Лучше никакого сайта, чем мертвый сайт.

Оцените материал

Просмотров: 19129

Как правильно сделать театральный сайт

Игорь Овчинников · 03/03/2010
Красим Бруклинский мост

Руководителям театров, которые хотят создать сайты, кажется, что это легко и быстро: заказал — и через неделю все начнет работать. Но оказывается, проблемы возникают на каждом шагу. Подавляющее большинство театров, за исключением великих (вроде МХТ) или чрезвычайно продвинутых, не имеют представления о том, каков их фирменный стиль. Дизайнеры упрямо пристают к руководству театра: «Объясните хотя бы намеками, с какой зверушкой вы себя ассоциируете, с каким деревом, скажите хоть что-то». Обычный ответ: «Придумайте нам что-нибудь сами», но что-нибудь — совсем не то, что нужно.

Одной из самых популярных в последнее время стала технология создания флеш-сайтов. Это векторная анимация. Дизайн-студии хлебом не корми, только дай создать такой сайт. Но когда театры открывают флеш-сайты («Золотая маска» однажды исхитрилась и сделала сайт целиком по этой технологии), они рано или поздно начинают тревожиться: «А почему мы исчезли из всех поисковых систем?» Объясняется это очень просто: флеш не содержит букв, он содержит исключительно векторные изображения. Поисковые системы не в состоянии отследить, обсчитать, запомнить такой сайт и давать на него ссылки: букв нет, запоминать нечего. И это только один из недостатков. Скажем, у меня в айфоне флеш не установлен, потому что Apple борется с Adobe. В других наладонниках флеш если и работает, то с большим скрипом. Получается, что через мобильный телефон я на такой сайт зайти не могу. Но даже если вы заходите на него с обычного компьютера, нет гарантии, что все будет работать корректно, что установлена нужная версия флеш-программы. Такие сайты технологически неудобны, и чаще всего они делаются для того, чтобы дизайн-студия могла продемонстрировать свои способности в работе с флешем. К нуждам театра это обычно не имеет никакого отношения!

Но, предположим, дизайнерская оболочка сделана, все спрограммировано. Однако открывать сайт, на котором представлен минимум информации, не имеет смысла. Я категорически отказывался открывать публичный доступ к сайту Театра Моссовета до тех пор, пока там не была сделана историческая страница, потому что подавляющее большинство посетителей будет приходить на этот сайт по ссылкам на Плятта, Раневскую, Марецкую. Зайти на сайт и не увидеть этих имен? — лучше сайт не открывать.

Сбор информации занимает гораздо больше времени, чем может вообразить театральный руководитель. Аннотации спектаклей, биографии артистов, фотографии (это тоже серьезная проблема, ибо есть авторские права фотографа и непонятно, покупали ли эти снимки у него с условием, что их можно публиковать в интернете). К тому же процесс наполнения сайта информацией напоминает покраску Бруклинского моста: когда вы доходите до конца, оказывается, что начало уже облупилось. У московского театра «Мастерская Петра Фоменко» — крохотная труппа. Но сказать, что все личные странички артистов находятся в полном порядке, я не могу. Пока вы, постепенно заполняя странички, доходите от Полины Агуреевой до Сергея Якубенко, выясняется, что у Полины Агуреевой уже случилось много нового. И их всех опять надо прочесывать с начала до конца. Проще говоря, театральным сайтом должен заведовать отдельный человек, которому не надо совмещать свои обязанности с обязанностями администратора, завлита и т.д. А ведь именно такое совмещение обязанностей во многих театрах считается нормальным.

Кассирша против интернета

Важный вопрос — как заставить интернет-пользователя задержаться на сайте. Есть такое понятие, как глубина просмотра. Если человек зашел на некий сайт и тут же, просмотрев одну страницу, ушел (т.е. глубина просмотра равна единице), — это катастрофа. Значит, человек зашел, увидел совершенно не то, что хотел, и тут же сбежал. Но если человек просмотрел на сайте десять страниц, это может быть и плюсом, и минусом. Может, сайт так его заинтересовал, что он стал листать всю труппу, вглядываться в лица любимых артистов… А может, он мучительно пытался найти на сайте то, что ему нужно, и для этого ему приходилось преодолевать множество ненужных барьеров, например неудобную навигацию, при которой сразу не догадаешься, где что расположено.

Сайт нужно не просто создать, но постоянно поддерживать. Часто приходится сталкиваться с тем, что театральное руководство относится к сайту как к буклету: выпустили буклет раз в пять лет, галочка поставлена — все, дело сделано. Это абсурд. Лучше никакого сайта, чем мертвый сайт.

Правильно сделает театр, который будет не только публиковать на своем сайте новости, но и вести дневник своей жизни (ведь в театре каждый день что-то происходит: не спектакль, так репетиция, юбилей, что-то еще). Некоторые театры уже стали создавать свои блоги в социальных сетях. Но социальные сети — вовсе не универсальная отмычка в мире интернет-воздействий. Никакой клуб в Живом Журнале не заменит сайта. Тем не менее там можно найти какие-то удачные рецепты и использовать их на сайте театра.

Например, если на сайте есть форум, у людей с этим театром возникают более тесные отношения. Вокруг форума собирается своя аудитория, там можно публиковать объявления вроде: «У нас премьера, и именно вам, посетителям форума, больше никому, мы продадим на нее билеты». Таким образом воспитывается позитивное отношение интернет-пользователей и к сайту, и к театру.

Уже нескольким театрам я предлагал вести на своем сайте видеоблог, пусть и без комментариев. Пусть даже в этом видео были бы не сцены из новых гениальных спектаклей, а случайные обрывки жизни — посещаемость в результате возросла бы в десятки раз. Никто на это не отважился.

Была идея просто повесить напротив входа в один театр веб-камеру, чтобы она показывала здание театра, каким оно бывает изо дня в день: вот снег выпал, дождь пошел, вот к семи вечера собралась толпа и театр красиво расцвечен — пусть будет ощущение постоянной близости этого здания, этой жизни. Директор сказал: «Я не имею такого права: это значит, я должен всю площадь обклеить предупреждениями, объясняющими людям, что они под контролем, а их изображение транслируется в интернете. А если кто-нибудь придет на спектакль с любовницей и это увидят в интернете? — скандал». Идея провалилась. То же самое и внутри театра: «А может быть, наши актеры не хотят сниматься, мы не можем у каждого получить письменное разрешение на то, чтобы использовать его изображение». Уверен, что эти во многом надуманные проблемы при желании можно было бы решить. Но косность и неготовность к новым мощным жестам до обидного тормозит использование театрами интернета.

Так же и с продажей билетов через сеть. В одном очень хорошем театре сказали: «Нам не нужны ни электронная касса, ни бронирование на сайте: кто этим будет заниматься? Человека сажать? Пусть приходят в нормальную кассу». В другом хорошем театре с большим отделом продажи билетов в тот момент, когда предложили ввести онлайн-бронирование, сотрудницы кассы сказали: «Если здесь появится хоть один компьютер, мы все подаем заявления об увольнении». Это реальные истории из жизни.

Интернет-касса — вообще главный камень преткновения для театров. Даже для самых продвинутых. Идеальным я считаю форум театра Табакова. Там сложилось сообщество людей, которые любят театр, задают хорошие, интересные вопросы. Там стали интервьюировать артистов театра. Если бы в конце этой интерактивной цепочки стояла работающая интернет-касса, было бы совсем замечательно. Но, увы, об этом пока можно только мечтать.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • sschnupfen· 2010-03-03 23:24:44
    Так как все-таки правильно сделать сайт? :)
  • asl· 2010-03-04 09:34:50
    Спасибо за столь прекрасное выступление, которое, увы, должно убедить все еще колеблющихся и потенциально прогрессивных руководителей театров и дальше не создавать сайты, ибо головная боль с авторскими и прочими правами, специальным сотрудником, который должен этим заниматься и т.п. не компенсируется реально просчитанным эффектом в виде принесенного в кассу рубля (тем более, что создание электронной кассы тоже весьма проблематично).
    К сожалению, концентрация выступления на Табакове, МХТ и театре Моссовета (примерах, безусловно, ярких) не совсем позволяет прочувствовать существующие возможности Интернета для конструирования реальной аудитории театра, так как и без Интернета у этих театров, по большому счету, особых проблем со зрителем не было бы. Хотелось бы еще узнать о том, что в областях происходит, как там дело с сайтами театров обстоит. Или как камерные, не отмеченные звездной советской историей коллективы используют Интернет для расширения сферы конкурентной борьбы.
  • tridi· 2010-03-10 00:41:59
    Сайты - подобны ветринам: на них можно не смотреть, их можно не оформлять, они могут даже - не быть, но, при желании и умении - они всё же могут стать отличным средством обмена порлезной информацией и общения о самых важных проблемах.
Читать все комментарии ›
Все новости ›