В Москве чувствуется периферийно-капиталистическая общественная атрофия, а Петербург еще сопротивляется – как будто спрятался в угол.
Просмотров: 26440
Славомир Сераковский: «За интеллигенцию стоит бороться»
Лидер польского политического, общественного и художественного движения рассказал о своих впечатлениях от современной России
Фигуру Славомира Сераковского трудно представить в рамках короткого введения, даже простое перечисление его занятий занимает слишком много места. Социолог, публицист, политический комментатор, основатель журнала, издательства, а впоследствии общественного движения «Политическая критика»; Сераковскому удалось невозможное — сделать левые идеи чуть ли не господствующими в публичных
Читать!
Одновременно в своей статье в Guardian он пишет о том, что именно старые антирусские предрассудки мешают Польше в полной мере войти в Европу.
В составе делегации «Политической критики» был и куратор ближайшей Берлинской биеннале художник Артур Жмиевски; интервью с ним читайте здесь.
Интервью Славомира Сераковского проиллюстрировано фотографиями со съемок нового фильма Яэль Бартаны «Переворот», в котором он снова участвует.
— Часто слышу от тебя о феномене «польско-украино-российско-еврейской интеллигенции». Не знаю, как в Польше, но на Украине и в России это словосочетание звучит крайне экзотично. Откуда взялась эта идея?
— Насколько я понимаю, ты хочешь меня спровоцировать. Говоришь, что эта идея откуда-то «взялась», то есть она является проекцией в прошлое. Но мы хорошо знаем, что нет такого повествования об истории, которое не было бы проекцией. Проекцией, которая проистекает не только из наших теперешних обстоятельств, но и из целей, которые мы перед собой ставим. Я считаю, что для будущей пользы историю нашего региона нужно строить вокруг категории «интеллигенции». Этнические элементы, которые определяют региональные границы, — это россияне, украинцы, евреи и поляки. Но самым важным для меня является определение интеллигенции через позицию, этос, систему идей, которые состоят совсем не в принадлежности к слою людей образованных или занятых в «свободных профессиях» (как считается сейчас), а скорее в нонконформизме, идейности, склонности к самопожертвованию, готовности действовать в интересах самых слабых социальных групп. Такое понимание интеллигенции для меня идентично понятию левизны, которую я понимаю как борьбу за субъективность человека по отношению к внешним обстоятельствам, в том числе традиции, государству, церкви, рынку.
Думаю, что идею восточноевропейской интеллигенции можно и нужно смело проецировать в наше прошлое. Заметь, что ее нельзя спроецировать в прошлое Германии, Франции… Легче было бы рассказать таким образом историю Америки, но скорее Нью-Йорка: опять же, благодаря эмиграции из Восточной Европы — региона, где слабость или отсутствие социальных институций, в том числе государства, создало в лице интеллигенции что-то вроде «государства во внутренней эмиграции». Государство, существующее в мыслях, сознании интеллигентов — со всеми преимуществами и недостатками. Это оборонительная реакция социального организма — с большим количеством патологий.
Сегодня — уже по другим причинам — снова нет сильных социальных институций, включая государственные, которые могли бы дать отпор глобальным негативным процессам, делящим общество на индивидов. Отсюда отсылка к интеллигенции, которая является чем-то вроде электростанции социальных связей.
— И в России, и на Украине понятие «интеллигенция» сильно скомпрометировано — не только средствами массовой информации, но и поведением самих интеллигентов в постсоветской ситуации. Уже почти никто не говорит о себе в категориях «интеллигенции», предпочитая слово «интеллектуалы». Почему тебе кажется, что это понятие — именно то «проигранное дело», которое нужно защищать?
— Это правда. Последнее поколение интеллигенции — это поколение демократической оппозиции времен советского коммунизма, которое после его падения сохранило, по крайней мере частично, стиль жизни и некоторые атрибуты «интеллигентности», одновременно приветствуя приход гегемонии «среднего класса» и поддержав тот вид общественной трансформации, который привел целые массы людей к социальному исключению. Наилучших намерений им было не занимать — как и убежденности, что нужно имитировать Запад, а значит, поддерживать этику предпринимательского эгоизма, а не интеллигентского альтруизма. К счастью, то же поколение, которое много сделало, чтобы похоронить интеллигентский этос, перед этим успело оставить прекрасную историю борьбы с системой, которая вдохновляет нас на воссоздание интеллигенции в новых условиях.
— Можешь ли ты после длительной поездки по России сделать вывод, что современная польская и российская интеллигенция могут принадлежать к единому идейному сообществу? Они вообще совместимы?
— В России существует сильнейшая традиция интеллигенции — и в то же время самая скомпрометированная. Меня удивило, как легко люди отбрасывают Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Михайловского и других только из-за того, что они были в советском каноне. Тем не менее в России есть люди, которые, по моему убеждению, могут взяться за создание интеллигентского противовеса режиму, с одной стороны, и общественной апатии — с другой. Интеллигенту всегда угрожает двойное отчуждение — от власти, которая его дискриминирует, и от общества, которое его не понимает. Сегодня главной проблемой интеллигенции является цинизм постполитической власти и потребительского общества. Острее всего эта проблема стоит на постсоветском пространстве.
Тем не менее в России я увидел много людей, которые, если удастся пройти стадию институционализации, побороть сектантство и поверить в возможность широкого воздействия, — могли бы вместе с нами, поляками и украинцами, создать новое поколение восточноевропейской интеллигенции. Я увидел тут тот же самый блеск в глазах, который есть и у нас, и в украинской версии «Политической критики».
— Что еще из увиденного в России можно сравнить с твоим украинским опытом?
— На Украине я увидел наименее разрушенное, наименее атомизированное сообщество. В России трудные условия для работы, но труднее всего на Украине: нет рынка книг, системы распространения, очень мало изданий и т. д. Но в то же время на Украине меньше всего заметны процессы индивидуализации и атомизации.
— А в России?
— Конечно, в Москве чувствуется периферийно-капиталистическая общественная атрофия, а вот Петербург еще сопротивляется — как будто спрятался от нее в угол.
— Как тебе кажется, возможен ли в России проект радикального изменения общественных дискуссий «главного течения» изнутри, который удался «Политической критике» в Польше?
— В России я услышал в точности то же самое, что и в Польше, когда мы основывали очередные институции: пессимизм, пораженчество, бесконечные предостережения, что мы или станем мейнстримом, или окажемся маргиналами. Но у нас получилось доказать обратное — может, получится и в России. Но дело в том, что в России такую стратегию продумать и реализовать должны будут россияне. Нет никакого смысла делать очередной польский фестиваль в России или на Украине.
Мне кажется, ситуация в российском левом движении дозрела, чтобы кому-то наконец удалось создать сильную институцию. Перейти от растрачивания энергии на конфликты между организациями — к деятельности, направленной вовне. Мы увидели в России множество малых сообществ, журналов и так далее — такую цитоплазму, благоприятные условия для возникновения жизни на левом фланге.
— Ты говорил, что в России индивидуальности всегда были более важными, чем институции, и что Россия более радикальна в своем мышлении. Сейчас, после поездки в Россию, ты все еще так думаешь?
— В России, как мне кажется, очень трудно было создавать постоянные институции, усиливающие общество между уровнями государства и семьи. Идея «гражданского общества» должна была заполнить эту пустоту, но оказалась извращена пропагандируемыми вместе с ней неолиберальными идеями («каждый — кузнец своего счастья» и т.п.), господством маркетинга над политикой и ее компрометацией, а также патологическим потребительством. Огромная дистанция между государством и индивидуумом в России создала пространство для самых радикальных идей.
— В чем слабые стороны российских интеллектуалов, не только левых, но и либеральных?
— После разговоров с несколькими десятками из них могу указать на две вещи, в которых, конечно, не их вина. Во-первых, это нехватка идей о соединении теории с практикой в широком масштабе, а во-вторых — нехватка веры в возможность широкого влияния, вне крайностей «всё или ничего».
— Ты часто ссылаешься на традицию российского «толстого» журнала, «Политическая критика» была создана именно по этому образцу. Чем эта традиция принципиально отличается от большинства западных интеллектуальных журналов?
— Тем, что «толстый» журнал служит чему-то большему, чем просто выпуск интересного издания. Для нас журнал был началом создания целой серии институций, а также большого сообщества. Сегодня наш журнал стал одним из самых малых занятий в нашей организации, и в этом все дело.
— Какие польские влияния на Россию кажутся тебе самыми важными?
— После разделов Польши (в конце XVIII — начале XIX века. — OS) в России количество людей, писавших по-польски, превысило количество людей, писавших по-русски. Что немало говорит о влиянии поляков и польской культуры — той многонациональной культуры, которая существовала в Польше до ее разделов. Влияние Польши на Россию было сильным до 1960-х годов — Иосиф Бродский выучил польский не только затем, чтобы читать журнал «Пшекруй». Все это закончилось после перестройки, когда российское общество разделилось на узкую группу богатых, для которых Варшава была всего лишь провинцией (предпочитали ездить в Париж или Лондон), и на большинство, занятое своими проблемами, а не какой-то Европой. Польша перестала быть привлекательной. И на двадцать лет какое-либо влияние Польши на Россию исчезло. И наоборот. Впервые за несколько столетий.
— Тебе не кажется, что из конфигурации «Польша — Украина — Россия», которая возникает в «Политической критике», незаслуженно выпадает Белоруссия?
— Да. Может быть, дело в нашей неохоте следовать поверхностным, но всеобщим модам. Когда все в Польше интересовались Украиной, это не очень возбуждало наши амбиции. Начало возбуждать, когда мы увидели, что поляки остывают. После последних выборов в Белоруссии поляки очень заинтересовались этой страной. Конечно, мы хотим завязать контакты и помогать белорусским оппозиционерам — в конце концов, мы и сейчас не совсем пассивны в этом отношении: организовываем события, связанные с белорусской литературой и политической ситуацией. В конце концов, когда нам удастся что-то сделать в России, мы «окружим» Белоруссию и тогда пойдем в атаку (смеется).
— «Политическая критика» становится международным движением. Как ты представляешь себе деятельность такого движения на левом фланге в ситуации, когда подобные идеи были скомпрометированы различными «интернационалами» и их клонами?
— Я не боюсь аналогий с Интернационалом. Понятно, что ассоциации с советским коммунизмом до сих пор вредят левому движению, но уж аналогии с Интернационалом слишком абстрактны, чтобы интересовать кого-то, кроме правых польских журналистов, которые не могут придумать хорошей шутки для фельетона. Целью того, что мы делаем, не является создание международного левого движения как такового. Цель скорее — по ходу сделать несколько других дел. Идея сделать что-то вместе с украинцами и русскими — это попытка воспроизвести интеллигентскую традицию, о которой мы говорили, ведь это может оказаться решением социальных проблем, с которыми не могут справиться ни политические партии, ни неправительственные организации, ни индивидуальности. То, что мы делаем, не должно быть ни исключительно польским, ни украинским, ни российским — это должен быть механизм обмена идей и совместного действия.
— Несколько лет назад ты выступил в фильме Яэль Бартаны «Мары-кошмары», в котором призвал три миллиона евреев вернуться в Польшу. В результате было основано Движение за еврейское возрождение в Польше, которое будет представлять Польское государство на биеннале в Венеции. Для тебя это чисто символический проект или ты считаешь, что движение должно стать реальностью и евреи должны вернуться в Польшу физически?
Читать!
Москва — Киев — Варшава, март 2011
Ссылки
КомментарииВсего:8
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3453491
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2344437
- 3. Норильск. Май 1271564
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898355
- 5. Закоротило 823271
- 6. Не может прожить без ирисок 788223
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 764200
- 8. Коблы и малолетки 743400
- 9. Затворник. Но пятипалый 476151
- 10. ЖП и крепостное право 439391
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 406179
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373085
но количество "институций" в тексте напрягает
Ох уж мне эти левацко-постмодернистские шалтай-болтаи.
“I don’t know what you mean by ‘glory,’ ” Alice said.
Humpty Dumpty smiled contemptuously. “Of course you don’t—till I tell you. I meant ‘there’s a nice knock-down argument for you!’ ”
“But ‘glory’ doesn’t mean ‘a nice knock-down argument’,” Alice objected.
“When I use a word,” Humpty Dumpty said, in a rather a scornful tone, “it means just what I choose it to mean—neither more nor less.”