Мы решили отказаться от глупой идеи «сами мы из Центральной Европы, давайте наладим диалог».

Оцените материал

Просмотров: 32752

Георг Шёльхаммер: новый авангард – это авангард смысла, а не формы

Екатерина Дёготь · 21/01/2011
Одной из заметных выставок прошедшего года была «Манифеста-8» в Испании. ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ поговорила с ее куратором

Имена:  Георг Шёльхаммер

©  Екатерина Дёготь

«Диалог с Северной Африкой» иногда действительно получался

«Диалог с Северной Африкой» иногда действительно получался

Георг Шёльхаммер (Georg Schöllhammer) — главный редактор журнала Springerin (Вена), основанного в 1995 году. С 2005 по 2007 год он был главным редактором проекта «Журналы “Документы-12”» (documenta 12 magazines) —международного сотрудничества более сотни журналов во всем мире, которое возобновило работу с 2009-го. Кроме того, Шёльхаммер возглавляет Tranzit.at, а также исследовательскую группу «Параллельные современности — Архитектура на полях Советской империи» (Parallel Modernities — Architecture at the Margins of the Soviet Empire, Франкфурт/Берлин). Он является директором проекта Sweet Sixties — коллективного исследования позднего модернизма и неоавангарда в Центральной и Западной Азии, на Кавказе, Ближнем Востоке и в Северной Африке; основал международную исследовательскую группу «Послевоенные авангарды» (Любляна, Барселона, Вена). Он сотрудничает в исследовательском, издательском и выставочном проекте «Бывший Запад» (Утрехт, Эйндховен, Мадрид и Варшава). Живет и работает в Вене. В 2010 году коллектив Tranzit.org стал одним из трех кураторов биеннале современного искусства «Манифеста-8» в испанской провинции Мурсия (биеннале создали три уже существующих кураторских коллектива).


Георг, расскажи для начала о скучном: что такое «Транзит» (Tranzit), как он работает и как финансируется?

— «Транзит» — это группа из четырех негосударственных институций в Чехии, Словакии, Венгрии и Австрии, работающих на основе маленькой инфраструктуры, которые пытаются исследовать «скрытую сторону местных историй» и показывать их в более широком международном контексте. Так что эти четыре независимые ассоциации объединяет, с одной стороны, манера действия, а кроме того, общий спонсор — The Erste Bank Group.

А кто кого нашел — вы спонсора или он вас?

— Это была идея Марии Хлавайовой (ныне директор центра BAK в Утрехте. — OS) и Катрин Ромберг (куратор последней Берлинской биеннале; тогда они обе были кураторами «Манифесты». — OS) начала 2000-х — найти инвестора, который поддержал бы такие гибкие структуры. С другой стороны, у бывшего PR-директора The Erste Bank Group была идея делать что-то в восточноевропейских регионах, и эти идеи соединились, я бы сказал, продуктивным образом. Сначала были основаны подразделения «Транзит» в Чехии и Словакии, затем — в Венгрии, и после — в Австрии. Представители трех первых центров обратились ко мне с тем, чтобы координировать их деятельность и поместить их локальную работу в международный контекст, расширить ее значение. Так возникла платформа Tranzit.org — инфраструктурная группа, которая предоставляет определенные услуги, как веб-, интернет-публикации, и раз или два в год делает объединенную программу «Транзит». Например, это был огромный проект Sweet Sixties, который посвящен неоавангарду от Индии до Марокко. Так что «Транзит-Австрия» работает только с международной сценой, тогда как другие три центра работают с локальной сценой и пытаются представлять локальные истории в интернациональном контексте. В сравнении с тем, сколько мы делаем, наши бюджеты относительно невелики. Сначала было около 60—80 тысяч евро в год, а теперь — порядка 100—120 тысяч каждому из филиалов на всё про всё.

©  Екатерина Дёготь

Коллективный проект кураторов tranzit.org

Коллективный проект кураторов tranzit.org

При этом ни у кого нет выставочного зала?

— У чехов есть, у других нет. Но мы при этом постоянно ищем дополнительное финансирование, и часто привлекаем бόльшие деньги, нежели получаем от The Erste Bank Group, и это позволяет нам быть полностью независимыми.

А зачем все это нужно банку?

— На самом деле мы имеем дело не с самим банком, а с учрежденным им фондом. Нам, конечно, потребовалось время, чтобы научить работать его локальные спонсорские подразделения. Потому что поначалу у них была идея, что «Транзит» будет приглашать художников делать симпатичный такой дизайн для оформления кредитных карт и банковских отчетов. А в целом зачем им это? Здесь всегда есть доля стратегии и расчета; с другой стороны, существует политический аспект, который очень тесно связан с банком на личном уровне. Нынешний президент Фонда до того был политиком либерально-консервативного крыла, почти что зеленым, и возглавлял отдел в бывшем министерстве культуры и науки в Вене. Так что он был причастен к трансформированию ситуации социального государства, welfare state, которое было вынуждено передать финансирование культуры в частные руки. Не так давно велись очень бурные дискуссии о том, как можно компенсировать отсутствие вложений в общественный сектор, которое является большой проблемой. Так что у него лично, я думаю, были идеи какой-то культурной политики и обучения определенных классов.

©  Екатерина Дёготь

Еще одна часть коллективного проекта…

Еще одна часть коллективного проекта…

Когда вы получили приглашение стать кураторами «Манифесты», как вы отреагировали на выдвинутый организаторами неолиберальный лозунг «диалога с Северной Африкой»? При том что этот фальшивый «диалог» в нынешних условиях очевидным образом предусматривает разговор с позиции силы, разговор неравноправный, разговор свысока…

— Мы немедленно и открыто его отвергли. Мы сказали, что нас такой диалог не интересует. Что очевидно, что его нет, этого диалога. И что нас вообще не интересует понятие диалога.

Вы не считаете диалог продуктивным?

— Диалог абсолютно непродуктивен в такой неравнозначной ситуации. Это чисто европейский проект, проект бывших колонизаторов по реинтеграции своих бывших колоний в более широкий контекст — такое отношение к Северной Африке наследует британскому имперскому мышлению. Но и в самой Африке есть самоколонизация и огромное количество конфликтов. Но мы отвергли диалог также и потому, что сами — я, например, — происходим из стран, где очень, очень долго процветала фордистская социальная демократия. А мои коллеги из Чехии, Словакии и Венгрии начинали свою карьеру художников, кураторов и музейных работников как раз в тот момент, когда идея «диалога с Западом» стала частью практики неолиберальной трансформации их обществ. И тогда появилось множество теоретических инструментов, в том числе критических инструментов: например, в эти регионы пришла постфукодианская парадигма. Местные культурные и интеллектуальные элиты должны были ее усвоить, ее этому прямо обучали, но в результате этого образования неолиберальная парадигма и неолиберальная критика наложились друг на друга. И новый теоретический инструментарий, которым поначалу все восхищались, на самом деле не вполне соответствовал потребностям, не отвечал времени. Эта теория, которую всем пришлось выучить, была абсолютно отвлеченной (symbolic), ее не так-то легко перенести на реальные политические процессы и события.

И тогда мы подумали, что как раз это могло бы стать неплохой отправной точкой для разговора об идее «диалога с Северной Африкой». Как можно быть критичным? Как быть в этой ситуации искаженных представлений, непониманий и одновременно быстрых преобразований?

©  Екатерина Дёготь

…в создании которой приняли участие и зрители

…в создании которой приняли участие и зрители

С другой стороны, парадигма, которая уже к тому времени была, — парадигма постсоциалистических или посткоммунистических исследований. Мы ее тоже пытались избежать, чтобы не реконструировать советский империализм. Потому что изучение посткоммунистической ситуации в каком-то отношении реконструирует колониальный аспект советской системы.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:25

  • dorfmeister· 2011-01-21 21:46:42
    "И у нас сейчас есть то же ощущение перегрузки образами, хотя мы не больше перегружены, чем в позднем барокко, например".
    Как, интересно, проверить это утверждение, инстинктивно кажущееся мне совершенно неправильным?
  • dorfmeister· 2011-01-21 23:27:09
    И еще: не кажется ли вам, что хотя бы ради вербовки нового зрителя такие проекты, как Манифеста-8 или "Ударники мобильных образов", должны выглядеть как супермаркет, т.е. логично и эффективно с точки зрения подачи информации?

    Судя по снимкам, между "Ударниками" и Манифестой было даже слишком много общего. Вбрасываю ревлозунг: "Учиться у Ашана!"
  • degot· 2011-01-22 14:10:36
    Нет, не кажется. Способ вербовки зависит от зрителя. Я лично один раз в жизни была в Ашане и через три минуты ушла и больше не вернулась - не выдержала коммерческого напора. А информационная эффективность Манифесты была очень высока, - все, о чем говорит Георг, можно было прочитать на стенах, в каталоге и т.п., а часть произведений (видео) вообще показывалась по местному телевидению целиком.
  • t61· 2011-01-22 19:03:14
    спасибо, Катя! отличное интервью!
  • eugenioart-1· 2011-01-23 03:32:30
    " Я думаю, это единственное, что может делать искусство сейчас. " - персонаж, произносящий такую фразу достоин пожизненного уважения. его единственного теперь и слушать и читать и смотреть буду...
  • zAdorno· 2011-01-23 13:37:06
    для eugenioart-1:
    Позвольте с Вами согласиться.

    Похоже на то, что возник новый феномен – этакое «кураторское» искусство.
    Кураторграфия? Кураторизм? Агитпропкурвизм?
  • eugenioart-1· 2011-01-24 02:49:10
    да, теодор, возникло и существует на промышленном уровне, по меньшей мере лет 20, а вы все не утратили способности этому удивляться. издевались мы все над искусствоведами, подкалывали их, а они сделались кураторами и сами себя подкалывать решили, хотя думаю, что они так не думают. думаю, думают, что они не подкалывают. а кому охота за 1000 евро, или, если совсем известный, за 1500 (цены современной европы) статьи для каталогов писать, с замечаниями работодателей соглашаться. да и не часто работодатели звонят-то. сколько кураторство стоит, не знаю я, да и не в деньгах, конечно же, дело, ведь все почти кураторы эти левой идеологии держаться, а там не деньги главное, не коммерческий напор. главное не потворствовать этим индивидуалистам-художникам, а направить труд их, ясный пень неправедный, на общественные интересы, как учили отцы и матери-основатели.
    не удивляет ли вас, не потерявший способности удивляться теодор, что на всех этих манифестах да биенналлях лет 20 уже так много представителей всех что ни на есть китаев? а китайцу и в голову не придет каким-то там поиском индивидуального языка заниматься, култура у них, говорят, такая, неиндивидуалистическая, а коллективная, будет рис и рис, и отлично. видел я легионы китайских художников, да ни одного не знаю, кто бы какой ни на кого из ранее известных аналогов западных не похожий результат показал. да и в науке и технологии какой там копирайт, стибрил чонить, хоть с тибра, что с худзона(ы), главное, чтоб было.
    а почему, задорный теодор, их на этих манифестах-биенналлях покажут 20 лет не перепокажут? много их, конечно, это да, но главное послушные они, кланяются и делают на общественное благо искусство хоть левой, хоть правой, чо куратор скажет, то и сможет. трудолюбие имеет.
    и вот кураторы наши властительные и, как видим, разговорчивые, друг другу байки все те же рассказывают, обязательно пару французов упомянывают, да на "китайцев" (в "философско-общественном", понимаете, смысле, конечно) указывают, . где надо громко рассказывают, кричат иногда, чтобы многих других перекричать, а где многих нет, как в россии, там шепчут. шепнул икс игрику, что есть мол один или одна. игрик спросит у икса, один-то этот, китаец ли? да, говорит икс, послушный, хошь маслянистыми смогет, хошь инсталяцию на уралмаше построит. тогда беру, шепчет игрик, на манифесту, а может еще на што сгодиться. а потом может и эпсилону нашепчет, их в россии всего-то 3: икс, игрик и эпсилон, кричать не надо. а там где кричать надо, да и не только китайцы, там покричать придется, ну и кричат.
    однако на берлинской биенналле 2010го понаехали на левого куратора, упомянутую в данном интервью милейшую катрин ромберг, левые-левые, а один из биеннальских филиалов так вообще разгромили: привела катя биеннале в левый район крейцберг, концепция такая была: в народ, в турки, а те левые-левые против: дорожают аренды в тех местах, куда искусством названное прет, что в нью йорке, что в шанхае. скупают потом буржуины(левые, но не левые-левые) дома там, художниками пописанные и ни какое праведное дело, кураторами как пользу обществу задуманное, не спасает.
    вот. а индивидуалисты, на общее дело уже не подписываемые на лонговые острова сваливают. и живут в лесах и не дают их пилить.
    не обижайтесь милые кураторы, что такое теодору накалякал: ничего личного... как и на манифестах-биенналлях.
  • kustokusto· 2011-01-24 03:12:01
    — Мы очень много думали о способе показа. На мой взгляд, представление, показ — это решающая вещь. ---

    Долго смеялся))) Много вокруг художников вьётся подобных болванов . Они думают , что говорят глубокомысленные вещи - не понимая - как они смешны. Они рождают смыслы, они выставляют смыслы , они дают смыслам оценки. Идеальное искусство для государства нашего типа - разводить лохов пожиже. "Лояльность и трудолюбие " -начертано на знамени этого дурдома ( да это и не скрывает и автор ). А главный ход в этой трёхходовке - умение доставать бабки. И всёёёёё...
    Смело сравню кураторское искусство с коровьим бешенством.
    В топку!
  • zAdorno· 2011-01-24 15:54:40
    для eugenioart-1: У-у-х, как Вас заколбасило.
    для kustokusto: Точно! Кураторов приравнять к коровьему бешенству, арт-критиков - к свинному гриппу. Концептуализм - к гомосексуализму(и одно, и другое одинаково бесплодно тешит себя сомнительными имитациями природных инстинктов). Всех в топку!
  • freedomsucks· 2011-01-24 17:24:11
    111
  • kustokusto· 2011-01-24 19:28:35
    2 zAdorno
    Не надо Бухенвальда тряпочного - я говорил только об их "творчестве".
  • eugenioart-1· 2011-01-24 22:22:33
    я люблю фонетику: звук болваны очень правильно попало, можно даже петь его. а этот конкретный болван, просто с дерева только слез...
  • spb4· 2011-01-27 13:09:12
    ужас. от комментов.
  • atomniy· 2011-01-27 15:28:06
    О, авангардисты!
  • walkowsky· 2011-01-28 13:28:55
    kustokusto
    zAdorno
    Вы сами-то не задохнулись от своих миазмов?
  • kustokusto· 2011-01-28 14:16:05
    2 walkowsky
    Лично я задыхался от концептуализма. Счас как-то немного проветрилось...

    Я присоединился к вам просто с перепою и вопреки всякой очевидности. Я вам говорил, что надо революционизировать сердца, что надо возвышать души до усвоения вечных нравственных категорий, — а что остальное, что вы тут затеяли, все это суета и томление духа, бесполезняк и мудянка…
  • zAdorno· 2011-01-28 18:04:17
    для walkowsky
    Вы задали искрящийся шуткой и юмором вопрос.
    Миазмы (гр. miasma - загрязнение, скверна), по устаревшим представлениям, ядовитые испарения, продукты гниения, якобы вызывающие заразные болезни.
    Спасибо за вопрос.
  • tridi· 2011-01-29 12:04:57
    Всё белыми нитками шито: единственная цель - не создание условий для развития нового современного искусства и прочей подобной ерунды, а построение "сетевого авангарда" - управляемой структуры, финансируемой ради возможности манипулирования сознанием и подавлением всего подлинного, духовного, Божьего.
  • tridi· 2011-01-29 12:08:22
    to eugenioart-1

    +1
  • tridi· 2011-01-29 12:16:20
    to kustokusto
    //Я вам говорил, что надо революционизировать сердца, что надо возвышать души до усвоения вечных нравственных категорий//

    +1
  • tridi· 2011-01-29 12:19:13
    Отличное интервью Екатерины Дёготь - всё просвечивается как на рентгене))
  • tridi· 2011-01-29 12:30:22
    //— Да, мы вовлечены в странный новый авангард, но в отличие от старого авангарда он не делает формальных прорывов, для этого нет даже возможности. Авангард, в который мы вовлечены, связан с производством смысла (content-making)// Георгий Шёльмахер

    "Сетевой авангардизм" - более агрессивная, усовершенствованная форма управления мозгами. Качество и смыслы - ничто, массы и управление ими - всё.
  • tridi· 2011-01-29 13:00:50
    Белые и пушистые, все из себя независимые)))

    //Так что эти четыре независимые ассоциации объединяет, с одной стороны, манера действия, а кроме того, общий спонсор — The Erste Bank Group.//

    //у бывшего PR-директора The Erste Bank Group была идея делать что-то в восточноевропейских регионах//
  • kustokusto· 2011-01-29 14:50:36
    "Сетевой авангардизм" - оп-ла.
    Почём бонусы за верхний ряд? )))
    2 tridi - нарыв вскрыт.
  • eugenioart-1· 2011-01-29 17:52:49
    +1 - это что, оценка? по какой системе?
    к кате деготь: катя, предложи, пожалуйста, администрации сайта сделать комментаторов с реальными именами, а то как-то странной получается игра...
Все новости ›