OPENSPACE.RU покажет, как готовятся некоторые проекты Московской биеннале. В ЦУМе проводит съемки Олег Кулик. С ним встретилась ЕКАТЕРИНА ДЕГОТЬ
Это один из самых ожидаемых проектов биеннале, окруженный множеством слухов и домыслов. Пока известно, что Олег Кулик инсценирует самые известные русские перформансы 1990-х годов — в этом участвуют сами авторы или, если они не хотят или не могут, другие художники (а порой и актеры). Наша колумнистка и один из персонажей этого проекта Лиза Морозова с грустью писала об этом здесь. Инсценировки снимаются через белый экран, так что получается эффектный театр теней. Происходит это все на четвертом этаже, в еще не оприходованной части ЦУМа. Блуждая по этой полустройке в перерывах между съемками, Олег Кулик, как он мне сказал, с интересом обнаруживает в ней все новые и новые тайные этажи.Инсталляция будет представлять собой зеркальный лабиринт, но пока он не построен, съемка проекта идет в одной-единственной комнате. Тем, кто сюда приходит, сама комната не видна, поскольку она погружена в полную темноту; видны только белые кресла с немыслимыми резными барочными спинками, которые ЦУМ выделил Кулику, — похоже, самое простенькое, что у них нашлось. Но когда случайно зажигается свет, становится видно, что все (черные) стены увешаны картонными вырезанными предметами, среди которых имеется, кажется, вертолет, голова лошади и все такое прочее. Я догадываюсь, что это реквизит, но меня поправляют: теперь это уже произведение искусства. А я все же думаю, что это не само произведение, а реликвия, от него оставшаяся.
Проект называется просто и даже несколько тупо: «Москва. ЦУМ». Еще имеется подзаголовок, напротив нарочито пафосный: «Пространственная литургия». Теперь, оказывается, принято решение, что именно пространственные-то литургии Кулик в последние годы и делал («Верю», постановка «Вечерни Девы Марии» Монтеверди).
Тут у меня включается инстинкт критика. Никакая это не литургия, скорее мистерия, а разница огромная. Кулик и это слово тоже употребляет мельком, но, видимо, не решился на нем остановиться — ему, наверно, показалось еще более пафосно. Но нет, Олег: мистерия — это не так пафосно, потому что это инсценировка, игра, фиглярство. Балаган для народа. И когда ты пишешь «сакральное зрелище» и в скобках упоминаешь мистерии, оргии, литургии, ты ошибаешься. Литургия, поверь закоренелой атеистке, отнюдь не зрелище. Это таинство, на котором зрителям совершенно не место (как, должно быть, и на оргии).
Так что Олег Кулик скорее десакрализует таинство, нежели наоборот. За что мы его, собственно, и ценим. Показывает нам всю пустоту и фантомность наших самых героических жестов. Что выглядит даже как бы несколько поучительно.
А вот что он про это говорит:
«Эту выставку делать было гораздо легче, чем «Верю». Просто надо было собрать лучшие русские перформансы и поставить их заново, и все. Ну, как если бы партия нам дала такое задание. Так гораздо проще. Тем более я просил авторов присылать рейтинги. Сделали список, отсняли, простыни повесим — всё. Думать не надо».
«Я вообще-то не хотел делать ничего юмористического. Я хотел сделать страшную сказку. Но, пока я это снимаю, почему-то мне все время очень смешно, не знаю. Все эти юношеские порывы… Тогда было не до смеха, конечно, когда я на машины бросался без очков, ничего не видя. Но сейчас я боюсь ощущения, что будет все недостаточно серьезно».
«Оказалось, что перформансисты в основном очень взаимно недоброжелательные люди. И понятно почему. На рынке можно дружить, потому что покупателей много. Хватит на всех. А место героя всего одно. Поэтому там больше конкуренция и, следовательно, много взаимных претензий в плане чистоты и верности идеалам. Некоторые мне шлют филиппики. Бренер, например».
«Меня все спрашивают, почему я делаю эту выставку в ЦУМе. Ты первая, кто не спросил. Я всем, конечно, говорю, что это не важно, мало ли, где делать. Но тебе скажу, что, конечно, это важно. Мы делаем эту выставку в мире иллюзий, где царят одни фиктивные ценности, одни манекены, и у нас такие же фиктивности. Заходя из ЦУМа на эту выставку, мы переносимся из мира материалистических мечтаний в мир художественных грез».
Олег Кулик на выставке «Москва. ЦУМ»
Рабочие материалы
Выставка «Пространственная литургия» откроется на 4 этаже ЦУМа 25 сентября и будет работать по 25 октября. Ее автор и куратор — Олег Кулик, она сделана при участии Виктора Рибаса, Дениса Крючкова и Гермеса Зайготта. Музыкальное оформление — Ганс П.Хольман.
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
Идея отличная, но воплощение недостойное. Это касается работы с пространством, акустических эффектов и качества инсталляции. Брачок-с.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452461
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343774
- 3. Норильск. Май 1270492
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898063
- 5. Закоротило 822740
- 6. Не может прожить без ирисок 786157
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762848
- 8. Коблы и малолетки 742375
- 9. Затворник. Но пятипалый 474538
- 10. ЖП и крепостное право 408450
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405044
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372030