Страницы:
«Зоопарк авангарда»
Катя Дёготь пишет о «зоопарке авангарда». Это миф. Ни в какой, даже самой либеральной стране этого «зоопарка» никогда не было, нет и не предвидится даже в проекте. Да, и у исторического авангарда, и у современного искусства время от времени возникали и возникают проблемы с законом, с возмущенными гражданами. Подобные конфликты возникают
Читать!
Ерофеев в 90-е сделал удачную выставку «Безумный двойник», где собрал разные виды «безумных» провокаций западных художников. Из всего контента выставки к подлинной рискованной провокации можно с большим трудом отнести какого-то француза, который на пластиковой лодке обстрелял кого-то или чего-то петардами.
Нет никакого «зоопарка» на Западе. Да, конечно, в западных странах есть группы активистов антиглобалистского движения. Иногда они проводят «карнавальные» демонстрации, заканчивающиеся драками с полицией и даже смертями. Но это политика! Это реальная политическая борьба. Так и терроризм всех оттенков есть на Западе (у нас тоже есть, только одного оттенка), но никому в голову не придет привлекать этих людей в музейные выставки и называть их действия искусством.
Более того, если в начале — середине ХХ века у авангардистов еще были какие-то свободные зоны для веселого и не очень хулиганства, то сейчас их совсем не стало. Скорее западная система искусства напоминает иезуитский колледж с двойными или даже тройными стандартами и изощренной демагогией о свободе и критическом искусстве (но опять же, в высшей степени поверхностно это иезуитство понимать как проявление какой-то злой воли. Это результат естественного развития системы искусства).
Этот миф о «зоопарке» создает в корне неверную оптику российских проблем.
Проблемы
А проблемы эти вот в чем.
1. В России чрезвычайно слабая, непрофессиональная, неопытная система искусства. За двадцать лет своего существования она даже музей современного искусства организовать не смогла своими силами. Отсутствие академических и образовательных институций выработало, даже у подающих надежды интеллектуалов-критиков, вместо дискурсивного высказывания идиотский журналистский треп, который не способен ничего ни понять, ни сформулировать. Работа в периодической прессе не так уж безобидна, как кажется на первый взгляд. Она определенным образом формирует и взгляд, и интересы, и стиль этого критика. Художественный процесс в современной России также оставляет желать лучшего. Но об этом стоит писать отдельно — тема необъятная.
2. Государство Российское до сих пор в полукоматозном состоянии. И именно этим состоянием объясняются гонения на Авдея, Мавромати, Ерофеева и Самодурова, а не возникновением «вертикали власти», как думает большинство. Возбуждение уголовных дел (во всех смыслах прискорбная практика) — это не возникновение цензуры, а результат того, что вновь стала функционировать судебная система. Вновь стала функционировать (ну и — мнения «народа», конечно, который чуть-чуть вздохнул и оглянулся по сторонам).
В 90-е эта система вообще не работала. В 90-е все проблемы решались «приватно», при помощи ножа и револьвера. Никто, наверное, не знает, но в тех акционистских группах, что я создавал за десятилетие, погибло шесть человек! Григория Гусарова — ключевую фигуру движения «ЭТИ» — убили и труп выбросили в лес. Василия Шугалея — талантливого рок-музыканта и художника (его портрет был напечатан на обложке первого номера «Радека») — зарезали какие-то темные личности. Список могу продолжить, только имена ничего не скажут читателям. Так решались проблемы в 90-е. А «народ» просто-напросто выживал, и ему было не до «оскорблений» нравственности. Сейчас положение кардинально изменилось. Суды заработали (едва-едва), а область культуры государство отдало на откуп церкви по собственной слабости. Вернее, не церкви, а околоцерковным придуркам. То есть налицо недостаток власти, а не ее переизбыток. Для «цивилизованной» страны подобная «свобода» (а это, конечно, свобода, свобода XIX века на Диком Западе) — нонсенс.
3. И как следствие — в России не отсутствие «свободы слова», а ее безудержная эксплуатация. Во всяком случае, в культурном контексте уж точно. Свобода слова в своем пределе — это свобода слова револьвера. Вот этими «револьверами» каждый в своем стиле и «перестреливается». То Ерофеев сделает вызывающую выставку (имел право, безусловно), то околоцерковные придурки учинят погром (заметьте, уже научились называть это «перформансом»). А между ними ничего не понимающий деморализованный суд.
Но вернемся к группе «Война». Их «одиссея» подходит к концу. Нескольких активистов арестовали. Художественная «общественность» (в кавычках, так как ничего общественного я в ней не вижу) затаила дыхание. Критики ломают голову, как отмазывать «перформеров». Думаю, отмазать не удастся. Условный срок точно дадут. Переворачивать машины милиции, с какими бы дебильными мотивами это действие ни производилось, государство не позволит (если оно, конечно, государство, а не половая тряпка — относительно современной России еще остались серьезные сомнения).
Но во всей этой истории, — в этом «веселом карнавале», в котором участвуют десятки тысяч обывателей, надрывающих животы на YouTube; кураторы типа Ерофеева с «новой волной» перформанса; художник Монастырский, определивший непровинциальность России по факту наличия в ней группы «Война»; спичрайтер филолог-циник Плуцер-Сарно, нашедший в молодых людях хороший материал для своего блога, и многие другие, — самым интересным будет финал. А финал будет такой: прихлопнут всю эту шарашку солдатским сапогом, и разбежится вся «общественность» по углам своих кухонь, как тараканы на свое привычное место. Вы спрашиваете, почему в России был Сталин? Вот именно поэтому и был. Именно поэтому.
Квалификация
В моем понимании жест практически любой степени радикальности может быть искусством (перформансом), если он представляет собой универсальное обобщающее высказывание. Важна, конечно, и соотнесенность с традицией подобных действий. На мой взгляд, группе «Война» подобные высказывания удаются с большим трудом и, видимо, относительно случайно. Фактически только изображение члена на разводном мосту в Питере можно отнести к искусству (да и то с некоторой натяжкой). Их стремление привнести в собственный жест какой-то смутный политический контекст, типа лозунга во время оргии в зоологическом музее, выдает крайне неопытных и, в сущности, трусливых художников. Трусость здесь проявляется именно в апелляции к «политике». Это трусость, так сказать художественная, ничего общего не имеющая с бесшабашностью в реальных действиях. Эта «загрязненность» делает большинство их жестов какой-то разновидностью телевизионных розыгрышей со скрытой камерой (но без «прикрытия»). Это с точки зрения искусства.
На подобную деятельность можно посмотреть и с другой стороны, как на политический активизм. Но тогда лозунги должны быть ясные и недвусмысленные, а у самой группы должна быть реальная политическая программа, а также тактика и стратегия борьбы. Неоправданное внимание российской художественной «общественности», собственно, развратило молодых людей, и они зависли где-то между. «Общественность» сыграла с ними злую шутку — нейтрализовала их и как художников, и как политиков-революционеров. Эта нейтрализация, хочется думать, не фатальна. И я желаю ребятам разобраться с тем, чем они на самом деле занимаются. В тюрьме это будет сделать намного труднее. Но эта плата за «успех» у интеллигенции.
В последнее время «Войну» стали всерьез обвинять в том, что они провокаторы из ФСБ. Типа они специально внедряются в демонстрации оппозиции, устраивают там беспредел, для того чтобы дискредитировать оппозиционное движение. Это глупость, граничащая с обычной подлостью. Российская интеллигенция — люди с неустойчивыми нравственными ценностями, от любви до ненависти у них один шаг. Сегодня они провоцируют тебя по логике «а круче можешь?» (хорошо это помню по 90-м), а завтра, получив что-то действительно покруче, называют тебя провокатором из ФСБ (КГБ). Не слушайте, молодые люди, этих господ! Они сами себя не понимают, вам мозги пудрят, а отношение их к жизни исключительно гедонистическое. Нет ничего более циничного, чем использовать искусство в качестве несерьезного развлечения. И в основании российской культурной несостоятельности лежит именно это регрессивное отношение.
Защита
Какая, на мой взгляд, должна быть стратегия защиты на суде? Выбор вариантов невелик, а позитивный исход почти невероятен. Говорить, что ребята делали современное искусство, апеллировать к либеральным ценностям, сетовать на отсутствие в России «зоопарка» — это врать безбожно. А вранье на суде ни к чему хорошему привести не может. В конце концов, судьи, может, в искусстве и не разбираются, но они же взрослые люди и всей этой бредятине вряд ли поверят.
Наверное, стоит говорить, что молодые люди не разобрались в искусстве. Имея перед глазами радикальные примеры 90-х, они слишком буквально их восприняли. И Ерофееву не помешало бы на суде признать, что его неоправданное внимание вскружило молодым людям голову. Вот что бы я рекомендовал. И подобное отношение благотворно подействует и на молодых людей. Не будет делать из них липовых героев, пострадавших за искусство. В противном случае вы рискуете сделать их интеллектуальными инвалидами, а российское искусство ввергнете еще более глубоко в пучину невменяемости и провинциального маразма.
Читать!
Страницы:
Ссылки
КомментарииВсего:21
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451832
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343431
- 3. Норильск. Май 1268748
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897717
- 5. Закоротило 822175
- 6. Не может прожить без ирисок 782656
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759457
- 8. Коблы и малолетки 741023
- 9. Затворник. Но пятипалый 471606
- 10. ЖП и крепостное право 407978
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403245
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370611
15 ноября в Москве были захвачены и брошены в тюрьму Олег Воротников и Леонид Николаев, активисты группы Война. В настоящий момент им предъявлено обвинение по п. «***» ч. 1 ст. 213 УК РФ («хулиганство по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы», т.е. милиции). На Воротникова и Николаева продолжают оказывать давление, в том числе и физическое.
Война с предельной остротой поставила перед обществом проблему его собственного бессилия перед произволом государства.
Воротников и Николаев обвиняются в «хулиганстве», заключавшемся в незначительных повреждениях одной из бесчисленных патрульных машин российской милиции. И реакция последовала незамедлительно – группа захвата из Петербурга провела настоящую спецоперацию в Москве.
Сегодня российское государство не пытается кого-либо убедить в том, что его законы равны для всех. «Дела», подобные заведенному против Войны, как раз должны убеждать в обратном: они призваны показать остальным не то, КАКИЕ действия недопустимы, а то, КОМУ их не позволено совершать. Неслучайно такую важную роль в нашей репрессивной практике играют различные чрезвычайные «антиэкстремистские» законы или «отягчающие мотивы» обычных хулиганских действий – исключительность этого права манифестирует формальное неравенство и фактическую сословность нашего общества.
Право в этом случае теряет всякие признаки универсальности и становится субъективным правом определенной группы совершать определенные действия. Для того, чтобы получить право переворачивать машины или избивать людей, необходимо, например, стать частью той группы, в ненависти к которой обвиняют сегодня Войну.
Защита Войны, таким образом, должна начинаться с самоопределения каждого – частью какой группы, сообщества, класса ты являешься сам и какие права ты в качестве части этой группы хочешь получить. Бизнесмены, чиновники и милиция имеют особые права, потому что они имеют возможность эти права отстоять и доступно объяснить необходимость их уважения всем остальным. Активисты Войны, фермеры Кущевской или жители Химок – часть огромного большинства, лишенного каких-либо прав, даже самых элементарных. Каждое из подобных прав предстоит завоевать: на забастовку, чистую окружающую среду или свободу собраний. Или на оскорбление милиции, если для того есть основания – а их у нас более чем достаточно.
Каждое дело, подобное делу Войны - не вопрос соблюдения законов, на который всем давно плевать, и в первую очередь – тем, кто их пишет. Дело Войны – это поле битвы за наши права, за само право на то, чтобы, не стесняясь все громче о них говорить. Если Войну сажают – пространство ИХ права становится больше, а НАШЕГО – меньше. Если «дело» разваливается – наоборот.
Дело Войны сегодня касается каждого. Мы призываем к солидарности всех, кого коснулся произвол милиции. Добиваясь освобождения активистов Войны, мы добиваемся освобождения от этого произвола.
Митинг «Война против мусора, или за право оскорблять!» состоится 18 декабря в 15.00 на Пушкинской площади.
Инициативная группа «Свобода Войне!»
P.S. На фото Анатолий единственный, кто закрыл гениталии. И это тоже правильно.
это, по-настоящему, профессиональная оценка.
это банальное хулиганство...
как и одна из их старых акций - "ешь бесплатно", когда они своё хулиганство выдавали за арт-акцию...
такие "акции" компрометируют борьбу с режимом...
Поэтому Осмоловский считает возможным Войну судить, как художников (то есть , как претендентов), несмотря на уголовное преследование.
Разбирая кто кому начальник, кто кому чего должен, Осмоловский, в качестве старейшины, советует "молодым людям" признать себя на суде идиотами.
А Ерофееву, как подельнику, советует признать себя виновным в подстрекательстве идиотов к отчаянному идиотизму.
Я сначала думала, что Осмоловский шутит, но когда дошла до того места, где Анатолий рассказывает о стабилизации, свободе слова и неплохой работе российского правосудия, поняла, что он это все на полном серьезе написал.
Однако, все равно смешно получилось.
Во-первых, никто у Осмоловского мнения спрашивать не будет. Война, как медиа-событие, гораздо важнее Осмоловского и в России, и в мире.
А вся эта, сложная иезуитская иерархия современного искусства, описанная А.О. - полное фуфло. Несколько сот линков и вся иерархия изменилась.
Война с циничным Плуцером , к сожалению, это прекрасно доказала.
Осмоловский скоро сам на выставки, организованные под лейблом Войны, будет проситься.
Так что, на парад победителей Война уже попала. А условный срок вовсе не помешает активному участию в художественном процессе.
Вот только весь этот художественный процесс (вместе с Войной) - отвратительное зрелище!
Как говаривал один известный режиссер: "Не верю!"
Судя по всему, Осмоловский действительно по-умнел и продолжает совершенствоваться. Четкое разнесение - вот здесь искусство, а здесь - политика, вот что нам нужно. Хаос - вечная беда России. Это и плохие дороги, и дураки, и все остальное...
что палкой Осмоловского зовётся.
Ведь только НАМ сочуствие даётся,
Как ИМ - одни голимые понты.
И ложью ложь поправ,
как мистер Мозгоправ
в кино у Банкси -
устройте дансинг!
Опять и опять находятся те, кто наново замусоривает визуальную и идеосферу, - вот Война, БезОбразника представляют на венецианской биеннале, ряженые куролесят и т. д., - о бесноватых смутьянах слух несётся по Руси и трубят СМИ, а что в итоге? Появляются новые смыслы? Здравые предложения? Приблизились от войны к миру?
Сравним два высказывания, чтобы понять, где мы и в чём пребываем: великого И. Е. Репина "Отказ от исповеди" 1879-85 гг., актуальное произведение современного искусства того времени и акцию современного "искусства" группы Война "Дворцовый переворот". Извините, перевернуть машину может любой дурак или жлоб, а выразить, воплотить мастерски нерв своего времени импульсы которого мы и сейчас ощущаем, может только большой художник. Средства достижения цели, заметим, разные.
Своими физактами группа Война скорее замусоривает пространство. Меня большей частью опустошают акции группы Война чем насыщают. Даже если я не хочу ничего подобного видеть и знать, моё внимание эксплуатируется агентами-спамерами, СМИ, ТВ и т. д., но!, отвлекая меня от действительно важнейших проблем общества и его болевых точек.
Конечно, за пачкотню мостов и переворачивание машин отвечать надо, гостям с юга работы прибавлять, да и машину в нормальный вид привести, тоже денег ведь стоит, - мелкопакостничать - не созидать. Сеешь ветер - пожнёшь бурю! Короче: достало безумие и бесноватость от кого бы оно не исходило: власти, милиции, "авангардистов"-эксгибиционистов, болящих-"художников", сумашедших или пустых людей со своими "15-ти минутами славы" цена которой - грошь.
В моих глазах у Войны есть ещё шанс реабилитироваться, - что-то хотя бы вразумительное нам сказать, по-существу, за что-то дельное побороться, за кого-то достойного побиться, но не защищать себя любимых и шкурное право на своеволие.
www.totalrealism.com
это такое малюсенькое мнение человека со стороны вообще.
конечно, хтож заметит простого пекаря, что каждый день булки для людей печёт и не выёбывается...
Важна также и вписанность в контекст. Можно делать универсальное аполитичное искусство, сидя где-нибудь в Швеции (даже если ты русский), но не живя, физически, в реалиях современной России: это будет нечестно, а в конечном счете - трусливо. В советское время и 90-е гг. все были равны: в СССР огрести по полной мог кто угодно от сторожа до генсека; в 90-е лучше всех жилось бандитам, но стать бандитом - тоже смелость нужна, и риски были высоки (о чем сам Осмоловский пишет). Теперь же есть полностью защищенная и материально обеспеченная верхушка, которой не страшен никто и ничто: самый неудачный сценарий для члена верхушки - ну, уволят с какого-нить поста, а какая разница, если наворовано столько, что можно всю оставшуюся жизнь прожить в Монте-Карло (о какой-либо ответственности речи быть не может: настолько менты-суды-чиновники повязаны друг на друге и на деньгах). ПОЭТОМУ: неверно, уважаемый автор, сравнивать аукционизм 90-х и ранее годов с акциями группы "Война". Возможно, им трудно подобрать однозначно точное наименование, но есть четкое ощущение, что если и возможно делать искусство в России 2000-х гг., то вот только как-то так.