Мои дамы радовались, как школьницы, особенно когда узнали, что бюджет был огромным.

Оцените материал

Просмотров: 11131

Мартин Крид в Москве

Давид Рифф · 16/11/2010
Знаменитый английский художник Мартин Крид вживую исполнил свои музыкальные сочинения и дал ДАВИДУ РИФФУ интервью, больше похожее на сеанс психоанализа

Имена:  Мартин Крид

Однажды я уже встречал Мартина Крида. Это было в Лондоне в 2008 году, сразу после краха фондовой биржи, я тогда посещал ярмарку Frieze с группой дам с искусствоведческих курсов Phillips de Pury. Единственной настоящей мастерской в нашей программе стала студия Мартина Крида, и, должен сказать, этот визит был кульминацией нашей яркой поездки. Студия Крида, больше похожая на офис, была довольно пустой; помню, там были стопка файлов и странные выступы на стене. И когда это довольно маленькое пространство наполнилось надушенными и ухоженными дамами, брови хозяина прямо поднялись в изумлении.

Мы провели там около часа, говорили о его работах, большую часть которых вы сейчас можете увидеть на его выставке, и о его музыке, кое-что из которой он сыграл вживую, когда был в Москве на прошлой неделе. Это минималистский народный «каэспэшный» панк, и его искусство тоже что-то в этом роде. Свет включается и гаснет, изящно драпированный занавес закрывается при входе посетителя, метрономы отбивают различные ритмы, выступы на стене играют роль классических станковых картин. Все это можно охарактеризовать как перформативно-музыкально-ритмическо-формальный минимализм, где за структурой скрывается невозмутимое неодадаистское чувство юмора. Последнее кажется гораздо более искренним (хотя и не подлинным), чем, например, юмор «молодых британских художников» — современников Крида, полностью ему противоположных как в плане формальных средств, так и в интенции. У Мартина (все называют его Мартином) гораздо более безумное чувство юмора, тогда как внешняя форма минимизирована до объективной ситуации. Такие работы, вероятно, подолгу вызревают, зато инсталлируются за три секунды. У каждой работы свой номер, номеров очень много; некоторые номера он пропускает, и не из суеверия, как Арнольд Шёнберг, а следуя Солу Левитту и доводя рационализм до его иррационального предела.

Все это показалось умеренно интересным моим подопечным из Phillips de Pury. Больше всего им понравился фильм, который Крид только что закончил и назвал «Дерьмовый фильм» (Shit Film). Самого фильма он не показал, а только рассказывал о нем, внимательно одобряя каждую реакцию своими «и-и-и-им» (он очень часто произносит это бессмысленное междометие). Интрига фильма обескураживающе проста: художник заплатил друзьям, чтобы они облегчились на камеру, а перед этим он заплатил им, чтобы они вызвали у себя рвоту. Мои дамы радовались, как школьницы, особенно когда узнали, что бюджет был огромным. Весь этот «эпатаж буржуазии» ни в малейшей степени не раздражает таких клиентов, как мои богатые дамы. Это льстит им.

Наша беседа с Мартином Кридом на прошлой неделе была такой же странной. Выставка была не готова, сами работы застряли где-то в дороге, Мартин целый день давал интервью, мы начали поздно, ничего не работало, компьютер завис, не было саундчека, уровень звука был отключен. Там было много народу: музейщики, студенты, журналисты. Мы не могли решить, сидеть нам или стоять. Мы встали. Сначала Мартин сыграл две песни, чтобы растопить лед, потом мы поговорили. В отличие от того нашего визита в его студию, где он дал суперпоследовательный краткий обзор своих работ, теперь разговор был гораздо более близким, даже личным, хотя он был предназначен не гламурным дамам, а широкой аудитории. Очень странно. В тот вечер я чувствовал себя формалистом, который пытается заставить его говорить об эстетических критериях, о ритме, времени; но, пока переводчица переводила, он был углублен в себя и заговорил о своем отце, о проблемах со спиной, о своих страхах. Это было похоже на психоанализ, происходящий публично между двумя парнями в одинаковых жилетках, и если бы это продолжалось дольше, то выглядело бы довольно глупо. Думаю, в какой-то момент мне стало неловко из-за моих вопросов, а в завершение нашей беседы он сказал: «Я не хочу звучать как политик», — что я интерпретировал как неявный упрек. И так закончился, вероятно, первый за многие годы публичный разговор, в котором я ни разу прямо или косвенно не упомянул о политике.







Скачать видео полностью:
Часть 1 (92 Mb)
Часть 2 (100 Mb)

Выставка Мартина Крида «Числа» открыта в Московском музее современного искусства (ул. Петровка, д. 25) по 5 декабря

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • zuek· 2010-11-20 10:47:53
    На своем вернисаже в Музее современного искусства Мартин Крид спел песенку собственного сочинения. Называлась она «What’s the point of it?» («В чём тут смысл?») и только из этой фразы и состояла. Аккомпанируя себе на гитаре, Мартин для пущей убедительности притопывал ногой. Я спросила: действительно ли современный художник должен задавать вопрос о смысле? Обязательно, - ответил Мартин, - надо понимать, что делаешь. Сам он очень хорошо это понимает. Вот, например, одна из наиболее известных его работ: в пустом зале то гаснет, то зажигается свет - что называется, почувствуйте разницу. Или работа, сделанная специально для москвичей: светящаяся надпись «Всё будет хорошо» на фасаде здания на Петровке, 25. Смысл здесь тоже есть, но прямо противоположный - ведь не будет... И так далее. Все хладнокровно продумано и пронумеровано. Своим работам Крид дает не имя, а номер. Самая последняя - кажется, № 1081.
Все новости ›