: Все началось с реконструкции бывшего электролампового завода «Электросвет» 1901 года, на территории которого должен строиться большой бизнес-центр под названием «Луч». Одно из зданий — бывшее административное, которое выходит на Большую Пироговскую улицу, — мы с партнерами взяли в аренду, для того чтобы сделать такой необычный проект.

Е.Б.: С точки зрения архитектуры очень выигрышное пространство. Красивая фабрика, двухуровневое помещение с потолками 12 метров. Художников очень впечатляет. 1000 квадратных метров. Такие площади в принципе недоступны коммерческим галереям...

©  Алексей Киселев

 пресс-материалы КЦ «Электросвет». работа Виноградова-Дубоссарского

пресс-материалы КЦ «Электросвет». работа Виноградова-Дубоссарского "Ночью в Химках"

Е.М.: Партнеры у нас те же, что были в предыдущих наших заведениях в Artplay (кафе KEKS, Susy Wong Bar, Paperworks gallery): Гия Абрамишвили, Владимир Кудрявцев, Андрей Яхнин, я — Евгений Митта. Мы подумали произвести интеграцию современного искусства в широкие слои общества, сделать его более доступным. И потом взять дистанцию по отношению к кратковременному посещению галерейных и музейных пространств, где обычный человек (не специалист) не так долго задерживается перед произведениями, проходит достаточно быстро, получая информацию. А у нас можно будет находиться среди произведений сколько угодно, потому что по функциям это пространство частично сочетается с баром и рестораном. Это живое, обитаемое пространство, связанное со свободным времяпрепровождением, где будет много художественных объектов: и живопись, и инсталляции, и видео. С большим или меньшим успехом подобные проекты делаются в мире.

Е.Б.: Ты знаешь аналоги? Мне они неизвестны. Это вполне оригинальная концепция. Современное искусство как естественное окружение. Нет никакого барьера.

П.Ж.: А не мешает ли это восприятию современного искусства?

Е.Б.: Кому-то, может, и мешает. Вот вам мешает?

П.Ж.: Наверное, нет...

Е.Б.: Ну и мне тоже. Меня, например, очень радует.

Е.М.: Возьмем, к примеру, жизнь коллекционера: люди живут среди искусства, собираются компаниями, разговаривают, выпивают, ужинают, обедают. Происходит нормальная, естественная жизнь в окружении искусства. Никто из этого проблемы не делает. Представление о том, что искусство должно быть в музее, а не, допустим, в баре или ресторане, очень модернистское по своей сути. У Марка Ротко была такая проблема. Филис Ламберт заказал ему серию холстов для ресторана «Четыре сезона» в здании Seagram. Чем это закончилось, мы знаем: Ротко, представив себе, что люди будут жевать рядом с его картинами, разорвал контракт, хотя картины были уже написаны... Теперь они в Тейт.

©  Евгений Гурко

 Евгений Митта

Евгений Митта



Е.Б.: А у футуристов, например, один из лозунгов был «Долой музеи! Это кладбище для искусства». С нашей точки зрения, это более современный подход. Вполне возможна взаимная интеграция двух форматов. Нормальная бытовая человеческая жизнь, какая-то социальная активность. Можно сказать, здесь есть и элементы клуба. А в качестве окружения — современное искусство. Почему нет? Нам это кажется вполне естественным — в отличие от большого количества людей, которые с этой сферой незнакомы вообще. Если сделать вид, что это естественное решение, то, может быть, они не заметят активного насильственного вторжения на их территорию. Это давнишняя тема — попытки интеграции разных зон. Я думаю, что это не вредит ни искусству, ни самому публичному пространству. Но, наверное, это не будет каким-то таким буржуазным заведением ресторанного типа, туда вряд ли будет приходить такого рода публика.

Е.М.: Я думаю, будет разная публика. Оно не будет сделано по принципу селекции: этих сюда пустят, а этих нет. Не будет закрытого заведения — с членством, с карточками. Это совершенно другая история. Открыто, доступно. Любой человек может прийти и провести там какое-то время. Да, наверное, кому-то эта концепция покажется неправильной, но это совершенно естественно. Кто-то скажет, что произведениям место только в музее или в галерее — это тоже точка зрения. Художникам как раз в основном всем интересно. Все хотят более открытого диалога со зрителем, большей задействованности в разных социальных пластах.

Е.Б.: Нормальный художник говорит: чем больше зрителей, тем лучше.

Е.М.: Художники, вовлеченные в современное искусство, страдают от его замкнутости. Как показывает мой опыт, люди внутри современного искусства думают, что весь остальной мир знает про них довольно много, но о современном искусстве знают очень мало, почти ничего. Это эзотерическая и закрытая информация, для остального мира непонятная. Поэтому, я думаю, возможности прямого взаимодействия и контакта более позитивны, чем пребывание на своем острове.

П.Ж.: Что будет показано в «Электросвете»?

Е.М.: Будет большая постоянная экспозиция. Наверно, где-то на 60—70% это будут новые работы, сделанные специально для нас; на 30—40% — вещи уже экспонированные. Я думаю, что в течение года эта экспозиция будет подготовлена. Кроме того, будут появляться проекты, связанные с видео. Потом будут проводиться еще экспозиционные изменения. Может быть, вообще произойдет смена всей экспозиции.

©  Алексей Киселев

 пресс-материалы КЦ «Электросвет». работа Группы ПГ

пресс-материалы КЦ «Электросвет». работа Группы ПГ "Видеохуйня"



П.Ж.: Будут ли этикетки, экспликации?

Е.М.: Этикетки будут. Кроме того, мы собираемся делать полиграфический материал, каталог, где будет написано коротко об авторах, о самом проекте. Это не будет анонимная развеска.

П.Ж.: Кто отбирает произведения для экспонируемой коллекции?

Е.М.: Мы отбираем, вместе.

П.Ж.: А на каком основании?

Е.М.: На основании хорошего знания этого мира, хороших контактов с художниками.

П.Ж.: Вы не боитесь, что будет чересчур эклектично?

Е.Б.: Это неизбежно.

Е.М.: Это хорошо даже. Ну а как еще сделать сегодня репрезентативную выставку современного искусства? Все же достаточно разные.

Е.Б.: Можно сказать с уверенностью, что экспозиция не будет организована по принципу тематического кураторского проекта. Основной принцип заключается в том, что должны быть представлены определенные авторы. Среди предполагаемых участников Юрий Альберт, Дмитрий Гутов, Виноградов и Дубосарский, Валерий Кошляков, Сергей Братков, Николай Олейников, Павел Пепперштейн, Константин Звездочетов, Electroboutique, Кирилл Маркушин, группа ПГ, Олег Кулик, AES+F, «Синие носы», Наталья Турнова. Кроме того, у нас будет возможность сделать резервную выставочную площадку для спецпроектов галереи Paperworks.

П.Ж.: Какая судьба постигла галерею и другие проекты, которые были в закрывшемся комплексе Art Play?

Е.Б.: Paperworks сейчас переезжает на АртСтрелку. Мы взяли в аренду помещение, 15 сентября откроется первая выставка. Там будет постоянное помещение галереи, а в «Электросвете» — отдельная выставочная площадка. Стоит сказать, что галерее очень дорог формат, в котором она, собственно говоря, была основана. Почему она называлась Paperworks? Из-за графики. Это направление мы оставляем как магистральное. При этом расширяем сферу деятельности: название остается прежним, но выставляем не только paperworks.

©  Алексей Киселев  ⁄  пресс-материалы КЦ «Электросвет»

Жажда искусства за 24-метровой барной стойкой
Мы планируем, кроме регулярных персональных выставок авторов, три-четыре раза за сезон сделать еще дополнительный проект с рабочим названием Versus. У нас появилась идея параллельно с выставкой русского художника привлекать западного. Их сочетание в одном пространстве — оно у нас небольшое, 110—120 метров — довольно сложная задача; сделать такую экспозицию двум художникам на одной территории можно только в очень тесном контакте. А это будет не очень корректно с точки зрения профессиональной. Один из вариантов — выставлять западного художника в «Электросвете» и анонсировать одновременно, указывая одну дату.

П.Ж.: А не планируете ли вы какие-то международные проекты непосредственно в «Электросвете»? С художниками или кураторами?

Е.М.: В принципе, хочется, но у нас пока не было таких предложений. Мы как раз с Виктором Мизиано говорили на эту тему. Он сказал, что это ему интересно...

П.Ж.: А будут ли работы из «Электросвета» продаваться?

Е.Б.: Во всяком случае, то, что работы на продажу, открыто не декларируется. «Электросвет» не функционирует как галерея.

П.Ж.: То есть это будет по сути как музей?

Е.Б.: Но какие-то вещи можно будет купить.

Е.М.: Кроме того, мы будем пополнять и свою коллекцию. Какие-то вещи делаются специально для «Электросвета». Мы финансируем их производство.

П.Ж.: Будут инсталляции?

Е.М.: Да, у АЕС, например, — инсталляция на основе их старой работы «Лесной царь». Но объект будет новый.

П.Ж.: А какого рода мероприятия, связанные с искусством, вы предполагаете устраивать?

Е.М.: Я думаю, это может касаться и каких-то поэтических мероприятий. Да, чтений. И каких-то, может быть, дискуссий, связанных с современным искусством.

Е.Б.: Такой спектр проблем невозможно охватить сразу за несколько месяцев. Мы хотели попробовать делать, так как площадь позволяет, выставки совместно с коллекционерами. При этом можно будет организовывать специальные мероприятия, общаться друг с другом, с художниками. Коллекционерам нужно как-то показывать свои коллекции...

П.Ж.: Кому будут принадлежать работы?

Е.Б.: Что касается работ, то тут речь идет не совсем о формировании коллекции, которая будет находиться в собственности партнеров. Некоторые работы специально изготавливаются. «Электросвет», партнеры оплачивают производство и договариваются с художниками: как долго — год, два года — и на каких условиях эти работы экспонируются. Обсуждение вопроса о приобретении — это уже отдельная тема. По желанию владельцев.

В принципе, все это обещает стать оптимистичным, приятным, вдохновляющим пространством. Не знаю, на всех ли так позитивно воздействует современное искусство, как на нас, но мы очень надеемся расширить круг его любителей.

 

 

 

 

 

Все новости ›