Оцените материал

Просмотров: 4839

В Мариинке сменилась балетная власть

Анна Гордеева · 05/06/2008
Наболевшие проблемы своего театра Валерий Гергиев решил с помощью козла отпущения. Им стал руководитель балетной труппы Махарбек Вазиев

©  Сергей Семенов  ⁄  Коммерсантъ. На фото: Махарбек Вазиев

Махарбек Вазиев

Махарбек Вазиев

Наболевшие проблемы своего театра Валерий Гергиев решил с помощью козла отпущения. Им стал руководитель балетной труппы Махарбек Вазиев
Валерий Гергиев нечасто дирижирует балетом — терпеть тот факт, что люди на сцене физически не могут быть так же стремительны, как его оркестр, он не способен. И если уж объявлен балетный спектакль, которым дирижирует Гергиев, танцующий народ готовится к нему, как советские школьники на уроках НВП к атомной войне. Теперь Гергиев снова продирижировал балетом — но не спектаклем, а труппой как таковой. Он назначил нового руководителя балетной труппы: им стал Юрий Фатеев. Эпоха Махарбека Вазиева закончилась.

Началась она тринадцать лет назад. Тогда возглавить труппу было предложено двум премьерам Мариинки — Вазиеву и Фаруху Рузиматову. Вскоре Вазиев, менее знаменитый и приглашаемый, остался единственным руководителем. И минувшие годы стали годами балетных триумфов Мариинки. Пусть Мариинка не первой начала осваивать тексты Баланчина (пермский театр опередил петербуржцев), но здесь это впервые сделали качественно. Кроме того, именно в это время начал работать как балетмейстер-реставратор Сергей Вихарев, расчищавший тексты Мариуса Петипа от позднейших наслоений — его «Спящая красавица» и «Баядерка» стали потрясением для балетного мира. Плюс коммерческий успех зарубежных гастролей. Жить бы да радоваться. Что же случилось?

Случился Гергиев, навязавший балету не только беспорядочный стиль работы (опоздания маэстро легендарны), но и собственные дружеские обязательства. Самый кошмарный спектакль минувших лет — уродливый шемякинский «Щелкунчик» — был сделан по прямому повелению Валерия Абисаловича. Сейчас Гергиев ставит в вину Вазиеву то, что в Мариинке не появилось новых качественных хореографов. (В подтексте — почему это Ратманский на пять лет обосновался в Большом, а не у нас?) Маэстро забыл, что Ратманский начинал ставить в Мариинке именно «Щелкунчика», но ушел, не выдержав общения с художником — повелителем крыс.

Еще случились балерины. Новые звезды, выросшие в театре, захотели быть сами себе хозяйками. Названная когда-то знаменитым балетным критиком Вадимом Гаевским «тургеневской девушкой» Ульяна Лопаткина приняла пугающую роль символа русской духовности. Многие репертуарные новинки оказались диве «не по ногам», а виноват оказался Вазиев. Летучая звезда Диана Вишнева, перелетающая из Берлина в Нью-Йорк, нечасто приземлялась в Петербурге — и винила в том начальство. А Светлана Захарова, уход которой тоже вписан Гергиевым в счет Вазиеву, просто хотела быть первой балериной театра. Она ушла в Большой потому, что приобрела в Москве статус, на который не могла бы претендовать в Петербурге. Тут вообще была очевидная ловушка: пожелай Вазиев удержать ее любой ценой и сдвинь с места «первой» Лопаткину — ушла бы Лопаткина.

Все это копилось-копилось — и выплеснулось. Два месяца назад Вазиев подал заявление об уходе, и два месяца из Мариинки не было никаких официальных известий — только слухи. И вот теперь дирижер объявил, что балетную труппу возглавит Юрий Фатеев.

Фатееву 44, он двадцать лет протанцевал в Мариинке, в последнее время был балетмейстером-репетитором. По характеру работы — он «ведет» в труппе балеты Баланчина, репетировал Ноймайера и Пети — «западник», личные же художественные пристрастия Фатеева неизвестны. Одно понятно — начинать ему будет труднее, чем Вазиеву в свое время: рядом с ним не будет такого советчика, каким был помощник Вазиева Павел Гершензон, уволившийся одновременно с ним из театра. Теоретик и балетный критик, Гершензон предлагал театру самые интересные проекты — в том числе вел ставший знаменитым Мариинский фестиваль.

Фатееву придется выстаивать в одиночку.

 

 

 

 

 

Все новости ›