Навязать свои вкусы некой элите или буржуазии – это одна из важных целей, и мы стоим на пути ее достижения.
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
Дёготь. А в чем ваш вопрос?
Читать!
Дёготь. А вопрос в чем?
Артем. Вопрос в этом. Вы действительно так считаете?
Дёготь. Нет, конечно, я так не считаю. Я просто не считаю, что это большой подвиг с вашей стороны читать Кошута на английском. Это норма. И Кошута надо читать на английском, и всех остальных.
Артем. Я Кошута привел в пример не в качестве своего подвига, а как отражение того, что институциональная система остановилась на 60-х годах.
Дёготь. Вы призываете пойти меня туда работать? Я сама начала с того, что в МГУ проходят Зедльмайра. Я теперь поняла, почему у нас такие плохие критики.
Артем. Еще в связи с тем, что я не теоретик, а просто человек интересующийся, у меня складывается впечатление, что видеоинсталляции — это верх современного искусства.
Дёготь. Верх? А низ тогда что?
Артем. А низ — это новая пластика Анатолия Осмоловского. Я поясню, что имею в виду. Все те художники, которые приходят к новой пластике, практически называются реакционными. Вы эту позицию критикуете, позицию новой пластики. Возможно, вы не успели ознакомиться с текстом Гарри Леманна. Он высказывает точку зрения (которую также высказывают и теоретики неизобразительных искусств), согласно которой форма выражения идеи на данный момент не представляется важной. Это может быть видеоарт, скульптура — всё, что угодно. Поэтому…
Дёготь. Это не форма, это называется медиум. Я думаю, нам не стоит сейчас здесь проводить семинар.
Артем. Вы знаете, я имел возможность читать ваши тексты и слушать вас сегодня, и не примите в обиду, но вы всегда придираетесь к терминологии. Я позволю себе тоже придраться немного к терминологии и сказать, что, когда вы называете журнал «База» эстетикой, а не теорией, вы совершаете грубую терминологическую ошибку. Потому что тексты Гарри Леманна никак нельзя назвать эстетикой.
Гутов. Ваша идея понятна. Но я хочу заступиться за Екатерину Дёготь и сказать, что у нее никогда не бывает придирок к терминологии, а разговор идет действительно по самым существенным проблемам. Вот, например, Дёготь и Рифф провели биеннале в Екатеринбурге. Была ли по этому поводу какая-то дискуссия? А там были поставлены очень важные вопросы. В этом смысле журнал — это один полюс, а биеннале в Екатеринбурге — другой. Их необходимо столкнуть, это все необходимо обсудить. Например, часть произведений, которые в Екатеринбурге выставлены как важные произведения современного искусства, у меня вызывают предельно негативное отношение. Но это предмет для теоретического обсуждения. За какое искусство мы боремся? Собственно, весь мир состоит из борьбы оппозиций. В свое время минималисты принципиально не ходили на выставки поп-артистов. Это была борьба теорий. В итоге они оказались в одних и тех же музеях. Однако они все же относились к своему делу соответствующим образом. Вот о чем идет речь.
Сергей Огурцов. Как обычно, уже на протяжении получаса один полюс упрекает другой в том, что это не теория, а идеология или эстетика. Мне странно это слышать. Несмотря на то что мы работаем в одном пространстве, за одни идеи — слева, как всегда, слышится попытка лишить другой полюс права называться теорией.
Дёготь. Ничего подобного, наоборот.
Шурипа: Этот разговор длится не полчаса, а 150 лет. В 1860-х годах Писарев обвинял Тургенева в эстетстве. Это традиционная тема. Давайте уже выйдем за эти рамки, тут все левые, я никого другого не вижу.
Рифф. Я бы хотел сказать относительно того, что я якобы обвиняю кого-то в идеологичности. Создается впечатление, что некие этаблированные явления, этаблированные в буквальном, институциональном и в эстетическом смысле, представляют себя после десяти лет работы как сплоченная, доведенная до конца теория, как некий канон. Я изначально считал, что здесь есть идеология. Дело в том, что сейчас институциональная позиция закрепилась и как база знания. Одно дело — относиться к этому как к эксперименту для выхода из тухлой ситуации. Другое дело, когда вы во многом определяете эту институциональную ситуацию; это очень отличается от того, что было даже пять лет назад. Элита, «для которой» должно быть искусство (как Толя объявил в 2003 году), приняла эту ситуацию. Меня, конечно, удивляет, что мы ее на этом собрании особо не видим. Она не интересуется вашей теорией, ей интересна ваша практика.
Относительно привычных упреков в идеологии и утверждения, что «только мы занимаемся теорией». Я, например, не считаю, что Негри — это теория. И дело не в политических разногласиях, а в том, что все это ставится в общий художественно-политический контекст. Вследствие «нормализации», обсуждаемой нами последние десять лет, вкус у людей изменился. И от дешевого глянцевого постмодернизма нуворишей они пришли к «хорошему вкусу». Давайте поговорим об этом. Давайте поговорим о том, что происходит с политически ангажированной формой, когда она нормализуется и принимается за хороший вкус. Это меня как раз интересует.
Осмоловский. Навязать свои вкусы некой элите или буржуазии — это одна из важных целей, и мы стоим на пути ее достижения. Мне кажется, что художник, не имеющий такой цели, либо находится в невменяемом состоянии, либо он не профессионал. Любой художник стремится навязать собственный вкус различным группам населения.
Дёготь. Разве различным?
Осмоловский. Да, различным. Не только крупной или средней буржуазии. Есть разные другие группы населения. Лично для меня важна академическая среда ученых — какая бы она ни была консервативная или деградировавшая. Если мы будем говорить о московской ситуации, то очевидно, что происходит борьба трех тенденций (а может, и больше). Тенденция, представленная мной, журналом и художниками, связанными с этим журналом, не находится впереди всех. Это достаточно сплоченная, изысканная и, может быть, даже рафинированная группа. Но в сравнении с мегатонным влиянием какой-нибудь группы АЕС+Ф, построенным, конечно, на блефе, влияние нашей тенденции не так уж сильно. И потом, никто не сможет отрицать того факта, что в новом журнале сконцентрировались самые интеллектуальные современные художники. Большинство из них художники пишущие, некоторые постоянно преподают.
Все зависит от того, как смотреть и у кого какие координаты. Существует, например, группа «Что делать?», известная уже девять лет как сплоченная группировка. Эта группировка тоже влиятельна. Если посмотреть на список ее выставок, то видно, что она очень успешна. У нее своя идеология, своя эстетика, группа издает свою газету. Разговор относительно победы нашей тенденции представляется мне большим преувеличением.
Гутов. Я полностью согласен с Давидом. Он поставил важный вопрос, который все время всплывает. Это вопрос о взаимоотношениях с миром денег, который вмешивается разными способами. Нужно ли продолжать анафематствовать и медведевскую Россию тоже или с этим можно как-то взаимодействовать? Черт его знает.
Дёготь. А что, варианты только анафематствовать или взаимодействовать? А взаимодействовать, отстаивая свое, требуя, придерживаясь своей линии?
Гутов. Совершенно верно. Но многие обвиняют художников в игре в поддавки. Мы занимаемся тем, чем мы занимаемся, и уже 20—25 лет, не глядя на то, что происходит. Иногда это срабатывает, иногда нет. Неправомерны упреки в игре в поддавки с миром больших денег, который стал себя очень активно проявлять. Мы с этим живем и с этим работаем.
Осмоловский. Такую претензию можно предъявить молодым художникам, но не тем, кто уже двадцать лет в деле. Наверное, на меня могут оказать какое-то влияние деньги, но в проблеме влияния денег, конечно, важно их количество. В России цены на работы художника довольно скромные в сравнении с международными. Художники не играют в поддавки с крупным капиталом, да и вообще с любым контекстом. Я развиваюсь исходя из логики, существующей в истории искусства. Я могу ошибаться. Но развиваюсь исходя из этого понимания, а не изнутри окружающего контекста. Это одно из базовых условий качественной художественной деятельности.
Дёготь. Дима сказал: «Мы с этим живем и с этим работаем». Понятно, вы живете с этим — с коллекционерами. Может, не все присутствующие знают, но я считаю наличие частного рынка искусства важным условием его существования, во многом залогом его свободы, это не негативный фактор. Но, возможно, мы слишком сильно приняли на веру, что со всем надо «работать» — в художественном смысле. Может, не со всем надо. Может, надо просто знать, что есть покупатели, они могут купить твои работы, но не надо никак на это реагировать, позитивно или критически. Для советских художников возможность свободы была только в иронии, что проявилось в соц-арте. С капиталом ситуация более тяжелая, а с другой стороны, более легкая. Художник какое-то время может быть независим от капитала и может позволить себе вообще не работать с этой проблематикой. А вот вопрос о том, «как с этим работать», представляется мне довольно опасным.
Осмоловский. Кать, подожди. Идет разговор о каком-то капитале, олигархах. У меня 80 процентов покупок делается музеями и 20 процентов — олигархами. Я от олигархов не завишу никак. У меня с миром олигархата нет никаких связей. С кем бы я хотел поработать — это с государством Российским. Потому что это мне интересно.
Рифф. Когда я говорил об институциализации, я скорее имел в виду это. И в таком государстве меня это пугает.
Осмоловский. В каком? В нашем Российском государстве? А что вас пугает? Медведев вас, что ли, пугает? У вас есть позитивные примеры власти, какие? Может, Барак Обама? Дело в том, что в 90-е годы я политикой занимался непосредственным образом. Работал на Ельцина, на всяких маргинальных кандидатов. Я очень хорошо знаю эту кухню и не вижу никаких вменяемых политических сил в современной России. Для меня самая вменяемая политическая сила — это Медведев.
Дёготь. То есть тебе обязательно работать на какую-то политическую силу?
Осмоловский. Не на какую-то политическую силу, а мне в принципе интересно работать с государственными институциями. Потенциально интересно.
Дёготь. Ну вот, Дима сказал «работать с бизнесом», а ты говоришь «работать с государством».
Читать!
Осмоловский. На этом предлагаю закончить нашу дискуссию. Было довольно интересно обменяться мнениями. Спасибо всем.
Скачать видео дискуссии (60 Mb)
Текст подготовил Артем Темиров. Текст дискуссии несколько сокращен
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
КомментарииВсего:12
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451728
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343360
- 3. Норильск. Май 1268590
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897670
- 5. Закоротило 822097
- 6. Не может прожить без ирисок 782243
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758693
- 8. Коблы и малолетки 740856
- 9. Затворник. Но пятипалый 471246
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403061
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370463
- 12. ЖП и крепостное право 358895
Почему не было обсуждений Индустриального биеннале? А что обсуждать, собственно, с людьми, которым все "очевидно"?
смог бы диагностировать даже прокариот, при помощи одной только базовой раздражительности.
Именовать все, что не полностью по твоему сценарию "фашистским" или "реакционным" - старая добрая традиция советской риторики.
Я один слышу запах серы ?- аууу , господин Сурков... Вы Михалкову и Базе одновременно тексты писали ( или много чести)? После этой салонной вампуки - АХРР тихо плачет в своей советской могиле. Когда ждать выставки "Дегенеративного искусства"?
Эти строчки написал человек , заплативший за свою правоту жизнью.
Ещё более омерзительно словосочетание - "властные структуры".
Видимо - карма - долбить в одну точку:
"Государство - это не ОНИ. Государство - это МЫ." - ну загляните вы в нашу соседку Европу.
Запомните это и передайте другим. И перестанте лизать жопы - там давно очередь.
Всё создавать надо. Странно, правда, что Медведев до сих пор не знает о возможности существования культурной политики - но с вашей помощью...
А консервировать лучше огурцы.
А жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Короче это инфантилизм говорят. Кстати как и считать смерть платой.
Публицистика
А если хочется поубивать отцов-командиров - это эдипов комплекс?
Про царя Никиту
01.11.2010
Чем дальше идет по избранному им жизненному пути Никита Сергеевич Михалков, тем больше симпатий вызывает его покойный отец.
Циник и царедворец, тот твердо отдавал себе отчет в допустимом ареале обитания. Казну пилил уверенно (и ген распила передал по наследству), но про православие, кажется, помалкивал и руками с налипшим процентом не мацал русскую философскую школу… Понимал границы жанра.
Манифест кинорежиссера, торжественно переданный им на прошлой неделе "руководителям российского государства", задуман был как эпикриз России, а вышел диагнозом автору.
Одного взгляда на текст достаточно, чтобы понять стилистику. Перед парадным подъездом пестрит толпа важных слов, все с плюмажами прописных букв - Право и Правда, Нация и Государство, Россия - разумеется, Великая… Все это великолепие - верная примета интеллектуальной пустоты. Обычный гипноз для умственно отсталых, которым размер букв способен заменить содержание.
Не сомневаюсь, что среди высочайших адресатов Манифеста такие найдутся, но сосать эту пустышку среди читателей "The New Times" - увольте. Продираться через нагроможденные Михалковым горы патриотического вторсырья - невыносимо; всерьез анализировать пассажи об особой природе и роли российской государственности - неловко: все это было пошлостью еще в позапрошлом веке, об эту дрянь вытирал ноги князь Вяземский…
"Лояльность власти" и "почитание ранга" как национальная ценность - тоже, конечно, открытие огромной силы: эту нацию описывал Сальтыков-Щедрин и называл ее "господа ташкентцы"; почему бы Михалкову не переехать в Узбекистан?
Но он хочет узбекистана здесь. Не для себя, разумеется, - для нас. А для себя…
Тут-то и начинается самое интересное. Личная эволюция Никиты Сергеевича - вот где спрятан подлинный драматизм! Это тебе не силос дежурных слов о социальной справедливости, - тут у пациента болит по-настоящему.
Оставим же в покое "божественный порядок" и "евразийство", поглядим на текст глазами доктора Фрейда - о чем невзначай проговаривается апологет "сверхнационального сознания"? Что там в подкорке и подоплеке? Где выходит наружу? А вот где.
"Просвещенно-консервативное движение должно стать кузницей кадров для руководителей Нации и Государства, которые в XXI веке смогут взять на себя ответственность за жизнь и судьбу нашего Отечества - России".
Словно это писал Павел Петрович Щербук, помещик-идиот из "Механического пианино", не правда ли? Да, но кто же, кто будет этот Просвещенный Консерватор, готовый взять на себя ответственность за судьбу Отечества? Имя, сестра, имя! Знатоки даже не берут минуту на обдумывание - все слишком банально...
Первым делом вспоминается тут "Сибирский цирюльник", - снятый, кажется, только для того, чтобы на битюге, в портретном гриме Александра Третьего, лично выехать под громовое "ура". Стоп, снято. А он все едет и едет, и не хочет слезать с коня, и не желает разгримировываться…
Уж не пародия ли он? Кажется, уже да.
Дух дышит, где хочет. А где хочет, - перестает дышать. И природа, не терпящая пустоты, заполняет место, в котором перестал дышать дух, - чем попало. Иногда - скукой и трехразовым питанием. Иногда - какой-нибудь безопасной для окружающих ерундой… Но иногда все бывает гораздо хуже: пустота заполняется протухшими идеологемами и вселенскими амбициями.
(Шендерович о Михалкове)