Идеологическая сущность проекта «Горки-Город» становится наконец-то кристально ясной
Имена:
Дмитрий Мишенин · Максим Атаянц · Михаил Филиппов
© Doping-Pong
Рекламный плакат Горки-город
Как-то раз, идя по Арбату после обсуждения лакановских идей о неизбежной расщепленности человеческого субъекта, я поднял глаза и увидел огромный баннер. В контрапункт моим мыслям представленные на нем персонажи отличались совершенной целостностью – и такой же совершенной мертвенностью.
Белокурые и прекрасные юноша и девушка стоят на фоне неоклассической архитектуры; девушка – фигуристка, юноша – сноубордист; за спиной каждого из них – белоснежная статуя молодого человека соответствующего пола, занятого соответствующим видом спорта. Эти статуи будто довершают дело превращения человека в холодное и стерильное совершенство. На горизонте – снежные горные пики.
Таких баннеров сейчас в Москве много. Это рекламная кампания строительства курортного
Горки-Города на Красной Поляне над Сочи по случаю грядущей Олимпиады. Проект реализуется как частно-государственное партнерство. 25% у Сбербанка, также партнерами являются администрации городов Краснодара и Сочи. Рекламу выполнила питерская арт-группа (как они сами себя идентифицируют)
Doping-Pong.
Doping-Pong – это в первую очередь работающие на заказ дизайнеры, но считают они себя большими художниками, принадлежащими к петербургскому неоакадемизму. Как заявил мне Дмитрий Мишенин, лидер группы, «
Doping-Pong и есть неоклассика – настоящие наследники красоты в русском искусстве». Фатальная серьезность неоакадемизма доходит в таком самомнении почти до гротеска. Впрочем, лидер неоакадемизма Тимур Новиков, по собственному выражению Мишенина, его, Мишенина, «проклял перед смертью».
© americanheritage1.com
Рекламный плакат олимпиады 1936
Именно из Петербурга, как известно, происходит окружение президента и премьер-министра. По строительству в Стрельне и прочим проектам можно предположить, что выходцам из столицы русского классицизма по душе следование «традициям красоты» (выражение из арсенала неоакадемистов). Архитектура Горки-Города, так же как и дизайн его рекламы, заказана тоже питерцам и тоже неоклассицистам – Михаилу Филиппову и Максиму Атаянцу. Горки-Город – самый большой на настоящий момент проект Филиппова, который, видимо, будет реализован.
Однако красота бывает разной, и даже неоклассическая красота может быть разных идеологических оттенков. Наследниками какой же именно красоты мыслят себя авторы рекламы? Нынешние «картины»
Doping-Pong напоминают нацистские плакаты
к Олимпиаде 1936 года, официальную живопись Третьего рейха, скульптуры Арно Брекера, кадры из фильмов Лени Рифеншталь: взгляд вверх, отрешенный от низшего мира, арийская статуарная красота, выправка воинов. Возможно, не случайно архитекторы отождествили Красную Поляну с альпийской деревней…
Читать текст полностью
Впрочем, в архитектурном отношении Горки вызывают в памяти русского человека скорее сталинские ансамбли, а в рекламном видеоролике проекта на одной из стен города помещена огромная репродукция Дейнеки. Но это сталинские ансамбли, которые одновременно имитируют старый европейский горный городок; здесь даже воспроизводятся исторические наслоения в стыках зданий. Все вместе создает декорацию некоего усредненного тоталитарного стиля. Вездесущий классический ордер, симметричные площади, осевая планировка (одним из композиционных центров служит православный храм) утверждают идею прекрасной нормализованной жизни. Архитектура обо всем этом говорит намеками, зато реклама предельно откровенна: она показывает, что предпочтение отдается стилистике немецкого (и отчасти итальянского) фашизма как более европейской, более модернистски чистой и привлекательной по сравнению с аборигенским, азиатским кондовым сталинским стилем.
© gorkygorod.ru
Архитектурный проект Горки-город
Все это могло бы показаться домыслами, если бы не откровения авторов. Вот цитата из интервью Атаянца: «Если все хорошо будет, то через 10–15 лет, когда деревья подрастут, найдутся такие старожилы, которые скажут, что здесь этот городок стоял всегда. Скажут, что здесь зарождалась Красная Поляна и Сталин здесь бывал. Такие люди найдутся, и это будет главный комплимент для меня и всех нас». Мишенин в анкете для итальянского сайта Pigmag.com на вопрос «Кто такой Сталин?» с явной симпатией отвечает «фюрер и русский дуче». Сайт Doping-Pong украшен среди прочего изображениями свастики, а одним из последних проектов Doping-Pong была серия эротических фотографий, героиней которой стала Фа (девушка в футболке с изображением свастики), борющаяся с Антифа (другой девушкой) на боксерском ринге (конечно, в голом виде). В итоге Фа побеждает и заворачивается в нацистский флаг. С сайтом также сотрудничает коммерческий иллюстратор Катя Заштопик, которая публично признавалось в своей любви к Гитлеру и нацизму и которую национал-социалистическое общество наградило кольцом со свастикой за «пропаганду нацистских идей» (см. здесь).
Дизайнеры «Допинг-понга» утверждают у себя на сайте, что они «работают долго, очень дорого и всегда абсолютно правы, потому что они – лучшие». Это означает, что они уверены, что нацистский стиль хорошо продается. Более того, налет тоталитарной стилистики делает товар еще более продаваемым. На баннере в глубине изображены две статуи, но они разные: если девушка на коньках есть прямая цитата из мира сталинской эстетики, то сноубордист – цитата из совершенно другого контекста, из современных массмедийных и рекламных фотографий (статуй таких вообще-то не бывает). Но благодаря мрамору, хотя бы и нарисованному, реклама лыжного спорта облагораживается и поднимается на уровень высокой культуры. Поднимаются и цены.
Призыв к покупке недвижимости адресован в первую очередь младшему поколению, детям современной элиты. Выбор европейского фашизма вместо русского сталинизма имеет тогда чисто коммерческий смысл: первый привлекательнее для целевой аудитории. Ассоциации с Альпами также необходимы, чтобы сделать старый сочинский курорт способным к конкуренции с той же Швейцарией.
© gorkygorod.ru
Проект Горки-город
Но тут есть и более сложная мысль: сталинский («кавказский») тоталитаризм должен стать по-настоящему, по-западному (а не по-советски) колониальным. В спроектированной Филипповым квазиисторической застройке и в мечте Атаянца о «старожилах», принимающих его архитектуру как родную, сквозят мечты о переформатировании истории и о перевоспитании населения архитектурой. Но хотя Атаянц упомянул Сталина, подход тут совсем не сталинский (напомним, «национальное по форме, социалистическое по содержанию». – OS), а в рекламе это опять-таки еще откровеннее: то, что строительство осуществляется на Кавказе, а не в абстрактных горах и не в Альпах, игнорируется. На плакатах и в видеороликах мы видим белокожих хозяев жизни, колонизаторов: никаких черкешенок с сосудами на головах, принудительно плясавших на сталинских фризах. Архитектура в своей унифицированной классичности тоже напоминает город колонизаторов. Примечательно, что Атаянц говорит в одном интервью, что «Петербург – это в чистом виде колониальный европейский город на русской территории», и сетует, что его население относится к архитектуре, как жители Алжира или Ливии после освобождения от колониализма: не понимает достоинств французской или муссолиниевской застройки и портит ее своими утилитарными переделками. Атаянц цитирует и Григория Ревзина, заявляющего, что «российская власть все время занимается колонизацией собственной территории», и, похоже, считает, что колонизировать надо далее.
Называя статью «Стиль Путин», я, конечно, иронизировал: хватки для создания большого стиля, аналогичного гройсовскому«стилю Сталин», у власти нет. Сталинское время было тотально театрализовано – как представление с участием всего народа. Теперь синтез тоже намечается, но на малой сцене. Скрепляет эту сцену не политическая власть и, уж точно, не миф о сопричастности великому делу, а деньги и приносимое ими наслаждение. Горки-Город – проект для элиты, словно в подтверждение своей элитарности вынесенный на горные вершины. Само название «Горки» отсылает к резиденции президента и поселку на Рублевке.
{-tsr-}Выбор элитной сцены по сравнению с всенародной сценой Сталина проявляется в изгнании темы труда, центральной для сталинской эпохи. В мире Горок усилий нет, трудятся где-то в низшем мире, тут есть лишь наслаждение праздностью. Отсюда «что-то легкое и даже забавное» в архитектуре (Атаянц). А рекламная кампания демонстрирует, что новые жители города и новые спортсмены не напрягаются, спорт для них – приятное времяпрепровождение. Столь гедонистически эта тема не трактовалась ни в одном из тоталитарных режимов XX века; путинский режим нашел тут свою собственную ноту.
Благодаря помянутому непонятно зачем Лакану вспомнилось слово "Verneinung"...
Неужели, заказывая промо-компанию "профессиональным дизайнерам", пусть и с "неоакадемическими убеждениями" имеет значение на какой именно реализм они ориентируются? в конце концов чем принципиально советский плакат от немецкого отличается?
Другой вопрос - имеет ли перспективу классицистический городок на кавказе, особенно если его сравнить с тем же плачевно разрушающимся сталинским Сочи (имею ввиду санатории Мержанова, Щусева и других). И каков смысл строить "новую старую классику", если ее там навалом и в руинах?
Конечно, тема контекста продвижения интересна. Но если вам и авторам ближе немецкий контекст, то мне по-прежнему "книга о вкусной и здоровой пище", а фа-тематика как-то исчезает, но о вкусах и не спорят.
Впрочем, это в к тому, что классика на фоне плакатов - любая - сталинская, немецкая, английская и палладианская, американская нео-. Как вы там вытащили фашистский контекст - не понимаю.
С ув.
- И эта нота уже искрометно услышана и высмеяна - например, в серии реклам американского интернет-телевидения, где главным героем выступает русский мобстер-мафиози. См., к примеру, здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=-vHT6b7u1_Y
Оргиастическая мантра упыря-атлета в финале ("no pain... no pain...") имеет, однако, забавный и многозначительный подтекст. Есть любимая фраза у американских тренеров, которую любой школьник помнит с детства: "No pain - no gain!" (~ "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда").
Интересно, что все-таки им удастся "(при)обресть" в итоге?
(Я не имею в виду опилки от распила, а символические приобретения...)
На тему специфически немецкого оттенка плаката -- в нём явно педалируется аристократическая арийская внешность спортсменов, что для сталинских плакатов нехарактерно.
На тему классики в архитектуре на плакате -- я не говорил, что она специфически немецкая, хотя её стерильность и сухость для сталинского стиля, действительно, не характерны. Вообще с архитектурой Филиппова всё сложно: его, как он обяъсняет в своём интервью Ревзину (не на тему Горок, а вообще), интересует тема облагораживания (и в его понимании спасения) классикой и ордером расколотой современной реальности -- в этом проекте решённая скорее игриво. На эту тему можно прочесть Асса и самого Филиппова.
На тему компромата -- цель была не давать компромат (что им тут является, а что нет, может додумать сам читатель), а раскрыть смыслы плаката, развешенного по всей Москве и рекламирующего столь важный проект. Для этого нужно было обратиться к контексту творчества авторов.
Спасибо.
Та же Риффеншталь была гений... Да посмотрите на хотя б на этот нацистский плакат с лыжником, если убрать идеологический подтекст, это великолепная художественная работа. А плакаты это псевдо-города имени Пу - убогие визуализации типа плохонького аниме, сделанные какими-то студентами.
Что же касается архитектуры, то тут даже не вопрос стиля, тут вопрос вкуса и понимания. Пусть бы это была неоклассика (можно было б спорить подходит или нет), но тут же дешевый винегрет, смешение элементов; это не благородный классический (или нео-классический стиль, если угодно), а слабенькая стилизация.
Посмотрите на слайд номер 8. Как только отошли от общих картинок с девушками и пейзажами и попробовали представить отдельно стоящее здание - тут же вышел говняный уродец.
Противно за политиков и обидно за архитекторов.
а то, что юг франции францией же был колонизован; или уэльс?
отчего-то вам не по нраву и то, что на роликах все белокожи, и то, что черкешенки там не пляшут с бубнами. иными словами, вам не по нраву отсутствие там некоей сегрегации по национальному признаку. кто тут, спрашивается, больший нацист?
попытка через филиппова и иллюстраторов выйти на "стиль путина" - грандиозна. видимо, вам неведомо, что филиппов далеко уже не питерский архитектор, и что неотрадиционализм, вами апострофируемый только как синоним фашизма, более всего распространён, скажем, в сша. или в великобритании. да и много где ещё.
наконец, вам не кажется, что статейка ваша - банальнейший... донос?
Что касаемо похожести- то тут уже попахивает паранойей.
Допинг-понг,здесь сработали очень круто! Браво
//Что Вы имеете в виду в данном случае под Verneinung?//
У Лакана была интересная интерпретация фрейдовского механизма вытеснения - в плане анализа дискурса пациента. Дискурс строится, как бы огибая некоторую лакуну (непроговариваемое). Причем ни одно слово в дискурсе не указывает на такую лакуну.
Именно в этом смысле и плакаты - Verneinung, и путинские города - Verneinung, и статья, как бы продолжая этот дискурс - тоже Verneinung. Короче, мыльный пузырь - немногим по силам добраться до сути...
Verneinung - это отрицание (отказ).
Вытеснение - verdrangung.
"...в плане анализа дискурса пациента" у Лакана речь шла, насколько я помню, о сопротивлении - widerstand -и его связи с переносом. Собственно, о переносе там речь и была.
Все это, конечно, можно легко соотнести с текстом статьи.
Но, к сожалению, автор демонстрирует (как это, похоже принято в продвинутых столичных кругах)лишь некоторое знакомство с психоанализом. Лучше бы этого не делал.
Лакан считает, что субъект отчужден от своего желания (по сути - от себя) в силу своего принципиального раскола. Отчужденное желание принадлежит Другому. И доступ к удовольствию у субъекта в силу этого отчуждения перекрыт. О наслаждении и речи нет, оно субъекту недоступно по определению.
Все, что остается этому субъекту - довольствоваться крохами удовольствия со стола Другого.
Для того, чтобы подобрать хоть эти крохи, субъект должен получить доступ к Другому. Сделать это можно, в частности, через фигуры-посредники. Например, те, что мы видим на картинках. Вот эти молодые боги имеют удовольствие по полной программе.
Идентифицируясь с ними, и мы будем в состоянии прикоснуться к их удовольствию.
Конечно, процесс идентификации бессознательный, но глядя на этих бодрых спортсменов, как-то не верится, что найдутся желающие быть похожими на них.
Грустно, девицы.
Verneinung - это отрицание (отказ).
Вытеснение - verdrangung.
Я как бы в курсе.
http://www.textlog.de/freud-psychoanalyse-verneinung-imago.html
О Verneinung у Лакана см., напр., книга I, гл. V. И где-то еще упоминалось им не раз.
"Как бы" - точное определение.
Не очень понял, зачем Вы дали ссылку на известную статью Фрейда "Вытеснение" на немецком языке. Фрейда, типа, читать надо именно так?
А Лакана см., см и см. довольно часто. И книгу 1 и другие.
Статья "Отрицание".
Так и не понял.Если "в курсе", зачем называть "отрицание" "вытеснением"?
Согласен, материал абсолютно не о чем. Пардон.
Но и питерские авторы (как и художник приведенного в пример немецкого плаката) тоже пальцем деланы, видно не в курсе психо-визуальных механизмов, и не знают, что позитивное направление взгляда - в правый верхний угол (от зрителя), а никак не влево, а подобные аспекты для восприятия поважнее гор на фоне
http://www.xorosho.com/xoroshy_yumor/44472-sovety-pravila-i-zapovedi-dlya-trudyaschegosya-cheloveka-.html#comment
А как Вы определяете недоучек-переучек? Может, наоборот, художники-недоучки, а психологи-переучки?
Да, и вообще, столько суждений, основанных лишь на каких-то своих смутных ощущениях.
Зря Вы эту статью прочитали. Для Вас - интервью с писателем Шиловой. Странно, что Вы на этот сайт зашли. Для таких, как Вы существуют различные "Купи-продай".
Да, и погоняло стоило бы сменить. А то, возникают совершенно определенные ассациации - коричневое, липкое, да еще и воняет...
Так что, срите себе на голову, для Вас, судя по комментарию, это дело привычное.
Шепарда Фейри (http://obeygiant.com) вы тоже "Абамовским ястребом" назовёте?
А Глеб Непреенко только гадости выискивает, тень на плетень наводит - что поделать, профессия журналюги нынче подлая: платят не за искренность, а за выполненную задачу). И уже почти не остается людей, которые верят писанному под заказ.
Фашизм, видите ли он нашёл - смешно)