Это разбирательство может создать важный прецедент и подтолкнуть другие провинциальные театры к тому, чтобы юридически оформлять отношения с драматургами.

Оцените материал

Просмотров: 14220

Василий Сигарев против театра «У моста»

Валерий Золотухин · 15/11/2010
Иск известного драматурга может привести к закрытию одного из лучших театров русской провинции. OPENSPACE.RU провел свое расследование этой непростой ситуации

Имена:  Борис Мильграм · Василий Сигарев · Сергей Федотов

©  letopisi.ru

Василий Сигарев против театра «У моста»
Российское авторское общество подало два иска против пермского театра «У моста». В первом иске РАО, направленном в Арбитражный суд города Перми, содержится требование взыскать с театра крупную задолженность по авторским отчислениям. Второй иск подан в прокуратуру Перми по требованию драматурга Василия Сигарева. В нем утверждается, что театр «У моста» незаконно использовал пьесу драматурга в течение полутора лет (премьера была показана весной 2009 года), не получив разрешения на ее постановку и не заключив договора с автором.

Долги российских театров перед организацией, осуществляющей сбор вознаграждений в пользу владельцев авторских прав, явление нередкое. Так, например, в середине октября филиал РАО пригрозил судебным разбирательством за неуплату авторских отчислений омскому «Пятому театру». Но в данном случае впечатляет сумма долга. По состоянию на 1 октября 2010 года это 2 млн 900 тыс. руб. А в исковом заявлении речь идет о взыскании с театра 5 млн 300 тыс. руб. (долг и пени). В практике РАО, как и во всей новейшей истории русского театра, беспрецедентна не только сумма театрального долга. Общество впервые обращается в органы прокуратуры с заявлением о возбуждении уголовного дела за нарушение авторских прав драматурга.

Особенно острой эту ситуацию делает то, что речь идет не о малозаметном театре, каких сотни в российской провинции. Наряду с «Коляда-театром», глазовским «Парафразом», недавно открывшимся пермским театром «Сцена-Молот», «У моста» принадлежит к числу немногих заметных провинциальных трупп, чья работа и успех (далеко за пределами своего города и края, а нередко и страны) связаны именно с современной пьесой. «У моста» еще в 2005 году взялся за пьесы Мартина Макдонаха, опередив волну постановок в Москве и Петербурге. Из российских драматургов, кроме Василия Сигарева, здесь ставили Николая Коляду и Олега Богаева. В этом году труппа во главе с худруком и директором Сергеем Федотовым получила Специальную премию жюри «Золотой маски» – в числе прочего и за свою крайне необычную на фоне других провинциальных театров репертуарную линию. У театра не было бы нынешних проблем, играй он Островского и Гоголя. Но не было бы, по-видимому, и нынешнего успеха. Из этой истории легко сделать вывод, что труппа, нацеленная на современную драму, находится экономически в менее выгодных условиях, чем любой другой театр с привычным «классическим» репертуаром. Но это не совсем так.

К примеру, другой пермский театр – «Театр» – перечисляет большой процент сборов от музыкального спектакля «Доктор Живаго» владельцам авторских прав. Как говорит художественный руководитель «Театра» и министр культуры Пермского края Борис Мильграм, эти средства театр обязан ежемесячно перечислять авторскому обществу, после чего последнее переводит их на счета драматургов, переводчиков, композиторов и др.

©  Владимир Бертов / Интерпресс

Василий Сигарёв

Василий Сигарёв

Театр «У моста» имел возможность выплачивать эти средства, убеждены в РАО. «Доходы театра от реализации билетов в среднем составляют около 1 млн рублей в месяц; кроме того, театр как муниципальное учреждение имеет бюджетное финансирование, следовательно, и возможности по оплате авторского вознаграждения, – сообщается в полученном в ответ на наш запрос письме из пресс-службы общества. – 20 июля этого года в адрес РАО поступило заявление от Василия Сигарева, автора пьесы “Детектор лжи”, который категорически настаивает именно на таком способе защиты его нарушенных прав».

Это разбирательство может создать важный прецедент и подтолкнуть другие провинциальные театры к тому, чтобы юридически оформлять отношения с драматургами. Ведь не редкость, когда директора и их помощники не только не заключают договоров, но даже не ставят авторов в известность о постановках их пьес. Но подходящая ли мишень выбрана в этот раз? И что стоит за отказом провинциальных театров выполнять обязанности перед авторами?

Сергей Федотов уверяет, что «У моста» не игнорирует авторские права. «Сотрудники РАО долго не могли предоставить нам новые лицензионные соглашения и новые договора, а без этих новых документов казначейство не принимало у нас оплату. А потом за собственные задержки РАО требует пени! Документы за январь – июнь 2009 года поступили в театр только в апреле 2010-го. За август – декабрь 2009 года – в июле 2010-го. Документов за сентябрь 2009 года нет до сих пор. Зато пени начисляются исправно».

К тому же, по словам Федотова, все свои средства театр вынужден пускать на другие расходы: надбавки к маленьким зарплатам актеров; постоянные ремонтные работы, в которых нуждается здание XIX века, и т.д. Причина этой ситуации – в статусе театра, утверждает он. «Мы получаем меньше финансирования, поскольку относимся к театрам второй категории. Хотя по всем показателям: количеству зрителей, сыгранных спектаклей и т.д. – должны быть переведены в первую. Кроме того, после пожара в клубе “Хромая лошадь” театр вместе с несколькими другими учреждениями был закрыт, и нас обязали провести целый ряд мер, чтобы выполнить предписания пожарных. Пришлось вложить в ремонт еще более 1 млн рублей из заработанных театром средств, которые так и не были возмещены городом». Полугодовая заминка с оплатой, по его словам, была вызвана и медленной работой РАО, когда театру для оплаты отчислений потребовались новые лицензионные соглашения после перехода из краевого в муниципальное подчинение. Сейчас «У моста» делает все возможное, чтобы закрыть долг, вплоть до того, что играет по четыре спектакля в день. Но самостоятельно погасить задолженность театр не может и рассчитывает на помощь властей. Однако ни городское начальство, ни правительство края, по словам Федотова, не реагируют на эту ситуацию. Несмотря на то что в перспективе она может привести к закрытию театра.

На запрос OPENSPACE.RU из Комитета по культуре администрации Перми пришел ответ, что «городские власти свои финансовые обязательства по содержанию театра выполняют в полном объеме». Так, финансирование театра в 2009 и 2010 годах составляло соответственно 14,4 и 16,8 млн рублей. На капитальный и текущие ремонты здания театра в 2008–2009 годах направлено более 15 млн рублей. Театр не может претендовать на первую категорию, сообщается в письме. Выхода же для него сейчас не может предложить никто. «Погасить возникшую задолженность напрямую из бюджета невозможно, – говорит Борис Мильграм. – Если у театра есть основания просить компенсации у города за противопожарные меры, я готов рассматривать варианты, как им помочь. Но хотелось бы напомнить, что речь идет о долге, копившемся годами, и я пока не слышал ни слова об ответственности директора за этот долг».

Известно, что именно Пермь стала в последнее время одним из центров современной культуры, в том числе и современного театра. Здесь возникла «Сцена-Молот» Эдуарда Боякова, проходят амбициозные фестивали (достаточно вспомнить впервые проведенный в этом году фестиваль «Текстура», на который приехал со спектаклем «Лед» известный венгерский режиссер Корнель Мундруццо – ни Москве, ни Питеру до сих пор не удалось залучить его к себе). В город потянулись критики, журналисты, кураторы других фестивалей, да и у самих жителей все эти новые начинания вызывают большой интерес. Однако многие в городе предполагают, что благополучие пришельцев не в последнюю очередь связано с тем, что местные коллективы оказались у нынешнего министра культуры в пасынках и падчерицах. И хотя сложности театра «У моста» носят объективный характер, закрытие известного коллектива неизбежно будет записано в минус не только руководству самого театра, но и тем, кто отвечает за культуру Пермского края.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • teatr· 2010-11-15 19:13:44
    опровержение

    http://www.gzt.ru/topnews/culture/-teatr-u-mosta-utochnil-summu-svoego-dolga-po-/334427.html
  • prostipoma· 2010-11-15 21:52:41
    А какова мораль? Не платить авторские на основании того, что они такие бедные? Как обычно, на фасад, какими любят украшать провиницальные трактиры деньги нашлись.
    Мне кажется, чем инвестировать в завод по изготовлению таких похабных дверей, лучше инвестировать в Сигарева.
  • olesia82· 2010-11-16 02:47:28
    Ложные цифры,ложные обвинения,ложные...О какой морали вообще можно говорить если вы prostipoma воопще не имеете никаких фактов,кроме собирания сплетень. Если вам не нравится фасад,так это ваша проблема "о вкусах не спорят".Об искусстве надо думать,а не об дверях. В этом театре много прекрасного и волшебного...Подумайте лучше о красоте своей собственной души и не стоит осуждать чужой труд,вам всё равно не дано понять каким адским трудом зарабатываются деньги.Не стоит заглядывать в чужой карман,ПОМНИТЕ он не ваш!!! Тем более половина долга уже покрыта,при чём здесь глагол "не платить"...Развейте свои иллюзии и живите настоящим и увидите,что оно совершенно другое:
    http://www.svobodanews.ru/content/article/2208266.html
    http://www.svobodanews.ru/audio/audio/285952.html
    Не ваше это дело "заботиться" о том куда и в кого вкладывать деньги...
    Те кто ищет предлоги закрыть театр "У моста",те войдут в историю,как УБИЙЦЫ театра!Им этого не забудут НИКОГДА.И есть эксперты покруче вас,обратите внимание на эту ссылку:http://vkontakte.ru/video-2007865_144292023
    Знайте,о вас так никто не скажет.Перестаньте завидовать и начните развивать свой интеллект,желаю вам в этом удачи!!!
    А театру "У моста"огромное спасибо,продолжайте ТВОРИТЬ ЧУДЕСА!Процветания вам! Мы вас ЛЮБИМ!!!
Читать все комментарии ›
Все новости ›