Оцените материал

Просмотров: 22488

Последний спектакль Ратманского в Большом

Анна Гордеева · 20/11/2008
С приходом на смену Алексею Ратманскому Юрия Бурлака в главном театре страны резко меняются ориентиры

Имена:  Алексей Ратманский

©  Фото Дамира Юсупова / Большой театр

 «Русские сезоны». Сцена из спектакля

«Русские сезоны». Сцена из спектакля

Последний спектакль Ратманского в Большом — одноактовка «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова. Первый самостоятельный спектакль Юрия Бурлака на той же сцене — Большое классическое па из балета «Пахита». Официально ситуация изменится в новогоднюю ночь, когда прекратятся полномочия Ратманского в качестве худрука и начнется эпоха правления Бурлака (хореограф настаивает, что его фамилия не склоняется). Но два небольших балета, выпущенные в один вечер, уже говорят о смене времен, о новых ориентирах.

Дело не только в смещении интереса от современной хореографии к классическому наследию (Ратманский сочиняет новые тексты и интересуется новейшей музыкой — Бурлака, хореограф-реставратор, расчищает, отмывает, подлатывает замученные «редакциями» тексты Мариуса Петипа). Дело еще и в глубинных изменениях в труппе.

©  Фото Дамира Юсупова / Большой театр

 «Русские сезоны». Сцена из спектакля

«Русские сезоны». Сцена из спектакля

Большой балет позапрошлой (григоровичской) эпохи был мужским балетом. Его главными героями были Спартак и Красс, а не Фригия и Эгина, при всем уважении к отличным балеринам, танцевавшим эти партии. Прошлая эпоха также была мужской. Лидером театра стал Николай Цискаридзе, рядом встали танцовщики хай-класса: Дмитрий Белоголовцев, Андрей Уваров, Сергей Филин, чуть позже вошедший в славную когорту Дмитрий Гуданов. Это заставило говорить о четком разграничении: в Мариинке — девочки, в Большом — мальчики. Филин ушел руководить балетом Музыкального театра; Белоголовцев и Уваров выступают все реже; Цискаридзе, к счастью, еще танцует, но все больше интересуется проектами вне Большого театра. Смены этому поколению нет.

В нелегкие девяностые из страны уехали лучшие московские педагоги — творившие буйных принцев и рыцарственных кавалеров Петр Пестов и Александр Прокофьев. Но куда важнее, что во время своего правления (пять лет) Алексей Ратманский, так и не сумевший заставить премьеров полюбить свою хореографию, стал приглашать на работу аккуратных работяг, эту хореографию старательно воспроизводящих. Стали нужны не харизматики, истерики, гении, пусть даже с самомнением выше квадриги Аполлона, а добросовестные служащие. Не надо интерпретировать текст, его надо воспроизводить. И воспроизводят. Когда это текст Ратманского, все отлично: вот сейчас станцевали «Русские сезоны» просто-таки образцово. Прохладный, чуть насмешливый балетик, стопроцентно отвечающий десятниковской иронической стилизации, говорил о взрывах и застоях в отечестве как о естественном цикле событий. Интонация иноземного специалиста, долго работающего в Москве: любопытненько… нет, что вы, я, конечно, вам сочувствую, но дом у меня, слава богу, отсюда далеко.

©  Фото Дамира Юсупова / Большой театр

 «Русские сезоны». Сцена из спектакля

«Русские сезоны». Сцена из спектакля

Все пять лет, что худрук не занимался принцами, в театре подрастали принцессы. Понятно, что Светлану Захарову пригласили из Мариинки уже вполне «выросшей», но проявилась Екатерина Шипулина (дар острого жеста, безупречная техника и способность тот самый жест усмирить, перелить в лебединую линию — так, говорят, было у Плисецкой). В театре, почти не интересующемся Баланчиным, вдруг возникла балерина отчетливо баланчинская — Екатерина Крысанова; и наблюдать за тем, как она танцует классику с урбанистической интонацией, захватывающе интересно. Миниатюрная Анастасия Горячева воспроизводит датский и французский текст с тем естественным шиком, что предполагают эти традиции. Теперь в Большом есть плеяда балерин. Им нужна работа.

©  Фото Елены Фетисовой / Большой театр

 «Пахита». Пахита - Надежда Грачева

«Пахита». Пахита - Надежда Грачева

Потому обращение к балетам XIX века, где много танцевали женщины и совсем мало — мужчины, становится естественным ходом театра. И Большое классическое па из «Пахиты» встает в афишу как влитое.

Историю о девочке, украденной цыганами, но в конце концов вышедшей замуж за дворянина, впервые поставил Жозеф Мазилье, затем она шла в переработке Мариуса Петипа. Французско-русский классик сочинил развернутую финальную сцену — вот это самое Большое классическое па: сюжета уже никакого нет, танцы на свадьбе. И превратил гран-па в соревнование балерин: приму окружали ее коллеги, каждая получала вариацию. Вариации эти менялись по ходу дела — каждая артистка старалась выпросить у балетмейстера наиболее выигрышный для нее текст — и в «Пахиту» врезались куски из «Сильфиды», «Царя Кандавла» и любых других приходящих на ум танцовщицам балетов.

©  Фото Дамира Юсупова / Большой театр

 «Пахита». Пахита - Надежда Грачева

«Пахита». Пахита - Надежда Грачева

Мариус Петипа не протестовал, и Юрий Бурлака восстановил гран-па именно в таком виде. Он предложил балеринам одиннадцать вариаций — при том что каждый вечер исполняется только семь.

Премьерные дни не преподнесли сюрпризов — «Пахита» (а гран-па принято называть именем всего не сохранившегося в истории балета) прошла неровно. Надежда Грачева, которой досталась главная роль, пересказывала текст почти без помарок, но и без блеска — казалось, что эта невеста до того умучена предсвадебными приготовлениями, что уж ничему не рада. В четверках каждая из солисток мыслила себя самодостаточной Пахитой — ноги они ни разу одновременно не подняли, и, да простят меня страдальцы-родители, чудовищен был детский кордебалет: несчастные не могут даже ровно стоять на сцене, не то что тянуть мысок.

©  Фото Дамира Юсупова / Большой театр

 «Пахита». Пахита - Надежда Грачева. Люсьен д'Эрвильи - Руслан Скворцов

«Пахита». Пахита - Надежда Грачева. Люсьен д'Эрвильи - Руслан Скворцов

Таким образом, очевидна проблема: возвращение к девятнадцатому веку невозможно без качественно работающего кордебалета и детских танцев, а их пока что сотворить не получается. Кроме того, «Баядерка», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» пока что идут в театре в редакциях Григоровича, где мужскую роль нельзя поручать служащим: публика будет убегать после первого акта. Что делать теперь? Переставлять балеты или срочно растить принцев в своем коллективе, позволяя неординарным людям продвигаться из кордебалета? Будущему худруку есть над чем подумать.

Последние материалы рубрики:
Ульяна Лопаткина на гастролях в Москве, 13.11.2008
«Дети райка» в Парижской опере, 27.10.2008
Два балета — два Екатеринбурга, 10.10.2008
Алексей Ратманский возглавил American Ballet Theatre, 12.09.2008

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • rybnikov· 2008-11-25 20:51:31
    На второй фотографии балета Пахита исполнительница главной роли не Надежда Грачева а Мария Александрова
  • cruzzo· 2009-02-18 13:56:30
    На сайте http://t-portal.ru можно скачать Ратманского!
  • Metodist· 2009-03-13 08:34:30
    Статья претендует на, якобы,глубокий анализ состояния репертуарной политики балета Большого. Однако, утверждать "о смене времён, о новых ориентирах", "резко меняющихся" на основании только двух одноактных балетов, выпущенных в один вечер, просто смешно. А.Г. увидела "смещение интересов от современной хореографии к классическому наследию", "глубинные изменения в труппе". Надо чаще ходить смотреть все спектакли,тогда затуманенный взгляд на происходящее станет прозорливее. Из труппы ушёл Филин, ну и что? Остальные, упомянутые А.Г., работают, да и новые исполнители-лидеры при руководстве Ратманского появились. Как появились и молодые одарённые танцовщицы женский партий. Балетный спектакль, будь то классический или современный, во все времена требовал "аккуратных работяг", точно "воспроизводящих" текст хореографа, не допуская какой-либо "интерпретации". Так что это заслуга Ратманского, который к тому же расширил творческий диапазон артистов, дал им возможность прочувствовать новый стиль, отличающийся от академической классики.Непонятно о каком иноземном специалисте говорит автор статьи, в чём и кому она сочувствует. Белиберда какя-то.Если же говорить о "девочках и мальчиках", то выходит, что Большой дал Мариинке фору! В Большом и девочки теперь имеются и мальчики никуда не делись. Балерина Екатерина Крысанова "возникла" не вдруг. Её вырастила педагог-репетитор С. Адырхаева. "Выращены" и другие, например Н.Осипова(педагог М. Кондратьева. А.Г. с язвительностью, но по существу отметила отдельные просчёты в исполнении"Пахиты". Но это "Пахита", а не "Русские сезоны", статья то озаглавлена "Последний спектакль Ратманского в Большом". Ну и пиши об этом последнем спектакле!Если конечно есть что сказать, опять же по-существу. Надо согласиться с мнением автора по поводу участия "детского кордебалета" в "Пахите". Действительно учащиеся училища(структурное подразделение Московской государственной академии хореогрфии)допускают небрежное исполнение: не тянут стопы, не "скользят" на pas gallas,делают ronde вместо passe parter и др. Вот над этим стоит серьёзно задуматься педагогам и руководству Школы. А руководству балетной труппы надо продолжать ту политику, которая всегда проводилась- сохранять лучшие традиции и развивать хореографическое искусство, создавая новые спектакли, созвучные современности. Вот такое мнение.
Все новости ›