Теперь вас обступает весело-равнодушная белизна.

Оцените материал

Просмотров: 10364

Театр наций: ностальгический экскурс

Алексей Бартошевич · 28/09/2011
Воспоминания о том, каким было здание Театра наций до его теперешней метаморфозы

©  Екатерина Цветкова / PhotoXPress

Театр наций: ностальгический экскурс
Наконец-то! Одно из лучших театральных пространств Москвы после тягостного двадцатилетнего перерыва вновь возвратилось к нам. Теперь к тому же оно набито современной техникой, способно к всевозможным метаморфозам, с ним можно делать все, что угодно, поворачивать его так и сяк, переносить действие со сцены в зал, на балкон, куда заблагорассудится режиссерской фантазии. Когда перед церемонией открытия я подошел к Жене Миронову с поздравлениями, он ответил, что поздравлять надо всех нас, и был, конечно, прав.

Это пространство, конечно, принадлежит молодым, не слишком отягощенным памятью о прошлом. Когда вы переступаете порог театра (театр Корша, он же «Комедия (б. Корш)», он же Театр РСФСР-3, он же филиал МХАТа), вам немедленно велят забыть о старинном фасаде, украшенном в стиле московской эклектики, расцветавшей на склоне ХIХ века. Вы входите не в старинное фойе, украшенное, как было когда-то, тяжелыми люстрами и потускневшими от времени медными фигурами, а в сияющий холодноватой белизной мир хай-тека. Театральное Сколково. Кажется, все культурные слои мстительно счищены со стен, дочиста стерты веселой губкой. Можно подумать, что ремонт еще не закончен и умелые мастера покрыли весь интерьер безукоризненно ровной грунтовкой. Все только начинается, начинается с самого начала, с чистого листа, с нуля. Все готово к явлению нового театрального Мессии, а может быть, просто к приходу шумной толпы молодых, с пылу с жару примчавшихся из театральных школ. Ветхая старина с презрением отброшена. Новому театру только предстоит набрасывать свои линии и краски по вызывающе пустому полотну. Его победительно агрессивное искусство, обращенное к будущему, молодо и уверено в себе, ему дела нет до стариковских вздохов о былом.

Когда-то вы входили в зрительный зал, являвший собой не очень совершенную копию шехтелевского театра в Камергерском. Теперь вас обступает та же весело-равнодушная белизна. Работа Александра Боровского в роли дизайнера, как всегда, безукоризненна. Не менее безукоризненна, чем его же проект Студии Женовача, хотя прямо противоположна по смыслу: там прошедшее с любовью сохраняли, остатки старины с нежностью восстанавливали. Мне рассказывали, что лестницу, сбитую из старого дуба, Боровский собственноручно растирал мотком проволоки, чтобы дерево выглядело старше своих лет. Интерьер Театра наций — совсем иной случай.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›