Оцените материал

Просмотров: 13999

Очевидцы выставки Жан-Юбера Мартена в «Гараже»: мнения разделились

29/09/2009
Большинству выставка понравилась «до безумия». Но мы услышали и другие мнения. А некоторые вспоминали выставку «Маги земли» (1989), ремейком которой является наша

Имена:  Алексей Шульгин · Альфредо Джаар · Жан-Пьер Сальгас · Жан-Юбер Мартен · Миран Мохар · Никита Кадан · Юрий Аввакумов · Юрий Альберт

Художник Альфредо Жаар и критик и теоретик Жан-Пьер Сальгас анализируют политический смысл эпохальной выставки Жана-Юбера Мартена «Маги земли» (1989)



Художники Юрий Альберт, Никита Кадан, Юрий Аввакумов, Миран Мохар и Алексей Шульгин о проекте «Против исключения»



Видеоэкскурсию по выставке в «Гараже» смотрите на OPENSPACE.RU на следующей неделе

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:12

  • Alisa· 2009-09-30 02:31:24
    Екатерина, вот Шульгин сказал, что ему это Биеннале нравится больше предыдущего (которое делал Буррио, если я правильно помню). А как бы вы сравнили проект Мартена с предыдущим?
  • degot· 2009-09-30 08:16:45
    Эта выставка более цельная и удачная, чем предыдущая. Предыдущую биеннале делало шесть кураторов, мало общавшихся между собой. Поэтому она разваливалась на части, да и уровень организации и инсталлирования работ был гораздо ниже. Сейчас профессионализм неизмеримо вырос, но я бы предпочла, чтобы он был приложен к более современной по духу выставке.
  • Alisa· 2009-09-30 10:53:41
    Насколько я понимаю, выставка 1989 года в Париже стала важным событием для всей Европы, хорошо понимавшей своего the Other, сформулированного и обсуждаемого еще начиная с Эдвард Саида. Не кажется ли вам, что у нас на данный момент игнорируемая и замалчиваемая - хотя, несомненно, столь важная - проблема нашего the other настолько необозначена и болезнена, что "современную по духу выставку" составить просто бы не удалось? (вспоминаю ваш замечательный проект "Борьба за знамя" в Новом Манеже, в то время как в этих же залах этим летом была совершенно реакционная и "спонсированная" РПЦ выставка "Образ Родины"....)
  • yasha_kazhdan· 2009-09-30 11:36:32
    классный монтаж! вспоминаются классики мирового кинематографа.
  • agitarch· 2009-10-01 16:41:14
    монтаж неплохой. вспоминается советская цензура. из моего комментария вырезали короткую фразу про то, что названия нужны, в основном, для того, чтобы журналисты хорошо запоминали, т.е. бессмысленно искать в них идеологию. хорошо, что ира кулик не сделала того же с фразой мартена про то, что "маги земли" просто хорошо звучат по-французски. замечательное, кстати, интервью во вчерашней культуре.
  • degot· 2009-10-02 15:37:03
    To Alisa: а почему не удалось бы? Что за пораженчество? Спасибо, что Вам понравилась "Борьба за знамя", но то, что у руководства Нового Манежа (который не был устроителем выставки, а только площадкой) потом проявились свои вкусы, на мою выставку никакой тени, я считаю, не бросает. Важно отвечать за себя.

    To Agitarch и для всех остальных, к сведению:

    монтаж снятых нами интервью делает видеоотдел, не я (не имею времени, к сожалению). Если вы знаете такое СМИ, и в особенности телевизионное, которое может вам гарантировать, что ваше интервью пойдет целиком, - расскажите. Я таких не встречала. Если вы не готовы, что вас будут монтировать - отказывайте мне в интервью, я постараюсь пережить это.
  • agitarch· 2009-10-02 16:24:17
    to degot: напрасно вы, Катя, все на свой счет принимаете. что такое СМИ мы, с вашей в том числе помощью, знаем. поэтому просто комментируем, пока разрешают. кстати, и Alisa не вас в выставочной политике манежа упрекнула, а все общество, к которому обратил свою выставку Мартен.
  • Alisa· 2009-10-02 19:08:26
    To degot: Что вы, отнюдь не пораженчество, а скорее страстное желание именно "нужную" нам выставку провести. Просто хотелось узнать ваше мнение и входит ли это в ваши планы. А мы вот доучимся (я сейчас заканчиваю свой последний год учебы в институте истории искусств Курто) и придем вам помогать, если получится!
  • faberII· 2009-10-07 17:55:03
    Шикарный подбор комментариев
    все оттенки зеленого
    от яркого, галлюцинирующего о пробковых шлемах и лавке сувениров, развевающихся стяговых из дружественного бывшего соц-блока, до невнятно-уклончивых серо-буро-малиновых оттенков

    Если задуматься, откуда эта интенция - поиск во всех работах критической мысли, якобы ответственной за такую «несомненную ценность» как развитие?
    Ведь если бы кто-нибудь отождествил современную литературу с критикой, можно было бы просто покрутить пальцем у виска..

    Понятен этот тренд в хорошо отработанном европейском механизме демократии, похоже весь европейский институт СИ создавался и затачивался для визуального критического выражения неких болевых точек социума, то есть это течение существует как часть социального механизма
    попытки воссоздать это в другой среде (подобной местной) похожи на байку о сооружении аборигенами тростниковых копий самолетов на имитационном аэродроме в надежде, что к ним тоже начнут прилетать Боинги с продовольствием.

    старомодны и представления о таких средах, как отсталых.
    похоже, что ситуация в мире такова, что дихотомии верх/ низ, первый/последний, мы/они в очередной раз перестали действовать.
    Нет определенных рецептов существования, остается только ежесекундная рефлексия по поводу того где ты и где то что перед тобой, откуда корни и возможные траектории роста.
    Вероятно выживут те, кто будет тренировать свой мозг в этом направлении.

    В этом смысле бьеннале - хороший тренажер, для понимания каждой работы придется «помедитировать», представить ее контекст и причины появления, даже работы откровенного дизайна представлены как своеобразный опыт существования в пространстве и как некий опыт вообще…
    каков опыт существования ремесленных практик и опыт сюрреализма? А каковы их структуры и точки соприкосновения с реальностью, в том числе с реальностью данной выставки..
    Похоже, что новый мыслительный тренд ближе к экзистенциализму,
    и в этом режиме противопаказаны соревнования по метанию экскрементов,
    и возможно это не такая веселуха как критицизм, но критицизм ведь никто не отменяет, просто он перестает доминировать и скромно становится в ряд других стилей мышления…

    можно предположить что эта выставка здесь именно за этим - представить спектр и дать возможность построить максимально полный мыслимый ландшафт визуальных практик, предлагая представить их контекст без навязших «лево/право», «доминирующий/подчиненный», потому как, судя по интервью, у европейских критиков как-то не очень получается…
  • faberII· 2009-10-09 14:31:15
    Невозможно удержаться от еще одной реплики в адрес этих бесконечных стенаний о фантомных колониальных болях,
    да, накуролесили европейцы в колониях, не хуже фашистов (достаточно посмотреть почти документальный фильм «Ганди»), но эта тема уже зафиксирована и в политике и медиа, все кто могут влиять на этот процесс – на марше.

    При этом, похоже происходит подмена понятий, да в социуме этих стран не все в порядке и детский труд и убийства и глобальные корпорации там наживаются, но в то же время, если посмотреть с другой стороны, все колониальные терроры - крохотные эпизоды в этих много-тысячелетних культурах,
    а эти разговоры о колониализме как повязка на глазах, (в них не упоминается, что полевропы ломится в индию и тибет «за ответами», а батареи кришнамуртов и буддистских лам полощут мозги (в лучшем смысле этой фразы) уже не первому поколению европейцев и американцев)…
    Но упорно каждому явлению культуры дается интерпретация в рамках этих фантомных теорий:
    если африканский художник пытается что-то сказать на языке страны, в которой расположена выставка, то в рамках этой интерпретации он обязательно «прогнулся» и уже не достоин понимания..
    как не парадоксально, но в этом видится истинный колониализм, когда вроде бы искренние постколониальные стенания, на самом деле постоянно воспроизводят эту снобистскую абсолютно идиотскую позу. (ну и еще конечно все это напоминает и глобалистский синдром СИ – жажду участия в политике, а по сути неверие в «волшебные» силы «духа» :+)

    что еще поражает, так это местные студенты и молодые художники:
    или стараются быть похожими на европейских критиков, просто в экстазе повторяя мантры о колониализме, или старательно примеряют схемки Беньямина, Дерриды (etc.) к чему не попадя (видимо в надежде пристроится на какую-нибудь выставочную галеру).
    Поэтому когда они замирают на скамеечке перед «домом престарелых» в гараже, то выглядят как зеркальное отражение со своими заезженными мыслями..

    (Но бывают и забавные исключения – например исследование современных практик на собственной шкурке:
    http://www.timeout.ru/journal/feature/6589/?city=2 )
  • pbrdn· 2009-10-11 23:20:36
    Выставка оставлет двойственное впечатление. Постепенно к концу выставки проявляется одна из главных, на мой взгляд, трендов выставки: смерть. Особенно меня пронзила одна из последний экспозиций: художественные фотографии реальных мертвецов, одетых в гламурные одежды. Я поразился самому себе, прежде всего, ведь я очень скрупулезно рассматривал эти фотографии, сами персонажи картин, цвет лиц, рук, ног, их формы, их выражения лиц... Я поймал себя на на том, что при первом просмотре даже не обратил внимание на то, что рассматриваю мертвецов. В нескольких персонажах даже были иронические выражения лиц. Тем более меня окатил холодный ужас, когда за спиной произнесли, что это мертвецы из морга, с которомы работали художники. До сих пор не определил для себя, от чего ужас: то ли от того, как представил сам процесс работы художников, то ли от того, что не заметил, что передо мной мертвецы... Поразительно, что я воспринимал фотографии, как живописные полотна, смотря только на цвет, прежде всего, и на фактуру мертвых, как оказалось, тел. Честно скажу, меня даже подташнивать стало, т.к. на выстаку пришел вечером на голодный желудок. Утром на следующий день впечатление осталось смешанное: я не мог определить для себя, что же происходило со мной в этот момент. Это самое сильное впечатление за последне время, совсем не приятное, но что-то переворачивающее. После этой точки в выставке вся выставка "засветилась" единой концепцией: я вспомнил начало с курицами, клетку с рептилиями, которые поедают друг друга, птиц, "играющих на электрических гитарах", а также фильм о фотографе, который покончил жизнь самоубийством после оказанного на него давления, когда опубликовал фотографию, на которой запечатлел в Африке умирающего ребенка на фоне грифа (падальщика), ждущего смерть этого ребенка.

    Выставка антигуманистическая. И в этом ее правдивость. Она приоткрывает нечто, что сейчас еще от нас скрыто, то есть те процессы, которые уже идут, но которые только не многие ощущают, разве что люди актуального искусства.

    Взрыв еще не произошел, но бомба уже готовится...
  • pbrdn· 2009-10-11 23:42:34
    Выставка оставлет двойственное впечатление. Постепенно к концу выставки проявляется одна из главных, на мой взгляд, трендов выставки: смерть. Особенно меня пронзила одна из последних экспозиций: художественные фотографии реальных мертвецов, одетых в гламурные одежды. Я поразился самому себе, прежде всего, ведь я очень скрупулезно рассматривал эти фотографии, сами персонажи картин, цвет лиц, рук, ног, их формы, их выражения лиц... И я поймал себя на том, что при первом просмотре даже не обратил внимание на то, что рассматриваю мертвецов. В нескольких персонажах даже были иронические выражения лиц мертвецов, какая-то укоризна... Тем более меня окатил холодный ужас, когда за спиной произнесли, что это мертвецы из морга, с которыми работали художники. До сих пор не определил для себя, от чего ужас: то ли от того, как представил сам процесс работы художников, то ли от того, что не заметил, что передо мной мертвецы... Поразительно, что я воспринимал фотографии, как живописные полотна, смотря только на цвет, прежде всего, и на фактуру мертвых, как оказалось, тел. Честно скажу, меня даже подташнивать стало, т.к. на выстаку пришел вечером на голодный желудок. Утром на следующий день впечатление осталось смешанное: я не мог определить для себя, что же происходило со мной в момент просмотра экспозиции...

    Это самое сильное впечатление за последне время, совсем не приятное, но что-то переворачивающее внутри. После этой точки в выставке вся выставка "засветилась" единой концепцией: я вспомнил начало с курицами, клетку с рептилиями, которые поедают друг друга, птиц, "играющих" (летающих, садящихся на струны гитар и цепляющих их) на электрических гитарах, восковые фигуры стариков в инвалидных колясках (бывшие деятели, умирающие в одиночестве всеми оставленные), а также фильм о фотографе, который покончил жизнь самоубийством после оказанного на него общественного давления, когда опубликовал фотографию, на которой запечатлел в Африке умирающего ребенка на фоне грифа (падальщика), ждущего смерть этого ребенка. Все так или иначе о процессе жизни, заканчивающейся смертью. Многообразные пути, ведущие к смерти...

    Выставка антигуманистическая. И в этом ее правдивость. Она приоткрывает нечто, что сейчас еще от нас скрыто, то есть те процессы, которые уже идут, но которые только не многие ощущают, разве что люди актуального искусства.

    Взрыв еще не произошел, но бомба уже готовится...

    (Олег Пайбердин)
Все новости ›