Оцените материал

Просмотров: 44935

Вернисажи недели. 21–27 декабря

21/12/2009
Новое на «Винзаводе»: Фассбиндер в форме инсталляции, красные «Синие носы», вечеринка-свинотека

Имена:  Александра Сухарева · Анна Титова · Виктор Мизиано · Владислав Ефимов · Дмитрий Виленский · Константин Звездочетов · Томас Хиршхорн

©  Предоставлено марка:ff

Райнер Вернер Фассбиндер на съемочной площадке фильма «Берлин. Александерплатц»

Райнер Вернер Фассбиндер на съемочной площадке фильма «Берлин. Александерплатц»

21—27 декабря, понедельник — воскресенье
Центральный универсальный магазин
, 4-й этаж

Спутникарт
Ярмарка современного искусства в неотделанном крыле ЦУМа (там, где во время биеннале была выставка Кулика). Выставляются, как на базаре в переходе у ЦДХ, художники без посредничества галерей. Обещаны «звезды современного искусства по цене от 200 до 5000 евро». На практике выглядит это так: на фанерных стенах висят сплошным рядом работы без указания имен и цен; к кому обращаться, чтобы их приобрести, не совсем понятно. Но если вы знаете, зачем пришли, сможете найти того же Кулика, Острецова, Солдатову и т.п. Работы были сделаны специально для ярмарки.


21 декабря, понедельник, 15:00 — пресс-показ, 16.00 — вернисаж
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Галерея искусств стран Европы и Америки XIX—ХХ веков, ул. Волхонка, д. 14


Английский постер конца XIX — первых десятилетий ХХ века из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина
Энтони Фредерк Сардж . Вверх по реке Лондонской подземкой. 1913

Энтони Фредерк Сардж . Вверх по реке Лондонской подземкой. 1913

Коллекцию ГМИИ унаследовал от Государственного музея нового западного искусства, ликвидированного в 1948 году. Литографированная реклама Shell, British Petroleum, плакаты лондонского городского транспорта, карикатура, книжная и журнальная реклама, а также политическая пропаганда начала ХХ века. Материал обещает быть весьма интересным и остроумным. Правда, забавно, что в пресс-релизе все это очень уважительно называется «коммерческим искусством Великобритании». Увы, коммерческое искусство действительно часто выставляется сегодня (и даже, бывает, в ГМИИ), но это не оно!


21 декабря, понедельник, 18:00
Московский музей современного искусства, Ермолаевский пер.


Мастер-класс Константина Звездочетова
Проходит на персональной выставке этого выдающегося мастера художественного смеха, которая открылась на прошлой неделе. Каждое выступление Константина — это удовольствие, так что рекомендуем.


21 декабря, понедельник, 18:00
Музей архитектуры имени А.В. Щусева, флигель «Руина»


Москва 1993—2009: бремя перемен

©  Предоставлено МУАР

Вернисажи недели. 21–27 декабря
Выставка, организованная общественным движением «Архнадзор» и художником Валерием Риваном, посвящена судьбе исторической застройки Москвы в последние полтора десятилетия. Это пары фотографий по принципу «было — стало». Вот что нам (совершенно справедливо) пишут: «Исторический город, переживший беспощадные сносы и реконструкцию советских времен, вот уже полтора десятилетия несет необратимые потери под натиском нового русского капитализма. Мы не только теряем отдельные памятники архитектуры; перерождению подвергается сама ткань городского организма — масштаб и плотность застройки, силуэт, панорамы. Шаг за шагом, клетка за клеткой Москва теряет свой генетический код, запечатленный в камне, приближая тот день, когда еще уцелевшие связи рассыплются, и дух великого русского города окончательно изнеможет в борьбе с хищниками, алчущими одного — квадратных метров». Будут показаны также подлинные архитектурные фрагменты разрушенных исторических зданий из коллекции Валентина Карелина. Куратор — Александр Можаев.


21 декабря, понедельник, 20:00
Центр современного искусства «Винзавод», Большое винохранилище


Фассбиндер: Берлин, Александерплац
Выставочный показ культового фильма Фассбиндера на нескольких экранах, в форме видеоинсталляции. Это перенос в Москву известного проекта куратора Клауса Бизенбаха, который в 2007 году демонстрировался в Институте современного искусства Kunstwerke в Берлине. Будем надеяться, что автор выставки контролировал московский показ. Мероприятие в целом является первой частью проекта «Зимний музей марки: ff», в рамках которого нам с декабря по апрель обещают несколько видеовыставок. После Фассбиндера — «Выставку титров», еще один проект Kunstwerke, и кураторский проект Вардит Гросс «Затишье перед бурей» — собрание израильского видеоарта.
По 30 января 2010


22 декабря, вторник, 14:00 — пресс-показ, 16:00 — вернисаж
Государственная Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, д. 10


Зеркала

©  Предоставлено ГТГ

Н.П.Богданов-Бельский. Дети за пианино. 1918

Н.П.Богданов-Бельский. Дети за пианино. 1918

Тематическая выставка примерно того же концептуального уровня, что незабываемый «Образ шляпы в русском искусстве». Живопись и графика, на которых где-нибудь изображено зеркало. А также несколько работ современных художников, где зеркало используется как материал. На такую выставку смело можно направить в каникулы несовершеннолетнюю племянницу без интеллектуальных запросов.
По 21 февраля 2010


22 декабря, вторник, 17:30
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, д. 25


«Отечественное актуальное искусство. Точка отсчета?..». Круглый стол
Модератор — Андрей Толстой. Известно, что участвует Пьер Броше.


22 декабря, вторник, 19:00
ЦВЗ «Манеж», Манежная пл., д. 1


Серебряная камера
Выставка работ участников девятого уже конкурса на лучший фоторепортаж о Москве, проводимый Московским Домом фотографии под личным патронажем мэра Москвы. Номинации: «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». Как обычно, фотографии выставляются анонимно, что позволит жюри (в том числе «пользовательскому») беспристрастно вынести решение. Оно будет обнародовано в январе.

{-page-}

22 декабря, вторник, 19:00
Галерея М. и Ю. Гельман


«Синие носы». Пролетарский концептуализм

©  Предоставлено Галереей М. и Ю. Гельман

Синие носы. Пролетарский концептуализм

Синие носы. Пролетарский концептуализм

Александр Шабуров разразился мощным теоретическим зарядом: «прежняя интеллектуальная подстилка “современного искусства” куда-то испарилась, и ценность его стала определяться исключительно рынком. Возник новый тип хорошопродаваемого арт-объекта — большого, блестящего и бессмысленного. Искусство не для ума, а для интерьера». Его приметами Шабуров считает 1) пафос и отсутствие иронической дистанции; 2) формализм; 3) миссионерство, отсылки к русской «духовности»; 4) отсылки к классическому искусству; 5) отсылки к советской стилистике, «ибо жизнь в утопическом СССР — единственный конвертируемый социальный опыт, имеющийся за плечами у художников «постсоветского пространства». Понятно, в кого он метит в первую очередь; но упоминаются и Гутов, и Алимпиев, и Кулик с «Верю». А затем автор переходит к левой фразе: «…новые баре спрятались за заборами в подмосковных коттеджных поселках Гринфилд и Риверсайд... Героями СМИ по-прежнему числятся топ-менеджеры и топ-модели, а тема труда начисто стерта из массового сознания. Фильм “Премия” (о том, что рабочая честь бывает дороже незаработанных денег) и даже шедевр классика мирового кинематографа С. Эйзенштейна “Стачка” (инструкция по организации забастовок) ни за что не найти в видеомагазинах. Но Сибирь, как говорят, уже поднялась. Поэтому напоследок — дабы компенсировать перекос — “Синие носы” придумали рецепт “пролетарского концептуализма”. Настоящего народного, “левого” искусства. О рабочих, с участием рабочих и понятного рабочим. А также демонстрируют, как делать искусство для иных перспективных социальных групп — студентов, медработников, специалистов по нанотехнологиям и трудовых мигрантов».


22 декабря, вторник, 19:00
Центр современного искусства «Винзавод», Акцизный склад, галерея «ЖИР»


Вечеринка «Свинотека»

©  Предоставлено галереей ЖИР

Вечеринка Свинотека

Вечеринка Свинотека

На «Винзаводе» не забудем заглянуть и сюда: открытие нового пространства галереи «ЖИР», однодневная выставка группы «Бомбилы». Показ программы антиклипов, среди которых «Я полюбила бомбилу», «Сектант Неунывалов», «Карликовый Высоцкий», «Рокот космодрома» и другие. Антиклипы были отсняты в депрессивных русских райцентрах. «Большая их часть снималась по одному рецепту — приезжаешь в городок, находишь там артиста и за день снимаешь клип на бытовую видеокамеру. Свинотека — поиск формы современного искусства для коммуникации между культурными центрами и глубокой провинции, реинкарнации советских клубов на новом историческом витке. Свинотека — попытка воссоздать коммуникацию приезжих бомбил и местных культурных деятелей по тому же плану, как это не раз было в провинции». Как нам сообщают, будут выступать Кедреновский, Молчанов и Суперсиськи. Галерея «ЖИР» — non-profit space, дискуссионная и дебютная площадка, партнерский проект Татьяны Волковой и Владимира Овчаренко, направленный на поддержку и развитие молодой альтернативной художественной среды.


22 декабря, вторник, 20:00
XL-галерея


Эскизы инсталляций

©  Предоставлено XL-галереей

Эскизы инсталляций

Эскизы инсталляций

В тот же вечер на «Винзаводе» — обаятельный жанр: эскизы воплощенных или невоплощенных работ. Авторы: Петр Белый, Константин Звездочетов, Ирина Корина, Олег Кулик, Игорь Макаревич, Борис Орлов, Айдан Салахова, Сергей Шеховцов.
По 15 января 2010



23 декабря, среда, 18:00
«Крокин-галерея»


Андрей Бильжо. ЧБ
Название выставки нужно расшифровывать самостоятельно — предлагаются варианты, от «черно-белого» до «чудовищно бездарного». Больше всего подходят «черновики Бильжо», так как, насколько мы поняли, частично это путевые рисунки из железнодорожных путешествий, а частично — рисунки, сделанные во время разговоров по телефону.
По 17 января 2010


23 декабря, среда, 18:00
Галерея Photographer.ru


Презентация книги Стенли Грина «Черный паспорт»
«Черный паспорт» — это биография выдающегося военного фотографа наших дней Стенли Грина, в которой есть его военные и личные фотографии. Нам пишут: «Читатель почувствует, что его, как и самого фотографа, швыряет от безопасной западной жизни к ужасам войны и обратно. Какое влияние такая работа и многолетняя привычка рисковать оказывают на его характер? Как это сказывается на его отношениях с близкими и на них — его любимых и друзьях?» Мы видели книгу и можем засвидетельствовать, что она по-хорошему дизайнерская.


23 декабря, среда, 19:00
Фонд Stella Art, Скарятинский пер.


Владислав Ефимов. Пугающаяся коллекция

©  Предоставлено Фондом Stella Art

Владислав Ефимов. Пугающаяся коллекция

Владислав Ефимов. Пугающаяся коллекция

Проект на тему кунсткамеры и сопряжения искусства и науки. Интерактивная инсталляция из нескольких длинных горизонтальных боксов, разделенных на отдельные секции. Нам пишут: «Каждая секция содержит тот или иной предмет, который реагирует на прикосновение зрителя к стеклу. В свою очередь боксы различаются между собой тематически: бокс с дергающимися повседневно-бытовыми предметами; бокс со старыми ("художественными") вещицами; бокс объектов, поющих "ангельские песни" и т.д.». Автор говорит, что ему было интересно рассмотреть «систему, в которой отсутствует четкое разделения на мир человеческий, мир вещей и мир идей. Боксы коллекции заключают в себе вещи, наделенные физиологической свободой сокращаться в ответ на прикосновение, свободой начального чувствования... Чувствуя и пугаясь, предметы коллекции выражают себя даже вербально — лепечут, разговаривают или поют. С одной стороны стекла присутствует хаотический большой мир, в котором существует воля прикосновения. С другой же — малый упорядоченный мир собранной кем-то коллекции, наполненный первичной жизненной силой, где вещи наделены элементарными способностями выразить свой испуг. Вещи здесь чувствуют».
По 14 февраля 2010


23 декабря, среда, 19:30
Art Banking Club, Леонтьевский пер., д. 2а, стр. 2


Философия танца. Томас Хиршхорн
Частный банк «КИТ Финанс» продолжает показывать свою коллекцию по одной вещи (до этого было показано, в частности, фото Ванессы Бикрофт с голыми моделями). Вообще-то Томас Хиршхорн (р. 1957) — известный художник круга левых социальных активистов, который делает проекты в духе Родченко, с активным участием жителей парижских арабских окраин и нечто тому подобное. Из фотографий, представленных в ABC, ничего этого понять нельзя, — выбраны фотографии с неодетыми манекенами, полностью вырванные из контекста, да и объяснения, похоже, не будут приложены. Строго по приглашениям и с дресс-кодом (dance). Надеемся, все будут в тюлевых пачках и трико; надеемся также, что сам художник этого безобразия не увидит. Поскольку никто и никогда с первого раза это место найти не может, подсказываем, что это во дворе напротив галереи GMG.


23 декабря, среда, 19:00
Санкт-Петербург, Европейский университет, ул. Гагаринская, д. 3


Музыка и традиции политического повествования. Вечер композитора Михаила Крутика
Мероприятие Лаборатории критического искусства. Композитор написал в последнее время музыку к нескольким фильмам группы «Что делать». В ходе вечера будет показан фильм Дмитрия Виленского «Хроники перестройки» в живом озвучании струнным квартетом, а также фильм «Перестройка Зонгшпиль» («Что делать»), «Три матери и хор» (Цапля и Глюкля), «Партизанский Зонгшпиль» («Что делать»). Планируется также дискуссионное выступление Владимира Раннева о возможности политического в музыке, с приведением примеров из прошлого. Модератор вечера — Дмитрий Виленский.


24 декабря, четверг, 22:00
Пермский музей современного искусства PERMM, Пермская государственная художественная галерея


Ночь в музее
Большая выставка на двух площадках, представляющая искусство с критической, иронической или стилизующей отсылкой к классическим образцам (см. выше филиппики Шабурова). Проект задуман как популистский и user-friendly. Пишут вот что: «В своей предыдущей деятельности Гельман всегда вставал на сторону художника, его задачей было создание комфортной среды для авторов галереи. Новая профессиональная идентификация ставит новые проблемы: музей — не настолько экспериментальная площадка, он зависит от зрительского интереса и непосредственного участия в происходящем». В проекте принимают участие более тридцати художников и групп, среди которых АЕС+Ф, Танатос Банионис, Дмитрий Гутов, Брацо Димитриевич, Владимир Дубосарский & Александр Виноградов, Александр Косолапов, Олег Кулик, Арсен Савадов, Авдей Тер-Оганьян, Константин Худяков.


25 декабря, пятница, 14:00
Российский государственный гуманитарный университет, аудитория Музейного центра, Главный корпус, 6-й этаж


Мастер-класс Виктора Мизиано
Поcледнее занятие цикла о кураторстве — «Куратор-активист. 2008».


25 декабря, пятница, 19:00
ПRОЕКТ_ FAБRИКА


Анна Титова, Александра Сухарева. Типы сборки
Инсталляции и объекты. Стас Шурипа пишет, что молодых авторов объединяет «эстетика пересечений личного и исторического, материального и эфемерного, формального и случайного... конструирование художественных сред из фрагментов повседневности».

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • yabeda· 2009-12-22 22:38:28
    "спутник", несмотря на накладки на открытии (за отведенные на монтаж полтора дня невозможно было успеть все) новый формат ярмарки, который дает возможность художникам, независящим от галерей, продавать свои работы, а покупателям - покупать их по доступным ценам.
    теперь все подписи должны быть на месте, а пришедшие на открытие друзья и знакомые вполне могли не раздражаться, а проверить свои знания кто есть кто)
  • arist· 2009-12-23 12:25:42
    Хочу сказать несколько слов в поддержку "Спутника", сразу оговорюсь, я лицо не заинтересованное, т.к. в ярмарке не принимаю участия.
    факты изложенные в заметке во многом правдивы, но я не согласен с общим тоном заметки, который маркирует событие как провальное и маргинальное.
    Итак по порядку:
    1. В первый день и правда не было этикеток, насчет развески тоже согласен - сумбурная, но организаторы сделали ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ, который мог посмотреть любой желающий на большом тачскрине и все узнать об участниках и их работах, и надо заметить каталог сделан очень профессионально.
    2.Немаловажный момент,заключается в том что ХУДОЖНИКИ НЕ ПЛАТИЛИ за участие, в отличии, например от Универсама, если их работа продается то организаторы вычитают 25 процентов, т.е. художник получает 75 процентов.
    3. Насчет галерей, и того что художники работают в обход галерей. Конечно странно было видеть работы художников галереи Триумф, но насколько я знаю В ЯРМАРКУ МОГУТ УЧАСТВОВАТЬ И ГАЛЕРЕИ тоже. Другой вопрос почему они не участвовали, но это уже я думаю их внутренние дела.
    Та к что хочу сказать, что не все так плохо, как и во всяком новом начинании имеется ряд недоработок, но имеется и ряд очень неплохих наработок.
    Ну и с наступающим всех, ярмарка ведь новогодняя!
  • Iskatel· 2009-12-26 20:43:37
    Ерудна это все, зайдите просто на art-holster.ru, вот где музей без билета. Такого качества изображений картин и живописи я еще не встречал. Вот купить картины правда не покупал, но посмотреть можно реально много.
Все новости ›