Конкурс «Снять за 60 секунд»
Конкурс «Снять за 60 секунд». Приз зрительских симпатий — фотоаппарат Canon 5D Mark II KitПриз зрительских симпатий —
фотоаппарат Canon 5D Mark II Kit.
Голосование — на сайте конкурса.

Оцените материал

Просмотров: 145495

Мастер-класс:
профессионалы — любителям

Мария Командная · 05/10/2009
Любовь к кино запросто может превратить вчерашнего киномана в большого режиссера. Мы попросили известных российских кинематографистов поделиться секретами мастерства с возможными будущими конкурентами

Имена:  Александр Миндадзе · Александр Родионов · Алексей Герман-младший · Алексей Мизгирев · Анна Меликян · Валерия Гай Германика · Василий Сигарев · Игорь Каленов · Николай Хомерики · Олег Фомин · Юрий Арабов

©  Getty Images / Fotobank

Мастер-класс: профессионалы — любителям
Фанатские фильмы снимают уже больше тридцати лет, но после выхода картины Мишеля Гондри «Перемотка» они превратились в массовое увлечение, захлестнувшее YouTube. Чаще всего любители веселятся, но иногда всерьез конкурируют с профессионалами (как в случае «Охоты на Горлума»). Любовь к кино запросто может превратить вчерашнего киномана в большого режиссера, и фанатская короткометражка станет первым пунктом солидной фильмографии. Мы попросили известных российских кинематографистов поделиться секретами мастерства с возможными будущими конкурентами.

Николай Хомерики, режиссер («Сказка про темноту»)
В свое время Андрей Тарковский говорил молодым режиссерам, что их жизнь не должна отличаться от той, которую они создают в кино. Мне кажется, начинающим кинематографистам необходимо сперва научиться наблюдать за людьми. Поэтому лучше начинать с документальных фильмов. Надо найти человека, да-да, какого-нибудь самого простого и обычного человека, и попробовать заснять на камеру его жизнь, чтобы получился портрет этого человека. Может быть, тогда вы поймете, что такое характер — характер в кино, я имею в виду. Ваш портрет может быть какой угодно длины. От пяти минут до бесконечности. Желательно, чтобы в нем все-таки не было закадрового голоса. Чтобы не получилось, что вы что-то у человека спрашиваете, а он вам отвечает. Это же не интервью, а кино. И лучше не накладывать музыку. Научитесь на первых порах обходиться без музыки, в будущем это должно вам помочь.

Валерия Гай Германика, режиссер («Девочки», «Все умрут, а я останусь»)
У меня только тридцать секунд. Советую молодым режиссерам читать книги и наблюдать за людьми. И как можно больше снимать, разумеется. Все, мне нужно бежать, я на съемочной площадке.

Алексей Герман-младший, режиссер (Garpastum, «Бумажный солдат»)
Да черт знает, что я могу посоветовать начинающим режиссерам… Погодите, я, кажется, сформулировал. Необходимо слушать то небольшое количество людей, которым они безоговорочно доверяют, и глубоко плевать на мнение всех остальных. И поменьше суетиться. Есть какой-то путь, и по нему надо идти, не обращая внимания на чужие вкусы. Я вчера лазил по сайтам, читал рецензии на замечательный турецкий фильм «Времена года». В который раз убедился, что у нас мало людей, которые понимают кино. Смысл в том, чтобы защищать свою внутреннюю гармонию и сообразно с ней идти вперед.

Василий Сигарев, режиссер («Волчок»), драматург
Будьте честны. И всё? И всё.

Александр Родионов, сценарист («Все умрут, а я останусь», «Сказка про темноту», «Сумасшедшая помощь»)
Та-а-ак. Я посоветовал бы создавать как можно больше результатов своего творчества и как можно меньше зависеть от технических средств. Вместо больших кинокамер использовать простые видеокамеры или даже фотоаппарат. При этом можно обходиться совсем без пленки. Это даже лучше: станьте писателем или художником.

Александр Миндадзе, сценарист («Время танцора», «Магнитные бури», «Космос как предчувствие»), режиссер («Отрыв»)
С ходу могу посоветовать только одно: следовать собственным внутренним идеям и замыслам. Несмотря на ни что, развивать то, что ты придумал сам. В конечном счете только такой подход принесет успех и окупится во всех смыслах.

Алексей Мизгирев, сценарист («Каменная башка», «Бубен, барабан»), режиссер («Кремень», «Бубен, барабан»)
Я бы посоветовал всем тем, кто пытается как-то существовать в нашей профессии, терпения. Прежде всего этим молодым людям нужно понять, что не будет такой ситуации, когда они сразу возбудят тысячу продюсеров и повалятся деньги на реализацию проектов. Надо работать, сохраняя принципиальную позицию. К сожалению, многие в своих дебютных работах соглашаются на компромиссы, происходит забвение себя. Уж если вам придется идти на компромисс, пусть это случится как можно позже.

Когда молодой человек или девушка заканчивают институт и пытаются войти в профессию, продюсеры разговаривают с ними, не всегда уважая их личности. Талантливых людей много, но такой прессинг выдержит не каждый. И хотя советы — вещь довольно кривобокая, я все равно беру на себя ответственность и советую запастись терпением. Причем терпением в библейском смысле. Ведь совсем не факт, что за это терпение придет какая-то награда.

Анна Меликян, режиссер («Русалка»), продюсер («Невеста любой ценой»), сценарист
Поступайте во ВГИК и учитесь, учитесь и еще раз учитесь.

Юрий Арабов, сценарист («Молох», «Телец», «Юрьев день», «Чудо»)
Мои советы банальны. У начинающего режиссера должна быть смелость и искренность. Нужно работать и снимать как можно больше, чтобы выработать свой язык. Большой режиссер как раз и отличается тем, что у него есть своей киноязык. Сокуров когда начинал, то снимал и игровое, и документальное кино. Не надо утешать себя тем, что, дескать, сейчас мы сделаем конъюнктуру, а потом будем делать только то, что нам хочется. Это распространенная иллюзия. Как правило, люди просто умирают от этой конъюнктуры. Коммерция она такая, разрывает на части. Так что побольше искренности и где-то даже нахальства.

Олег Фомин, актер («Страна глухих», «Адмиралъ»), режиссер («День выборов», «Самый лучший фильм — 2»), сценарист
Я бы посоветовал только одно: прислушиваться к себе и никогда не говорить, что вы все знаете. Поверьте, не знаете.

Игорь Каленов, режиссер («Александр. Невская битва»,) сценарист, актер, продюсер («Все будет хорошо», «Особенности национальной рыбалки», «Чеховские мотивы», «Отец и сын»)
Я сам преподаю и все равно каждый раз бьюсь над тем, что бы такое посоветовать своим студентам. Пожалуй, в этот раз посоветую очень серьезно отнестись к своей первой работе. Кто как ее называет — диплом или дебют, не важно. Ваш диплом долгое время будет вашей визитной карточкой. Вы должны ориентироваться на то кино, которое хотите снимать в дальнейшем. Вы сделали заумный фильм по Борхесу, а хотите снимать комедии — такое бывает, но такого быть не должно.

У студентов почему-то существует пренебрежение по поводу жанрового кино и некий пиетет перед авторским кино. Хотя, если задуматься, Спилберг — это жанровое кино, Феллини — это жанровое кино. Ни в коем случае нельзя снимать свой первый фильм с целью оскандалиться или с целью попасть на фестиваль. Будьте более гибкими.

КомментарииВсего:11

  • pancho· 2009-10-06 13:00:15
    Ура!
  • i1g2o3r4· 2009-10-06 18:32:57
    Самое главное в профессии кино - это ЧТО СКАЗАТЬ !Без этого нет художника ! С УВАЖЕНИЕМ ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
  • sas· 2009-10-09 11:47:44
    Если у молодых есть талант, то почему бы и нет, пусть снимаю.
    Лучший совет, учитесь на чужих ошибках.
    "Лучше сделать пожалеть, чем не сделать и жалеть" - это к вопросу о советах

    Удачи, жду Вас на кинотавре.

Читать все комментарии ›
Все новости ›