Скажут, что Сталин здесь бывал. Это будет главный комплимент для меня и всех нас.

Оцените материал

Просмотров: 88866

Стиль Путин

Глеб Напреенко · 10/05/2011
Идеологическая сущность проекта «Горки-Город» становится наконец-то кристально ясной

Имена:  Дмитрий Мишенин · Максим Атаянц · Михаил Филиппов

©  Doping-Pong

Рекламный плакат Горки-город

Рекламный плакат Горки-город

Как-то раз, идя по Арбату после обсуждения лакановских идей о неизбежной расщепленности человеческого субъекта, я поднял глаза и увидел огромный баннер. В контрапункт моим мыслям представленные на нем персонажи отличались совершенной целостностью – и такой же совершенной мертвенностью. Белокурые и прекрасные юноша и девушка стоят на фоне неоклассической архитектуры; девушка – фигуристка, юноша – сноубордист; за спиной каждого из них – белоснежная статуя молодого человека соответствующего пола, занятого соответствующим видом спорта. Эти статуи будто довершают дело превращения человека в холодное и стерильное совершенство. На горизонте – снежные горные пики.

Таких баннеров сейчас в Москве много. Это рекламная кампания строительства курортного Горки-Города на Красной Поляне над Сочи по случаю грядущей Олимпиады. Проект реализуется как частно-государственное партнерство. 25% у Сбербанка, также партнерами являются администрации городов Краснодара и Сочи. Рекламу выполнила питерская арт-группа (как они сами себя идентифицируют) Doping-Pong. Doping-Pong – это в первую очередь работающие на заказ дизайнеры, но считают они себя большими художниками, принадлежащими к петербургскому неоакадемизму. Как заявил мне Дмитрий Мишенин, лидер группы, «Doping-Pong и есть неоклассика – настоящие наследники красоты в русском искусстве». Фатальная серьезность неоакадемизма доходит в таком самомнении почти до гротеска. Впрочем, лидер неоакадемизма Тимур Новиков, по собственному выражению Мишенина, его, Мишенина, «проклял перед смертью».

©  americanheritage1.com

Рекламный плакат олимпиады 1936

Рекламный плакат олимпиады 1936

Именно из Петербурга, как известно, происходит окружение президента и премьер-министра. По строительству в Стрельне и прочим проектам можно предположить, что выходцам из столицы русского классицизма по душе следование «традициям красоты» (выражение из арсенала неоакадемистов). Архитектура Горки-Города, так же как и дизайн его рекламы, заказана тоже питерцам и тоже неоклассицистам – Михаилу Филиппову и Максиму Атаянцу. Горки-Город – самый большой на настоящий момент проект Филиппова, который, видимо, будет реализован.

Однако красота бывает разной, и даже неоклассическая красота может быть разных идеологических оттенков. Наследниками какой же именно красоты мыслят себя авторы рекламы? Нынешние «картины» Doping-Pong напоминают нацистские плакаты к Олимпиаде 1936 года, официальную живопись Третьего рейха, скульптуры Арно Брекера, кадры из фильмов Лени Рифеншталь: взгляд вверх, отрешенный от низшего мира, арийская статуарная красота, выправка воинов. Возможно, не случайно архитекторы отождествили Красную Поляну с альпийской деревней…

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:38

  • Nickolay Sheremetov· 2011-05-10 18:42:58
    браво!
  • interRaptor· 2011-05-10 18:44:18
    Статейка под стать плакатикам - пуста и дурна.
    Благодаря помянутому непонятно зачем Лакану вспомнилось слово "Verneinung"...
  • Gleb Napreenko· 2011-05-10 21:26:25
    Что Вы имеете в виду в данном случае под Verneinung?
  • ebenstein· 2011-05-10 22:08:56
    статья понравилась
  • Karpova Veronica· 2011-05-10 23:13:06
    очень точно! особенно последний абзац...но! хорошее дело "горьким" не назовут! что-то мне подсказывает, что судьба у этого анклава незавидная, как у ВДНХ, например
  • il-canone· 2011-05-10 23:21:44
    Мне очень понравилось, спасибо!
  • Svetlana Chuikina· 2011-05-10 23:34:16
    Так раздражала глаз эта налепленная на многие здания штукатурная обертка нео-классцизма. Все не могла понять почему. Видела один дом с отбитой облицовкой, под ней бурый брутальный красный кирпич с налетом настоящей азиатчины. Показывала этот дом друзьям-знакомым, почему то меня восхищала эта обнаруженная поднаготная. Спасибо автору, теперь понимаю почему!
  • Yefim Freidine· 2011-05-11 00:18:30
    Спб - тоже имитация классицизма, особенно конец 19 века с его штукатурными изяществами. Статья быть может и хорошая, но кажется каким-то компроматом.
    Неужели, заказывая промо-компанию "профессиональным дизайнерам", пусть и с "неоакадемическими убеждениями" имеет значение на какой именно реализм они ориентируются? в конце концов чем принципиально советский плакат от немецкого отличается?
    Другой вопрос - имеет ли перспективу классицистический городок на кавказе, особенно если его сравнить с тем же плачевно разрушающимся сталинским Сочи (имею ввиду санатории Мержанова, Щусева и других). И каков смысл строить "новую старую классику", если ее там навалом и в руинах?
    Конечно, тема контекста продвижения интересна. Но если вам и авторам ближе немецкий контекст, то мне по-прежнему "книга о вкусной и здоровой пище", а фа-тематика как-то исчезает, но о вкусах и не спорят.
  • Yefim Freidine· 2011-05-11 00:24:15
    и в догонку, классика столь же интернациональна, как рационализм. Оппозицией могут выступить национальные стили, коих, вероятно на этом этапе глобализации, в Сочи почти нет. Хотя в картинках города можно заметить "деревянные балкончики", сформированные южные дворы, которые несколько отличаются от классики петербургской, например.
    Впрочем, это в к тому, что классика на фоне плакатов - любая - сталинская, немецкая, английская и палладианская, американская нео-. Как вы там вытащили фашистский контекст - не понимаю.
    С ув.
  • Natalia Krylova· 2011-05-11 00:33:29
    "...Рекламная кампания демонстрирует, что новые жители города и новые спортсмены не напрягаются, спорт для них – приятное времяпрепровождение. Столь гедонистически эта тема не трактовалась ни в одном из тоталитарных режимов XX века; путинский режим нашел тут свою собственную ноту.​"
    - И эта нота уже искрометно услышана и высмеяна - например, в серии реклам американского интернет-телевидения, где главным героем выступает русский мобстер-мафиози. См., к примеру, здесь:

    http://www.youtube.com/watch?v=-vHT6b7u1_Y

    Оргиастическая мантра упыря-атлета в финале ("no pain... no pain...") имеет, однако, забавный и многозначительный подтекст. Есть любимая фраза у американских тренеров, которую любой школьник помнит с детства: "No pain - no gain!" (~ "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда").
    Интересно, что все-таки им удастся "(при)обресть" в итоге?
    (Я не имею в виду опилки от распила, а символические приобретения...)
  • Gleb Napreenko· 2011-05-11 00:56:18
    Yefim Freidine :
    На тему специфически немецкого оттенка плаката -- в нём явно педалируется аристократическая арийская внешность спортсменов, что для сталинских плакатов нехарактерно.
    На тему классики в архитектуре на плакате -- я не говорил, что она специфически немецкая, хотя её стерильность и сухость для сталинского стиля, действительно, не характерны. Вообще с архитектурой Филиппова всё сложно: его, как он обяъсняет в своём интервью Ревзину (не на тему Горок, а вообще), интересует тема облагораживания (и в его понимании спасения) классикой и ордером расколотой современной реальности -- в этом проекте решённая скорее игриво. На эту тему можно прочесть Асса и самого Филиппова.
    На тему компромата -- цель была не давать компромат (что им тут является, а что нет, может додумать сам читатель), а раскрыть смыслы плаката, развешенного по всей Москве и рекламирующего столь важный проект. Для этого нужно было обратиться к контексту творчества авторов.
    Спасибо.
  • archialternative.ru· 2011-05-11 05:02:09
    Занятно. Конечно аналогия с политизацией архитектуры по нацистскому образцу налицо. Только здесь все еще хуже.

    Та же Риффеншталь была гений... Да посмотрите на хотя б на этот нацистский плакат с лыжником, если убрать идеологический подтекст, это великолепная художественная работа. А плакаты это псевдо-города имени Пу - убогие визуализации типа плохонького аниме, сделанные какими-то студентами.

    Что же касается архитектуры, то тут даже не вопрос стиля, тут вопрос вкуса и понимания. Пусть бы это была неоклассика (можно было б спорить подходит или нет), но тут же дешевый винегрет, смешение элементов; это не благородный классический (или нео-классический стиль, если угодно), а слабенькая стилизация.

    Посмотрите на слайд номер 8. Как только отошли от общих картинок с девушками и пейзажами и попробовали представить отдельно стоящее здание - тут же вышел говняный уродец.

    Противно за политиков и обидно за архитекторов.
  • Marina Belyaeva· 2011-05-11 05:48:56
    в наше пост-жж время уже неприлично журналистам писать такие длинные критические заметки, не предвосхищая их и не заканчивая главным, - какой либо мыслью. редактор это смотрел?
  • jumbo· 2011-05-11 08:59:29
    статья не понравилась
  • Pasha Mmek· 2011-05-11 12:37:02
    OS становится все хуже и хуже. А фашизм, как и любой тоталитаризм, заключается не в спортивном телосложении, а в том, что все на всех стучат. Ябедничают, как бы.
  • prussak· 2011-05-11 13:40:22
    что дурного в колонизации, то есть освоении и окультуривании своей же территории? вы не в курсе, что, к примеру, в той же германии вся саксония, тюрингия, силезия, померания и пруссия - колонизованные земли, причём в случае пруссии - не менее 4-5 раз? и что от этого произошло дурного?
    а то, что юг франции францией же был колонизован; или уэльс?
    отчего-то вам не по нраву и то, что на роликах все белокожи, и то, что черкешенки там не пляшут с бубнами. иными словами, вам не по нраву отсутствие там некоей сегрегации по национальному признаку. кто тут, спрашивается, больший нацист?
    попытка через филиппова и иллюстраторов выйти на "стиль путина" - грандиозна. видимо, вам неведомо, что филиппов далеко уже не питерский архитектор, и что неотрадиционализм, вами апострофируемый только как синоним фашизма, более всего распространён, скажем, в сша. или в великобритании. да и много где ещё.
    наконец, вам не кажется, что статейка ваша - банальнейший... донос?
  • Mikhail Boyarskov· 2011-05-11 15:00:30
    Вполне удачная реклама. Мне лично нравится далеко не все творчество группы Допинг-Понг и не все творчество Мишенина,но в данном случае,это как свежий глоток воздуха в городской массе серых и унылых рекламных плакатов и тд.
    Что касаемо похожести- то тут уже попахивает паранойей.
    Допинг-понг,здесь сработали очень круто! Браво
  • interRaptor· 2011-05-11 15:19:10
    2 Gleb Napreenko
    //Что Вы имеете в виду в данном случае под Verneinung?//

    У Лакана была интересная интерпретация фрейдовского механизма вытеснения - в плане анализа дискурса пациента. Дискурс строится, как бы огибая некоторую лакуну (непроговариваемое). Причем ни одно слово в дискурсе не указывает на такую лакуну.

    Именно в этом смысле и плакаты - Verneinung, и путинские города - Verneinung, и статья, как бы продолжая этот дискурс - тоже Verneinung. Короче, мыльный пузырь - немногим по силам добраться до сути...
  • nsogso· 2011-05-11 20:39:42
    Грустно, девицы.
    Verneinung - это отрицание (отказ).
    Вытеснение - verdrangung.
    "...в плане анализа дискурса пациента" у Лакана речь шла, насколько я помню, о сопротивлении - widerstand -и его связи с переносом. Собственно, о переносе там речь и была.
    Все это, конечно, можно легко соотнести с текстом статьи.
    Но, к сожалению, автор демонстрирует (как это, похоже принято в продвинутых столичных кругах)лишь некоторое знакомство с психоанализом. Лучше бы этого не делал.
    Лакан считает, что субъект отчужден от своего желания (по сути - от себя) в силу своего принципиального раскола. Отчужденное желание принадлежит Другому. И доступ к удовольствию у субъекта в силу этого отчуждения перекрыт. О наслаждении и речи нет, оно субъекту недоступно по определению.
    Все, что остается этому субъекту - довольствоваться крохами удовольствия со стола Другого.
    Для того, чтобы подобрать хоть эти крохи, субъект должен получить доступ к Другому. Сделать это можно, в частности, через фигуры-посредники. Например, те, что мы видим на картинках. Вот эти молодые боги имеют удовольствие по полной программе.
    Идентифицируясь с ними, и мы будем в состоянии прикоснуться к их удовольствию.
    Конечно, процесс идентификации бессознательный, но глядя на этих бодрых спортсменов, как-то не верится, что найдутся желающие быть похожими на них.
  • interRaptor· 2011-05-11 21:03:44
    2 nsogso·
    Грустно, девицы.
    Verneinung - это отрицание (отказ).
    Вытеснение - verdrangung.

    Я как бы в курсе.
    http://www.textlog.de/freud-psychoanalyse-verneinung-imago.html

    О Verneinung у Лакана см., напр., книга I, гл. V. И где-то еще упоминалось им не раз.
  • nsogso· 2011-05-11 21:26:26
    2 interRaptor
    "Как бы" - точное определение.
    Не очень понял, зачем Вы дали ссылку на известную статью Фрейда "Вытеснение" на немецком языке. Фрейда, типа, читать надо именно так?
    А Лакана см., см и см. довольно часто. И книгу 1 и другие.
  • nsogso· 2011-05-11 21:28:36
    2 interRaptor
    Статья "Отрицание".
    Так и не понял.Если "в курсе", зачем называть "отрицание" "вытеснением"?
  • Dobskee· 2011-05-11 22:08:58
    Мишенин-то никогда не был в норме, ничего удивительного.
  • sergeychenko· 2011-05-11 23:30:09
    Пройдём между воодушевлением несамостоятельного подчинения и хорошим строительством страны. То есть между путино-сталиным и Столыпиным. Получится нормальный такой душноватый, но продолжающийся путь.
  • Vitaliy Kalashnik· 2011-05-12 13:20:11
    Аналогии здесь уместны и это очевидно, но уж скорее с советским послевоенным агит-реализмом, а не с нацистской визуальной эстетикой (хотя ноги и у того и у другого из одного места растут, но разница все же есть). Так же в этом значительно больше античности, чем Лени Рифеншталь, но у статьи, видимо задача не о визуальной эстетике порассуждать ))
    Согласен, материал абсолютно не о чем. Пардон.

    Но и питерские авторы (как и художник приведенного в пример немецкого плаката) тоже пальцем деланы, видно не в курсе психо-визуальных механизмов, и не знают, что позитивное направление взгляда - в правый верхний угол (от зрителя), а никак не влево, а подобные аспекты для восприятия поважнее гор на фоне
  • Chocodeath Choco· 2011-05-12 14:50:22
    Я тут вижу собрались недоучки психологи и переучки художники:-) Люди неумеющие рисовать обсуждают картины, а незнающие языка, цитируют на языке оригинала умные мысли. Прелестно. Я усмотрела в этом материале не наезд на Мишенина или Ленни Рифеншталь ( художникам срать на мнение толпы ), тем более не на проект Горки-город - в котором ни один из вышенаписавших критиканов нищебродов покупать недвижимость явно не собирается, а значит неинтересен как потенциальный клиент. Тут все гораздо проще. Набор штампов и обливание грязью талантливых художников и архитекторов было нужно для формирования предвзятого и фальсифицированного общественного мнения насчет положения дел в современной культуре и политики страны. Статья это задокументированное обвинение председателя правительства В.В. Путина в фашизме. И это вынесено в заголовок материала. Автор и рассурс предоставивший ему площадку должны понимать ответственность включая уголовную за оскорбление объекта своей критики и клевету на него. Удачи в бою !
  • ebenstein· 2011-05-12 16:40:09
    А мне больше нравятся такие плакаты
    http://www.xorosho.com/xoroshy_yumor/44472-sovety-pravila-i-zapovedi-dlya-trudyaschegosya-cheloveka-.html#comment
  • ziggy_stardust· 2011-05-12 21:13:25
    Chocodeath Choco, вы где талантливых художников-то увидели тут? Вот срущих - это вы точно подметили.
  • nsogso· 2011-05-13 08:21:11
    2 Chocodeath Choco
    А как Вы определяете недоучек-переучек? Может, наоборот, художники-недоучки, а психологи-переучки?

    Да, и вообще, столько суждений, основанных лишь на каких-то своих смутных ощущениях.
    Зря Вы эту статью прочитали. Для Вас - интервью с писателем Шиловой. Странно, что Вы на этот сайт зашли. Для таких, как Вы существуют различные "Купи-продай".
    Да, и погоняло стоило бы сменить. А то, возникают совершенно определенные ассациации - коричневое, липкое, да еще и воняет...
    Так что, срите себе на голову, для Вас, судя по комментарию, это дело привычное.
  • Дмитрий Лещинский· 2011-05-16 13:59:28
    Китч, это язык на котором говорит практически вся современная реклама. Для большинства ее создателей это не осознанная необходимость, а отсутствие вкуса и неуважение к аудитории. Мишенин мастерски использует этот язык. Издевательство над штампами это основа всей постмодернистской культуры. Жаль, что автор статьи это не понял...
    Шепарда Фейри (http://obeygiant.com) вы тоже "Абамовским ястребом" назовёте?
  • Olga Fro· 2011-05-17 22:13:29
    Паранойя и бредовая конфабуляция. Испытываю неловкость от того, что я прочитала ваш текст.
  • Vladimir Wiedemann· 2011-05-19 04:35:22
    "Фатальная серьезность неоакадемизма" - ни Тимур Новиков, ни Дима Мишенин никогда не страдали идиотическим чувством серьезности. В отличие от некоторых...
  • Vincent· 2011-05-19 17:37:37
    Пусть строят, а я как ездил в Австрию, так и буду ездить и ближе и визы не надо.
  • Art Odox· 2011-05-20 15:11:14
    можно купить работы автора на artodox.com - http://www.artodox.com/products/c/cat011
  • Pavel Filippov· 2011-05-23 19:09:23
    Отличная статья. Вообще, допинг-понг молодцы - не припомню прецедента, чтобы в московской наружке использовались работы из такого, например, контекста: http://www.dopingpong.info/. На фоне того, что обычно висит по городу, это настоящий авангард. Хотя, конечно, их знаменитый лоли-пин-арт смотрелся бы ещё круче, но и так неплохо получилось.
  • tridi· 2012-05-01 14:40:07
    В будущем европейцы будут приезжать в Сочи и изучать новый олимпийский стиль, как сегодня - с восторгом знакомятся со сталинским метро. И эти толпы иностранцев - фотографируют, фотографируются, трутся об медные скульптуры на ст.м. Площадь Революции - чтобы потом похвастаться своим друзьям и родственникам))

    А Глеб Непреенко только гадости выискивает, тень на плетень наводит - что поделать, профессия журналюги нынче подлая: платят не за искренность, а за выполненную задачу). И уже почти не остается людей, которые верят писанному под заказ.
    Фашизм, видите ли он нашёл - смешно)
  • tridi· 2012-05-01 16:05:22
    А мне напоминает - советский стиль 60-х, с водолазками). Время спортивных достижений и мировых рекордов: конькобежка Скобликова, лыжники, великие хоккеисты. Кстати, все спортсмены были беленькими - негров тогда не было, вернее, они не успели подрасти)
  • tridi· 2012-05-01 16:08:07
    Стиль Путин - мне нравится) Солнечно, оптимистично, молодежно
Все новости ›