Оцените материал

Просмотров: 135559

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

09/02/2012
Страницы:
 

ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗДЕСЬ!

Сергей ПАХОТИН. Великорецкий крестный ход (Кировская область)

©  Сергей Пахотин

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

​ Великорецкий крестный ход проходит каждое лето, с 3 по 8 июня, с середины XVI века. В этом году в нем приняло участие примерно 25 тысяч человек, это самый массовый и продолжительный крестный ход в России. Шесть дней под проливным дождем, через леса и болота, сквозь обезлюдевшие деревни Кировской области. Юродивые, семинаристы, старухи, побирушки, сиделые, странники — тысячи и тысячи тянутся бесконечной толпой по бездорожью. Под ногами грязь и глина по колено, многие идут босиком, закутавшись от дождя в мусорные пакеты. На время привала люди располагаются в поле разноцветным людским ковром, им не хватает места. Начинается ливень, дети и старухи заворачиваются в куски полиэтилена для теплиц.

Ночевки и привалы — под открытым небом, еда — раз в день, с полевых кухонь раздают несоленую гречневую кашу и разливают кипяток. Жители деревень, через которые тянется многотысячная процессия, выносят на двор домашнюю стряпню, кто чем богат. Сотни жадных рук разбирают еду в считаные минуты. В поселках побольше странники бесконечным потоком вливаются в стены ПТУ, школ, больниц, ложатся прямо на пол, рядами. Вечерняя молитва и сон, подъем — в три часа утра, еще затемно. 18 часов хода, паломники покрывают до 60 километров в день. Ежегодно на Великорецком крестном ходе умирает несколько участников преклонного возраста.

Глухонемой алтарник руководит движением, певчие и клир тонут в грязи. Впереди Великорецкая икона Николая Мирликийского Чудотворца, ее несут по трое, сменяясь. Именно с ней связан этот древний обряд. Церковное предание сообщает о чудесном обретении образа крестьянином Семеном Агалаковым на берегу реки Великой:

«Некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».

Икону перенесли в ближайший крупный город — Хлынов (в будущем Киров), с условием каждый год возвращать ее к месту чудесного обретения. С тех пор эта традиция не прерывалась ни на один год, даже в период атеистических гонений. В 60-е в день праздника лесные дороги перекрывали солдаты и милицейские кордоны, Великорецкий источник залили цементом. Это не остановило паломников, бродяги и нищие продолжали идти через лес окольными путями к своей цели. Это одна из древнейших из ныне сохранившихся религиозных традиций в России, носящих массовый характер. Поистине народный, хтонический культ, переживающий странный расцвет в последние годы.


Михаил ДОМОЖИЛОВ. Стенка на стенку (Москва)

©  Михаил Доможилов

Разминка «Вишенка» - Михаил Доможилов

Разминка «Вишенка»


Бои стенка на стенку — это старинный русский вид спорта. В одной схватке участвуют одновременно несколько десятков или сотен человек. Используя кулачный бой, подсечки и толчки, каждая из «стенок» пытается продавить оппонента до начальной позиции или разломать стенку соперника.

Более четырех лет старые традиции пытается возродить московский Клуб стеношного боя, проводя тренировки и поединки, чаще всего на праздники. Перед боем разминка-«вишенка» ‒ подкидывание человека в воздух вдоль рядов людей, более жесткая версия регби с возможностью использовать кулаки и борьбу и т.п.

Между самим стеношным боем, который проходит в несколько раундов, проводятся поединки один на один, два на два по борьбе и кулачному бою между лучшими бойцами. Помимо самих участников клуба, в боях стенка на стенку могут принимать участие любые желающие мужчины или группы людей. Среди участников часто встречаются члены спортивных клубов и футбольные хулиганы.


Мария ПЛОТНИКОВА. Пельмени (Чайковский)

©  Мария Плотникова

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

У нашей семьи есть традиция. В конце декабря мы съезжаемся в небольшой городок Чайковский, что в Пермском крае. Все вместе мы отмечаем Новый год в бабушкиной квартире, объедаясь оливье, бутербродами с красной икрой и мандаринами на десерт. Потом идем на площадь смотреть салют и кататься на ледяных горках. Но это классика, которой никого не удивишь.

А на второй день Нового года мы отмечаем день рождения тети Вали. И вот это и есть наша давняя традиция. Всей семьей ‒ а чем больше народу соберется, тем веселее ‒ мы лепим наперегонки пельмени, потом выставляем их на мороз, потом варим в огромных кастрюлях, выкладываем на круглые блюда, садимся за стол, поздравляем тетю Валю с праздником, пьем водку, накалываем на вилку, макаем в уксус и наконец-таки закусываем этим божественным, кудрявым, благоухающим пельмешком. Счастливчику попадается «пустой» пельмень с начинкой из теста, исполняющий любое желание.


Мария СМОЛЬЯНИНОВА. Прокопьевская ярмарка (Великий Устюг)

©  Мария Смольянинова

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

Серия посвящена празднованию Прокопьевской ярмарки, которая проходит в городе Великий Устюг. Большой торг в день Прокопия Праведного с XVII века стал в Великом Устюге традиционным ‒ посмотреть на людей и себя показать. Торговле сопутствуют конкурсы, концерты, игры, танцы, выставки. Этот день в жизни северян очень важен. К вечеру ярмарка сворачивает свои ряды, и весь город собирается на дискотеке, где устюжане и гости города уходят в отрыв.


Роман БУШУЕВ. Кладбище животных (Электросталь)

©  Роман Бушуев

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

На это место я наткнулся в Подмосковье, когда гулял в лесу. Лес этот почти вплотную подходит к городу Электросталь.

Посреди леса я обнаружил поляну, которая издалека привлекла внимание яркими пятнами — я подумал, что мусор. Но, подойдя ближе, понял, что это захоронение. Кладбище домашних животных.

Здесь примерно пятьдесят могил. Судя по их состоянию, за ними регулярно ухаживают, в течение нескольких лет и даже зимой. В центре поляны, на березе, своеобразная информационная будка. То есть у этого стихийного кладбища есть администрация.

На краю кладбища я обнаружил инструмент для похоронных процедур: две лопаты и пакет, в который я заглянуть не рискнул.

Почти у каждой могилы есть оградка, цветы, и на большинстве есть фотографии усопших животных. В основном это, видимо, представители семейства кошачьих.

Впрочем, судя по предметам, которыми некоторые захоронения украшены — или оформлены, не знаю, как это назвать, — нашли здесь приют и собаки. Вот, например, эта. За оградкой находятся миски, видимо принадлежавшие усопшему животному, и игрушка в виде кости.

Территория достаточно ухоженная. Оградки подкрашены, земля, видимо, пропалывается и выровнена граблями. На деревьях, растущих между могилами, привязаны ленты и развешаны игрушки, в основном елочные. Наверное, в оформлении могил принимали участие дети, слишком много игрушек. Впрочем, без взрослых тут, конечно, не обошлось.

Есть в этом что-то языческое. Помнится из истории, в древности домашних животных хоронили вместе с умершими хозяевами. А в Древнем Египте кошек хоронили во многом пышнее людей. Хотя, наверное, многие животные заслужили к себе такое отношение.

Ведь они гораздо преданнее людей и не способны на предательство.

ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗДЕСЬ!
Страницы:

Нравы и обычаи русского народа

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Нравы и обычаи русского народа

Все голосования

 

 

 

 

 

Все новости ›