Оцените материал

Просмотров: 5033

«Золотая маска» подвела итоги

Марина Шимадина · 21/04/2009
Обширная внеконкурсная программа и необычная церемония закрытия вывели знаменитый театральный фестиваль на новые рубежи

©  ИТАР-ТАСС

Опера «Золотое»

Опера «Золотое»

Закрытие фестиваля «Золотая маска» в этом году прошло в нестандартном режиме. Основные конкурсные премии были вручены утром в атриуме Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. А вечером гостей фестиваля ждал праздничный вечер по случаю пятнадцатилетия «Золотой маски». Но вместо долгих речей, чтения поздравительных телеграмм и прочих ритуальных атрибутов юбилейных торжеств (официальная часть обошлась выступлением директора фестиваля Марии Ревякиной и вручением трех внеконкурсных премий) зрителям представили оперу «Золотое», написанную композитором Александром Маноцковым специально к юбилею главной национальной премии. Эта компилятивная опера-шутка по мотивам русских сказок была поставлена Дмитрием Крымовым и Андреем Могучим как пародия на современный авангардный театр: гигантские, сделанные из утиль-сырья зайцы, лисы и золотые рыбки напоминали концептуальные инсталляции, а хор Большого театра, поющий «Колобок, колобок, я тебя съем», добавлял действу ощущение абсурда. В шоу можно было уловить намеки и на фестивально-премиальные реалии: ария Курочки Рябы «Не плачьте, дед и баба», казалось, была адресована номинантам, которым не досталось «Масок». Но если серьезно, эта шуточная опера с успокоительным посылом «Не все то золото, что блестит» оказалась во многом симптоматичной.

Отделив вручение премий от основной церемонии, «Золотая маска» не только решила вечную проблему хронометража торжеств, часто затягивающихся за полночь, но и показала, что «раздача слонов» для нее не самоцель. Если раньше решения жюри порой вызывали ожесточенные споры на полгода, то теперь грамотно сработавшая судейская коллегия лишь подтвердила очевидных фаворитов сезона. А кроме того, продемонстрировала нехарактерное для нашей косной театральной среды прогрессивное мышление, поддержав не просто качественные постановки, а какие-то важные тенденции: частную инициативу в балете (проект «Диана Вишнева: красота в движении»), включение отечественного театра в общеевропейский контекст («Чайка» Кристиана Люпы), выход за пределы сцены-коробки (спектакль «LIQUIDАЦИЯ»). Такое решение жюри можно только приветствовать, как, впрочем, и фестивальную политику этого года.

«Золотая маска» всегда старалась выйти за пределы простого внутрицехового распределения наград. И сам фестиваль, проводимый со второго года существования премии, и ежегодные большие гастроли Мариинского театра, и программа «Легендарные спектакли XX века», и показ лучших спектаклей «Маски» в других городах России — все это свидетельствовало и о больших амбициях премии, и о стремлении работать прежде всего для публики, а не для жюри. Нынешний фестиваль стал в этом смысле этапным. Внеконкурсная программа «Маска +» с постановками корифеев современной хореографии Уильяма Форсайта и Иржи Килиана, с гастролями театров из стран Балтии и неформатными, вызывающими споры российскими спектаклями оказалась едва ли не интересней, чем основная конкурсная. А церемония закрытия фестиваля заставила заподозрить, что у «Маски» появились амбиции не только импортера театральных зрелищ, но и их заказчика. Хочется верить, что на следующий год, если набравший обороты фестиваль не придавит кризис, мы сможем увидеть не одноразовую шуточную, а самую настоящую фестивальную копродукцию.


Другие материалы раздела:
Анна Гордеева. «Захарова. Суперигра» в Большом, 17.04.2009
Марина Шимадина. Гордон сыграл Гришковца, 14.04.2009
Марина Давыдова. Рената Литвинова против публики, 10.04.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›