Стоило ли Ромео соблазнять Джульетту? Стоило ли Макбету стремиться к трону? Стоило ли Лиру заводить дочерей?

Оцените материал

Просмотров: 25308

Кама Гинкас. «Шуты Шекспировы»

Глеб Ситковский · 10/04/2012
В своем новом спектакле Гинкас дал окончательный ответ на знаменитый гамлетовский вопрос. И сразу стало скучнее

Имена:  Кама Гинкас · Уильям Шекспир

©  Елена Лапина / Предоставлено МТЮЗ

Сцена из спектакля «Шуты Шекспировы»

Сцена из спектакля «Шуты Шекспировы»

«Шуты Шекспировы» — как хотите, а звучит солидно. Как будто Кама Гинкас, переквалифицировавшись в шекспироведы, задумал выпустить в свет пухлую монографию обо всех дураках с бубенчиками, когда-либо выведенных на сцену Бардом. Так сказать, систематизировать и каталогизировать. Впрочем, инвентаризатор из Гинкаса оказался ни к черту — это ясно при первом же взгляде на программку. Куда, спрашивается, подевались самые известные шуты из комедий Шекспира? Предъявите-ка нам Фесте из «Двенадцатой ночи» или, на худой конец, выпивоху сэра Тоби, который недалеко по дурости от него ушел. Где Оселок из «Как вам это понравится» или Жак-Меланхолик из той же пьесы? А мелкий пакостник Пэк из «Сна в летнюю ночь»? Гинкас демонстративно пренебрег всеми шекспировскими комедиями, но зато причислил к шутам почти всех трагических протагонистов — Гамлета, Ромео, Короля Лира. Обозвал их в программке «людишками разного звания, шествующими стезею удовольствия в этот веселенький вечный огонь» и заставил валять ваньку в порядке живой очереди.

Художественное дуракаваляние начнется в тот момент, когда на просцениум выйдут двое коверных (Алексей Дубровский и Сергей Лавыгин) и, по-свойски подмигнув залу, дадут отмашку к началу. Через зал повалят толпой чудаки-актеры, все как один одетые во что-то цветочно-плодово-ягодное (художница по костюмам Елена Орлова явно передала здесь нам привет от Арчимбольдо). В руках у них транспаранты с названиями шекспировских трагедий: «Макбет», «Гамлет», «Отелло» и неизвестной прежде — «Свободу Ходорковскому». Отрывок из последней, впрочем, так и не был показан. Жаль.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • lord-rone· 2012-04-10 17:44:18
    Такой спектакль хорошо бы сошел за психотерапию, больше говорит о состоянии ума режиссера, чем источником ощущения и эстетических переживаний для зрителей.

    «Смысл этого шутовского гиньоля в том и состоит, что в человеческой жизни отсутствует всякий смысл»

    Почти в точку! Правда, весь спектакль выглядит как очевидная «игра на понижение». Яркие признаки:
    - использование современных попсовых песен (чтобы и те зрители в зале, которые не знают каких-то пьес Шекспира, не скучали, а имели что-то, что можно узнавать и на что можно радостно хлопать)

    - обилие шуток, многообразно обыгрывающих область нижепояса (чтобы всем было над чем посмеяться).

    При этом, пьесы Шекспира действительно соединены эклектично – то есть, связи никакой нет. Рассуждения рецензента про «молодых» и «старых» «дураков» - это, конечно, самый мягкий вариант негативной оценки, которую стоило бы четко сформулировать в рецензии.

    А, вот, фразу рецензента про Смыслы действительно стоит переписать:

    «Если режиссер не видит никакого смысла в том, что он делает – зачем на это идти смотреть зрителям?»
Все новости ›