Организация, руководящая деятельностью художников, осталась в советском прошлом, и все этому рады. Вопрос об организации, которая бы защищала минимальные насущные интересы…

Оцените материал

Просмотров: 50505

Нужно ли деятелям культуры создавать профсоюз?

07/04/2010
Первое заседание клуба OPENSPACE в кафе «Цурцум» на «Винзаводе» было посвящено ключевому вопросу – объединиться или размежеваться?
Выступали:
Леонид Бажанов, искусствовед, художественный руководитель Государственного центра современного искусства
Илья Будрайтскис, художник, историк, активист
Дмитрий Гутов, художник
Владимир Дубосарский, художник, куратор
Андрей Ерофеев, искусствовед, куратор
Арсений Жиляев, художник, куратор
Мария Курзина, профсоюзный активист
Игорь Макаревич, художник
Анатолий Осмоловский, художник, куратор
Николай Олейников, художник, активист
Николай Палажченко, куратор, арт-менеджер
Вера Погодина, галерист;
Давид Рифф, критик, эссеист, активист
Хаим Сокол, художник, куратор
Ольга Чернышева, художник
Мария Чехонадских, критик, теоретик, активист
Кети Чухров, философ

Вела дискуссию Екатерина Дёготь



Скачать дискуссию полностью:
Часть 1 (128 Mb)
Часть 2 (124 Mb)


Екатерина Дёготь. Сегодня у нас первое мероприятие клуба OPENSPACE, наша тема — «Нужно ли создавать художественный профсоюз?» — призвана продемонстрировать, что нас интересуют не чисто художественные вопросы, а общественная проблематика (хотя иногда, как вы все прекрасно знаете, предельно эзотерические вопросы могут стать большим общественным фактором). Эта тема стала актуальной в последнее время в разных плоскостях. Во-первых, по печальному поводу: внезапно умерла наша подруга и коллега Ольга Лопухова, и многие заговорили о необходимости объединения, возможно, в форме кассы взаимопомощи. Во-вторых, есть идея создания реальных профсоюзов, и на нашей встрече присутствуют ее инициаторы. В-третьих, я слышу разговоры о необходимости создания чего-то вроде профессиональной гильдии с целью защититься от непрофессионалов, которые все больше пытаются работать на территории искусства. Это в основном исходит от кураторов и опытных менеджеров искусства — они хотят, как они говорят, «защиты от лохов».

В целом все это новая тенденция. Та художественная сцена, которую я застала в конце 80-х — в 90-е годы, представляла собой наследие неофициальной художественной системы, а та понимала себя как узкую замкнутую community, довольную этой замкнутостью и противостоящую как власти, так и обществу. Мне кажется, это противостояние обществу, поскольку общество представлялось художникам консервативным в эстетическом и политическом смысле и совсем не близким, — и было самосознанием арт-комьюнити. На смену этому ощущению в девяностые годы пришло представление о том, что художник — это антрепренер, владелец малого бизнеса; он вообще не входит ни в какое сообщество. Идеология наступившего капитализма должна была научить художников работать индивидуально, в качестве такого вот индивидуального частного предпринимателя делать свои дела. Многие пошли по этому пути и даже стали успешны, но все равно ощущают, что это было не вполне правильным решением и что необходим некий союз или даже профсоюз. Но кого от кого мы будем защищать — профессионалов от лохов или работников от работодателей? Тогда мы сталкиваемся с вопросом: кто из нас, здесь сидящих, работник, а кто — работодатель. И тут может оказаться, что граница пройдет прямо между нами…

Но начать я бы хотела с вопроса о Союзе художников СССР, который для кого-то из нас есть реальность, а для кого-то — абсолютный миф. Мне хотелось попросить Леонида Бажанова сказать пару слов о том, что это такое было. Считаешь ли ты, что в этом была какая-то позитивная сторона? Для чего вообще Союз художников существовал? Стоит ли жалеть, что мы не захватили эту структуру? А может, стоит все-таки это успеть еще сделать?

Благодарим кафе «Цурцум» за помощь в проведении дискуссии
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:14

  • esenin-type· 2010-04-07 20:21:29
    В расшифровке реплики Олейникова почему-то подписаны именем Жиляева, и наоборот.
  • artnalist· 2010-04-08 03:03:16
    нужно больше и больше создавать различных обществ, объединяющих людей искусства. будь то профсоюз или другая форма организации
  • degot· 2010-04-08 07:41:20
    To esenin: спасибо, поправили - техническая ошибка
  • evgenkaras· 2010-04-09 03:59:58
    у нас в украине это пока не получилось. но поскольку я занимался подобными вопросами, у меня есть рекомендации. 1. нужно создать интернет-ресурс и всех зарегистрировать-пересчитать. Учетно - инвентаризационная функция и корреспондентская сеть для определения количества и территорию сабель. 2. создать сеть по сбору взносов. либо денег, либо произведений с ежегодной реализацией на благотворительном аукционе для сбора средств в фонд деятельности, либо другого бартера. 3. создание механизма консолидации информации, выработки общих проблем и репрезентации-отстаивания в социуме. есть конкретные механизмы запуска. если интересно - как-нить поделюсь.
  • kustokusto· 2010-04-09 12:57:44
    Выскажусь и я - хоть меня и не спрашивали. Деньги - это форма обмана/ для растамана - деньги марихуана. Но раз уж без этих графических прямоугольничков одни готовы съесть живьём других - то должна появиться возможность и у остальных - немного подольше задержаться на этом свете. В советские времена был такой антисоветчик Абрамкин ( надеюсь - жив и теперь) - он устраивал такие подпольные собрания людей - скажем так - не совсем согласных с политикой партии. Называлось это - "Форточки" - это была , как теперь говорят - жесть. Так вот - если сегодня что-то и нужно художникам - так это такие - Форточки. Уберите спекулятивную составляющую - уберите перекупщиков - сделайте раз в месяц однодневные аукционы ( только не Сотбис - а Ибей ). Свяжите художников с публикой напрямую. Пусть это будет однодневная выставка-продажа NoName. Именно безымянная продажа - пусть произведения соревнуются своим качеством , а не спекулятивными (о, боже) именами.Никаких fee . Вы увидите - какие неожиданные сокровища откроются. Всё должно быть по-честняку - нижняя цена - шаг торга - и buy now. Конечно - поставьте просмотровую комиссию - пусть отбирает - главный критерий - современное качество. Это невозможно организовать в интернете - так как искусство там не видно. Наш народ ещё достаточно здоров - именно поэтому он не понимает и не принимает спекулятивную составляющую современного искусства - этих Хёрстов и Джеффов Кунсов. Это моё предложение - и Бажанову и Дёготь.
    И галеристам это полезно - для них история:
    В конце 90х - звонит в очень известную галерею в Москве художник - и говорит:
    - Хочу пообщаться с владельцем галереи.
    - А вы кто?
    - Я художник.
    - А-а-а .. (разочарованно) Художники у нас уже есть.
  • teroganian· 2010-04-12 01:16:24
    Я конечно за профсоюз! Вообще это очень круто что OPENSPACE устраивает такую дискуссию. Вношу предложение создать постоянную рубрику по этой проблеме.

    Меня как и многих этот вопрос волнует давно. Почитав дискуссию остаюсь по прежнему в ситуации тупика. Вопросов больше чем конструктивных предложений.
    Позиция высказанная Палажченко, конечно подтверждает необходимость создания профсоюза, - если спекулянты боятся – нужно делать.

    Устроить все по западным образцам вряд ли удастся. Во первых, вся социальная система на западе создавалась после войны и сейчас находится в серьезном кризисе. Во вторых, современное искусство в Росcии за последние двадцать лет утратило всякую автономию от запада и сейчас мы имеем в Москве филиалы западных институций для третьего мира и свою свирепую азиатскую мафию, и ни те, ни другие ни в какой социальной защищенности художников не заинтересованны. Заграница нам не поможет, - самим хуево.

    Ожидать и анализировать возможности и советской профсоюзной системы и союза художников не будем – проехали.

    Деготь сразу очень правильно поставила вопрос о разделении на работников и работодателей.

    Отлично – объединимся против галеристов и будем отстаивать свои интересы.

    Итак, - Долой галлеристов!

    С этим вопросом все понятно и за исключением вопроса как жить без денег, никаких вопросов не последует.

    Выдвинув подобный лозунг желающие объединяться быстренько идут надуй, а галеристы быстренько лепят новеньких, благо, это в их власти.

    И тут сразу первые тупики, - Гутов очень точно нарисовал ситуацию изнутри, определив ее как «черную», мафиозную. Внутри мафии профсоюзов не бывает. Нужна легальность, которой не ожидается. Дубосарский определяет единственно успешную стратегию как индивидуальную и его опыт убедительно об этом свидетельствует. Внутри мафии каждый сам «отвечает за базар». Этим же путем движутся и декларотивно левые, когда я изъявил желание присоединится к группе «Что делать?» то без замедлении получил ответ от Виленского что, - рабочая группа уже создана, и в новых членах не нуждается. Понятно, что большие коллективы с неопределенными функциями малоэффективны в современных условиях.

    Отлично, - Долой коррумпированных!

    И еще стоит ли, к примеру, мне, поступаться малым, чтобы Кабаков получал большее. А поступит ли симметрично Кабаков? Прямо скажем – вряд ли.
    Современная корпоративная художественная структура имеет вполне общие интересы – деньги. И если мы тоже хотим денег то вряд ли внутри этой корпорации мы найдем солидарность.

    Далее, - Долой успешных!

    И тут снова возникает вопрос о разделении. Для того чтобы объединяться необходимо разъединяться. Разъединятся по внутри художественным интересам. «Искусство для денег» или «искусство для искусства», есть среди нас и те и другие. Но тут новый тупик, - нашим искусством давно завладели, кроме торгашей галлеристов – коррумпированные музейщики, кураторы и критики. И именно они могли бы отделить художественное жулье от «настоящих художников», но все больше и больше отлынивают от своей прямой функции. А те которые есть со своей функцией явно не справляются и только поддерживают видимость здоровой ситуации.

    Соответственно и заслуженно, - Долой музейщиков, кураторов и критиков!

    Проблема кризиса современной цивилизации связанные с наступлением нового неолиберального порядка не новы. Проблемы кризиса современного искусства наглядны и очевидны. Вообще не нужно быть особо талантливым и умным, чтобы понять что социально-критическое искусство актуально. «Рисовать» нигде не учат, а книжки читать еще в школе научили. Что мы имеем, - новые ряды пиздаболов карьеристов. Хуевых художников ориентированных на академические западные институции. Претендующие в России на свою исключительную актуальность, аргументируя ее своей «некоммерческостью. Интересно, что они претендуют не только на статус художников, но и на статус интеллектуалов.

    «Что делать» с этими, - Долой хитрожопых проходимцев!

    Это еще не все. Дело обстоит еще хуже. Дело в том, что все наше искусство которое создавали честные, бескорыстные, талантливые и продвинутые художники. Стараниями всех вышеперечисленных категорий было освоено, имитировано, воспроизведено и перевоспроизведенно. И разобраться в нем не только простому зрителю но и молодым художникам без помощи не коррумпированных профессионалов невозможно. А профессионалы как создающие искусство так и занимающиеся его интерпретацией связанны вышеописанной мафиозной системой не имеют достаточной свободы для разгребания всего этого говна в котором тонет бисер наших гениальных шедевров.

    И если мы это говно не разгребем, то придется провозгласить, - Долой современное искусство!

    А это конец, по тому что вместе с этим заебавшим «современным искусством», мы посылаем на хуй и Пикассо, и Малевича, и себя самих. А взамен получаем - сами знаете что!

    И как со всем этим быть, против кого дружить будем? Против себя?

    А сейчас я скажу самую большую банальность, - хорошие против плохих, левые против правых, авангардисты против реакционеров, новое против старого. И разъединятся придется всем. И художникам, и критикам, и кураторам, и музейщикам, может даже и некоторые галлеристы перейдут на нашу сторону.

    Но это самое сложное, по тому, что разругаться придется всерьез, а не просто прийти и записаться в профсоюз.

    И самое страшное, - придется делать новое искусство. Совсем новое.



  • evgenkaras· 2010-04-12 06:10:52
    Если Россия строит гражданское общество, а художественная среда хочет стать его частью, да ещё и отстаивать свою позицию, тогда другой такой формы не существует, кроме как создание сообщества профессионалов в виде ассоциации, творческого союза или др. юридического объединения оптимального, учитывая действующее законодательство для диалога с властью и обществом. Таксисты, булочники, менеджмент-консультанты, … - все объединяются для репрезентации интересов своих сообществ в обществе и выработки внутренних правил в цивилизованном мире.
    Конфликт между субъектами сегмента экономики (!) - художниками, галеристами, музейщиками, кураторами, экспертами, работниками образования, сервиса и обслуживания – надуман. Это просто субъекты одного процесса с разными функциями и с нормальными проблемами на пересекающихся границах. Такой "профсоюз" должен урегулировать и нормализовать взаимоотношения между субъектами там, где это возможно, став дополнительно третейским судьей, учитывая взаимоотношения, которые находятся за границами законодательства. Есть угрозы, которые очевидны потенциально - ужесточение таможенных правил, агрессивность контролирующих организаций, экспансия чужого рынка, тотальная борьба за мораль и православные ценности в искусстве…, прочее. Тем "звездам", которые участвовали в дискуссии такой союз не совсем нужен либо они ещё не поняли надвигающихся угоз, по крайней мере сейчас. Но, если субъекты хотят в будущем не прятаться от налоговой, перемещать свое тело и тело своих произведений через границу, творить «свободное» искусство и просвещать общество, развивая культуру, образование и т.д. - объединенное сообщество профессионалов неизбежно.
    Государство и общество считается с организациями, которые имеют авторитет и популярность в обществе, могут собрать в одном месте несколько тысяч членов, умеют слаженную структуру. Технология создания достаточно простая. Удачи…
  • kustokusto· 2010-04-12 12:01:56
    ///Обсудили - Постановили: На время - десять, на' ночь - двадцать пять... ...И меньше - ни с кого не брать... ...Пойдем спать... ///

    Это у Маяковского. Но корень вопроса - кто кого нанимает. Вот Гройс договорился до того , что художник - это человек ( и то спасибо) , который иллюстрирует замысел куратора. А кем себя воображает галлерист ? Может быть критик считает себя ниже художника. Авдей говорит - мафия. А , простите - вся остальная страна живёт по другим законам? Ой, как в консерватории поправлять пора - кушать не могу.
    Может профсоюз вернуть первородство - тогда да . Нет - ф топку.
  • kustokusto· 2010-04-12 12:47:44
    Хотя - может Спайдер прав - к психиатру. Ведь знаю , что Блок - а пишу Маяковский.
    "...Там с левой стороны - два Бронецких: один - брат Адриан, другой - Мариан, а у меня - Мандриан!"
  • teroganian· 2010-04-12 16:07:58
    Написал вчера, отправил, и тут же понял. То о чем я говорю никакой не профсоюз, а настоящая партия.

    Партию нужно создавать. Для начала подпольную.

    А потом - оружие закупим, правда я стреляю не очень и хожу медленно поэтому буду членом ЦК.


  • kustokusto· 2010-04-12 16:31:44
    Но о целях и задачах - молчок. А то Опенспейс закроют за терроризм.
    А для передвижения - можно броневик из музея Революции скомунизить.
  • elens· 2010-05-02 21:22:52
    Тема действительна важная и поднята совершенно правильно. И до тех пор пока не решена, но не решена опять же именно профессионалами, а не - при все уважении - творческой общественностью или избави Бог чиновниками. Общественность может предлагать свои решения, и постоянно обсуждать, но создавать механизм, систему, программу- неважно как это назовут, должны именно профессионалы. Поскольку я тоже была за тем грустно-памятным столом после похорон Оли, то хотела бы высказаться по этой теме. Сначала по теме известности-неизвестности отечественных художников в Европе или в мире. На последней Art Cologne, увы, ни одной галерии из России не было. Но выставка специфическая по строгости отбора и это общеизвестно. Правда, и из Восточной Европы там единицы, и преимущественно дочерние от западников. Из художников только Молодкин и кто-то еще. Пару имен ново-русских молодых - выпускников из Германии. А вот специальное издание Kunstzeitung к выставке в передовице умодрилось дважды процитировать Бориса Гройса. В статье "Искусство или дух?" "высказывание однако датированное 1992 г. "Сегодня художник стилизирует себя как правило под бизнесмена, который в своей активности превышает даже нормального бизнесмена." Контекст статьи говорит лишь о том, что у них там совсем иная проблематика: они как говорят в Германии Berg ab и снова возвращаются к дискуссии о духовной миссии искусства, обеспокоенные всеми аукционными ценами и т.п. Но Бог с ними. Общеизвестно, что подобные дискуссии лишь синусоидные знаки активности одной и неактивности другой проблематики. Я думаю, что российское арт-сообщество сейчас как раз в другой фазе. Здесь нет всех тех механизмов, которые защищают художника или возьмем шире - творческое сообщество в Европе. И нет смысла уводить дискуссию в прошлое и сранивать две разные структуры, а именно таковы функции союзов художников, которые кстати есть и в Европе, в сравнении с социальными или больничными кассами. Первые несут функции информациионые и представительские. Они продвигают регионы и связанные с этим ценности. Воля каждого вступать туда или нет и искать/не искать общность. Это в Союзе подобные структуры были наделены странными полномочиями - раздавали мастерские, квартиры и бичевали неугодных. Эта их миссия ныне отчасти исполнена, отчасти устаревшая. Так или иначе она корректируется. Иное дело социальные/больничные кассы, которые могут быть устроены разными способами: самый простой, который упоминает Вера Погодина - сбор денег, общая кружка - напр. на несчастные случаи и т.п. Но это лишь частичное решение, и увы, скорее дружеское, чем оффициальное. И, конечно, прав Дубосарский говоря, что не стоит изобретать велосипед: надо посмотреть, что создано на Западе. Но взять европейскую модель без адаптации не удастся. И первое, с чем все столкнуться: с готовностью/необходимостью показать собственные доходы. Оффициальные. Вся система, например, Künstler Sozialkasse в Германии именно на этом построена: сначала надо показать, что ты а. регулярно занимаешься творческим трудом, б. у тебя это основной источник дохода, с. за прошлый год твой гонорар составил.... и даже копии контрактов приложить. Есть шкала: от минимального дохода в месяц рассчитывается оплата медицинских услуг. Кажется, ок. 60 Евро/мес. Изменился твой доход - будь любезен покажи. Надо будет, доплатишь. Ведь есть еще куча нюансов: болезнь, ее длительность, нахождение в больнице, необходимость ухода... Все это виляет на повышение суммы отчислений. Думаю, что спектр услуг там в некоторой степени ограничен, т.к. состоят в ней не все. Классики они в других кассах приписаны. Но она объединяется все творческие специальности - тех, кто подпадает под категорию Freiberufler в смысле - свободно-творящие - журналисты, писатели, критики, модели, кураторы и т.п. - все, кто работает преимущественно по контрактам. Поэтому мне не совсем понятна суть некоторых высказываний, когда все переходит в излюбленно-местное: прежде чем объединяться, давайте укажем на тех и на этих, кто с нами, а кому лучше не соваться... Немного странно, т.к. в принципе все пока в общей ситуации незащищенности в одной лодке сидят. И государство, общеизвестно, ни о ком заботится не будет, пока сами не озаботятся. Теперь о юридической защищенности. Это не входит в функцию социальной кассы. Это абсолютно юридическая деятельность. Конечно, можно такую функцию с учетом местных особенностей создать и вменить ее в обязанности профсоюзом, но это функция скорее групповая и пдходит для творческих инициатив и групп в смысле консолидации общественности. Авторское же право на оффициальном уровне индвидуально защищается в судебном порядке и представляется на юридической основе. Для этого есть система страховок, которая при необходимости покрывает затраты, связанные с судопроизводством у всех сторон. Я думаю, что разработка подобных механизмов не так сложна, как готовность самого сообщества к предоставлению подобной информации. И в этом вопрос, который рано или поздно будет обсуждаться и решаться. На российском косалтинговом рынке действует много достойных игроков, чтобы предложить сообществу несколько механизмов, моделей, программ для обсуждения. И в самом художественном сообществе много достойных людей понимающих, что время для решения этих вопросов - при всей сложности ситуации - безусловно, наступило.
  • actual· 2010-05-06 16:34:06
    Кстати, в красном круто!
  • kuridzen· 2010-06-07 22:47:46
    а что было в листовках лежащих на столе про которые упоминает Илья Будрайтскис?
Все новости ›