Аукцион в поддержку Ерофеева и Самодурова, первая масштабная ретроспектива Андрея Монастырского, новая серия выставок на «Винзаводе»
Имена:
Александр Ройтбурд · Андрей Ерофеев · Андрей Монастырский · Борис Жутовский · Борис Орлов · Велимир Хлебников · Джек Пирсон · Дмитрий Шагин · Константин Звездочетов · Юрий Самодуров
© Предоставлено ММСИ
К выставке Андрея Монастырского. Ветка. 1995
22 ноября, понедельник, 19:00 — сбор гостей, 20:30 — начало аукциона
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13 / 2Благотворительный аукцион произведений современных российских художников в поддержку Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова
На аукционе, организованном ГЦСИ и Аукционным домом «Совком» планируется собрать деньги для выплаты штрафов, к которым были приговорены в июле кураторы выставки «Запретное искусство» (2006) Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров. В аукционе согласились участвовать следующие художники: АЕС+Ф, Никита Алексеев,
Юрий Альберт, Татьяна Баданина, Константин Батынков,
Сергей Братков, Эрик Булатов,
Дмитрий Гутов, Константин Звездочетов, Магомед Кажлаев, Алена Кирцова, Георгий Литичевский, Игорь Макаревич, Владимир Наседкин, Викентий Нилин,
Анатолий Осмоловский, Гоша Острецов, Михаил Рогинский,
Хаим Сокол, Владимир Сычев, Ростан Тавасиев, Леонид Тишков, Андрей Филиппов, Игорь Шелковский, Сергей Шеховцов, Сергей Шутов. Из
участников крамольной выставки осужденных кураторов решили поддержать только Гутов и Нилин. Художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов в своем послании говорит, что «конфликт между кураторами выставок современного искусства и ортодоксально настроенными оппонентами из пространства критической полемики переносится в пространство уголовного судебного разбирательства, что вряд ли содействует развитию культуры. И тем не менее мы уверены в таланте современных российских художников и позитивности усилий их коллег-кураторов в области отечественной культуры». Жаль, что в этом конфликте ГЦСИ не может оказать кураторам и художникам более системной институциональной поддержки.
22 ноября, понедельник, 20:00
Государственный музей современного искусства РАХ
Гоголевский б-р, д. 10Андрей Монастырский
© Предоставлено ММСИ
Андрей Монастырский. Фонтан. 2005
ММСИ и фонд «Виктория — искусство быть современным» подготовили первую музейную ретроспективу
Андрея Монастырского (р. 1949), одного из наиболее влиятельных сегодня русских художников, лидера группы «Коллективные действия» («КД»), литератора, теоретика и архивиста московского концептуализма. Предполагается проследить творческий путь художника за последние тридцать лет — главным образом в инсталляциях и документациях акций «КД». Впервые в Москве будут показаны инсталляции «Фонтан» и «Гете», представленные на последней «Документе» (2007), а также новые инсталляции «Коридор “КД”» и «Оболочки» (2010). По словам художника, «”КД” никогда не занималась искусством в том смысле, когда говорят о какой-то результативной деятельности, о создании конкретных произведений искусства. ...Работа “КД” в 70—80-е годы оценивалась и здесь, в кругах концептуалистов, и на Западе как работа на самом переднем крае современного искусства — как искусства “после философии”. По этим десяти книгам “Поездок за город” (1976—2010) можно изучать историю развития современного искусства сначала СССР, а потом и России». После выставки будет издан каталог, среди авторов которого художник Илья Кабаков; международный куратор и декан факультета визуальных искусств Йельского университета Роберт Сторр и директор Центра современного искусства
P.S.1 Клаус Бизенбах.
Андрей Монастырский будет представлять Россию на следующей Венецианской биеннале в 2011 году. Просмотр настоятельно рекомендован.
По 27 января 2011
22 ноября, понедельник
Kunsthistorisches Museum (Музей истории искусства), Вена
Борис Орлов. Круг героев
© Предоставлено Stella Art Foundation
Борис Орлов. Круг героев
Это третья выставка, организованная
Stella Art Foundation в венском Музее истории искусства: в 2008-м была
выставка из собрания фонда «Этот смутный объект искусства», в 2009-м — в залах Северного Возрождения и барокко был представлен
проект Игоря Макаревича и Елены Елагиной In Situ, а теперь
Борис Орлов впишет свои скульптурные работы в экспозицию искусства античной Греции и Рима. Орлов не воспевает, а холодно и иронично исследует имперское сознание с его помпезностью, парадностью и триумфализмом. Орловская классическая голова Цезаря с торсом и фуражкой революционного моряка с «Авроры» («Имперский бюст») разместится напротив скульптурного портрета Цезаря. А увенчанные архитектурными волютами фарфоровые бюсты Сталина расположатся рядом с античной мелкой пластикой. Так что подлинная античность, эпоха эталонной для всех последующих Римской империи — такой же идеальный контекст для работ Орлова, как и его работы — уместный современный комментарий к искусству античности.
По 20 марта 2011
Читать текст полностью
23 ноября, вторник, 18:00
Галерея «Риджина»
4-й Сыромятнический пер., 1 / 6, на территории ЦСИ «Винзавод»
Джек Пирсон
© Предоставлено галереей Риджина
Джек Пирсон. Композиция. 2009
Во вторник вечером много нового на «Винзаводе». На персональной выставке американского художника и фотографа Джека Пирсона (Jack Pierson) покажут его новые скульптурные работы, настоящий «урбанистический формализм». Художник давно работает с буквами, некогда составлявшими неоновые рекламы и вывески. Найденные на городских свалках, эти буквы часто несут на себе следы времени — где металл пошел ржавчиной, где стекло треснуло. Раньше Пирсон составлял из них отдельные слова («Слава», «Одиночество», «Секс») или фразы в поп-артовском духе: «Шоу должно продолжаться», «Мир принадлежит тебе», «Последний шанс утрачен», и это напоминало анонимные письма, составленные из газетных заголовков. Новые работы, которые Пирсон привез в Москву, более формальны и абстрактны. По словам самого художника, «в старых вещах, вырванных из своей естественной среды обитания, есть неотъемлемая и неминуемая грусть», которую он стремится преодолеть. Возможно, поэтому буквы кажутся уже изготовленными на заказ.
По 15 января 2011
23 ноября, вторник, 18:00
«Риджина Берлога»
4-й Сыромятнический пер., 1 / 6, на территории ЦСИ «Винзавод»
Константин Звездочетов, Дмитрий Шагин. Мы пред врагом не спустили…
© Предоставлено галереей Риджина
Константин Звездочетов, Дмитрий Шагин. Мы пред врагом не спустили…
Редкий случай совместного выступления двух состоявшихся художников, никогда прежде не работавших вместе. Москвич Константин Звездочетов, один из основателей группы «Мухомор», и ленинградец Дмитрий Шагин, основатель «Митьков», осуществили совместную «импровизацию на заданную тему», посвятив выставку 105-летию окончания Русско-японской войны. Здесь, как водится, исторические события сплетаются с легендами, а древние архетипы — с художественным мифом. Звездочетов визуализирует неизвестный русский город Дальний в самой восточной точке страны и в некотором, как он сам говорит, «мечтательном безумии» проектирует его архитектуру, геральдику, жителей и их повседневность. Шагин говорит, что «с падения Порт-Артура и гибели тихоокеанской эскадры начался развал нашей страны». Отсюда и название выставки: героически погибая, матросы «Варяга» не спустили флаг, и их примеру последовали многие другие корабли. Сегодня же для авторов «Порт-Артур — это возможность собраться всем людям искусства со всего мира — поэтам, художникам, музыкантам — за круглым столом не для того, чтобы воевать, а чтобы создать новую удивительную жизнь».
По 15 января 2011
23 ноября, вторник, 19:00
Галерея «ЖИР», Акцизный цех в ЦСИ «Винзавод»
4-й Сыромятнический пер., 1 / 6, на территории ЦСИ «Винзавод»
Медиа Акт
© Предоставлено галереей ЖИР
Софья Гаврилова. Из серии «Москва»
Галерея «ЖИР» продолжает исследовать художественный активизм и фиксирует смещение вектора в сторону медиаактивизма. Этому явлению и посвящена выставка, собравшая более тридцати авторов из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Краснодара, Тольятти, Киева, Берлина и Софии. Речь идет о нескольких типах активизма: внутри художественного сообщества, в СМИ, социальные акции, политические акции в городе и акции, направленные на защиту городского наследия. В целом активизм подразумевает неинституциональную практику самоорганизации и художника, стремящегося активно участвовать в социально-политической жизни. Будут показаны работы групп «ПГ», «Агенда», «Бабушка после похорон», «Аффинити», «ЗИП», «Р.Е.П.», «SOSка», Олега Мавромати, Дениса Мустафина, Антона Николаева, Дмитрия Булныгина, Виктории Ломаско и других. 1 декабря в рамках выставки пройдет круглый стол «Искусство и социальная терапия».
По 22 декабря
23 ноября, вторник, 19:00
Галерея М&Ю Гельман
4-й Сыромятнический пер., 1 / 6, на территории ЦСИ «Винзавод»
Александр Ройтбурд. Scrabble
© Предоставлено галереей М&Ю Гельман
Александр Ройтбурд. Еврейская невеста. 2010
Как пишет Владимир Левашов, «всю героическую историю рождения и взросления новейшего украинского искусства просто невозможно представить без Ройтбурда. Он — живой символ национального "постмодернизма", идол его "мясной ментальности". И в смысле самой струи художественного процесса, и в плане его бестолковой, сумбурно-гротескной институализации». Ройтбурд повторяет классические картины из истории европейской живописи от «Еврейской невесты» и «Данаи» Рембрандта до «медведей» Шишкина, добавляя в них то, что Левашов называет «дебюффетовскими граффити», расцвечивая классическую гамму «истерически веселыми красочками». Выставка организована совместно с киевской Collection gallery.
По 30 декабря
23 ноября, вторник, 19:00
Галерея Московского еврейского общинного центра
2-й Вышеславцев пер., д. 5а
Выставка и творческий вечер Бориса Жутовского
Борис Жутовский (р. 1932) — художник, иллюстратор и литератор, один из классиков неофициального искусства, ученик Э. Белютина, участник знаменитой выставки в Манеже (1962), которому лично досталось от Н.С. Хрущева. В 2004 году он выпустил книгу-альбом портретов и воспоминаний «Последние люди империи. 101 портрет современников. 1973—2003» (М.: Бонфи, 2004). Многих из ярких личностей советской и российской истории и культуры ХХ века художник знал лично. О них и своем творчестве блестящий рассказчик Жутовский поведает на своем творческом вечере в МЕОЦ.
23 ноября, вторник, 18:00
Музей «Дом Метенкова», Екатеринбург
Перевес
© Яна Романова / Предоставлено фондом «ФотоДепартамент»
Яна Романова. Ожидание
Выставка пятнадцати молодых фотографов, организованная фондом «ФотоДепартамент» (Санкт-Петербург) и фотографическим музеем «Дом Метенкова». Участники из Москвы, Петербурга, Новосибирска, Краснодара, Екатеринбурга, Чебоксар: Алексей Ванюшкин, Татьяна Зоммер, Михаил Культяпин, Сергей Луценко, Иван Михайлов, Ольга Перевалова, Никита Пирогов, Татьяна Плотникова, Татьяна Прилукова, Яна Романова, Константин Саломатин, Анастасия Тайлакова, Анастасия Цайдер, Виктор Юльев, Оксана Юшко. Будут показаны работы, исследующие личную жизнь и общественные отношения, острые социальные вопросы и человеческие переживания. Чтобы близко подойти к этим темам, требуется, как нам сообщают, некий перевес, опорная точка. После вернисажа состоится лекция Надежды Шереметовой, а 24 ноября — портфолио-ревю для молодых фотографов.
По 14 декабря
24 ноября, среда, 19:00
ГЦСИ, Малый зал
Охота на Снарка продолжается
Мероприятие в излюбленном в ГЦСИ жанре «визуально-акустического перформанса». Приурочено к презентации малотиражного издания «Охота на Снарка» Льюиса Кэрролла с факсимильными иллюстрациями Леонида Тишкова (1990), а также музыкального диска композитора Льва Гутовского, руководителя группы «Н.Х.А.». Будет показана видеоанимация Тишкова в сопровождении акустического перформанса Гутовского. Певица Дарья Онищук исполнит (пишут о «вокальном воспроизведении») тексты Кэрролла, будет также чтение прозы в сопровождении музыкальной импровизации.
25 ноября, четверг, 19:00
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13 / 2
Аланика. Проект «Часть света»
На выставке будут представлены работы, созданные в рамках художественной резиденции и Ежегодного международного художественного симпозиума «Аланика» во Владикавказе, в котором участвовали художники Антон Литвин, Татьяна Баданина, Владимир Наседкин, Алексей Ланцев, Александр Петтай, Апанди Магомедов (Дагестан), Александр Дашевский, Валерий Гриковский и другие. В ходе проекта художники пытались преодолеть военные клише и штампы, используя элементы, составляющие основу ландшафта этой местности; изменить образ территории; откликнуться на местный культурный контекст.
По 30 ноября
25 ноября, четверг, 19:00
Государственная галерея на Солянке
Ул. Солянка, ½, стр. 2
Парижский Осенний салон в Москве
© Предоставлено Государственной галереей на Солянке
Паола Ивлен. AMOР. 2007
В пресс-релизе нам очень долго рассказывают, чем был Осенний салон сто лет назад, как на нем блистали русские художники и что благодаря ему сложились прекрасные коллекции Щукина и Морозова, без которых сегодня немыслимы экспозиции ХХ века ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитажа (выставка проходит в рамках Года Россия — Франция). Сообщают также, что покажут уникальную коллекцию афиш Осеннего салона разных лет и каталоги начала века, где так много русских имен. Когда же доходит до описания искусства, которое покажут на выставке, все становится значительно хуже, потому что, естественно, нынешний Осенний салон — это выставка-продажа в духе вернисажа вокруг ЦДХ, а не что-либо более серьезное. Мастер отливки колоколов Вирджиния Бисетти привезла бронзовые талисманы, помогающие сохранять душевное равновесие, монументалистка Анилор Банон специально для Москвы подготовила мелкую пластику… Мы вас предупредили. И вот еще что пишут: «Почему осенью? Потому что в начале ХХ века импрессионисты и постимпрессионисты нуждались в поддержке, и большинство картин они писали летом на пленэре».
По 3 декабря
26 ноября, пятница, 19:00
Магазин-клуб «Гилея»
Тверской б-р, д. 9
Гилейские чтения: Велимир Хлебников
В пятницу пройдет круглый стол «Хлебников и книга», приуроченный к 125-летию со дня рождения поэта, будетлянина, провидца, председателя земного шара. Мероприятие в рамках фестиваля «Приношение Велимиру», проходящего с 21 октября по 5 декабря в Москве, Астрахани и Санкт-Петербурге. На круглом столе предполагают «выработать общие стратегии публикаций наследия Хлебникова на основе новых моделей и концепций, текстологических исследований». Будут обсуждаться также вопросы популяризации, переводов, иллюстрирования и оформления книг; издания и переиздания произведений Хлебникова, публикаций неизданного.
26 ноября, пятница, 19:00
ГЦСИ, Малый зал
Круглый стол «Московские кураторы сегодня: практика и возможности»
В круглом столе примут участие независимый куратор, шеф-редактор отдела «Искусство» OPENSPACE.RU Екатерина Дёготь, куратор ГЦСИ Ирина Горлова, куратор галереи GMG Андрей Паршиков. Модератор — молодой независимый куратор Елена Яичникова. Планируется обсудить современное состояние кураторства, связь практики с концептуальным содержанием, кураторские позиции и методы, а также возможности, которыми располагают московские кураторы сегодня. Участники поделятся собственным опытом галерейного, институционального и независимого кураторства и обрисуют главные проблемы профессии. Круглый стол уже однажды по техническим причинам был отложен, советуем перепроверить, перед тем как ехать.
27 ноября, суббота
Центр современного искусства им. Сергея Курехина, Санкт-Петербург
Четвертый фестиваль «Электро-Механика»
Это, судя по всему, важное событие в области электронного аудиовизуального искусства будет представлять собой девятичасовой марафон, когда на трех сценах музыкальные {-tsr-}коллективы будут играть экспериментальную электронику разных направлений в сопровождении виджейских сетов. Кроме того, обещан видеоарт, инсталляции и перформансы. Участники (признаемся, нам этот список ни о чем не говорит): King Midas Sound, Alva Noto, Biosphere, Fennesz, Planningtorock, Xavier van Wersch, Incite/Pixelord, EL G (ZZK Records), I/DEX, Kim & Buran, Zelany Rashoho, Bedroom Bear, Wax Paper Cup, Scaly Whale. Все иностранные участники впервые выступают в Санкт-Петербурге, и, кроме Biosphere и Alva Noto, впервые и с единственным концертом в России.
ГЦСИ, Малый зал" - 26 ноября это пятница!!!будьте внимательны!