Оцените материал

Просмотров: 56656

Этнические инструменты: от ашико до утара

24/02/2012
Страницы:
 

7. Реко-реко (reco-reco)
Вернуться к списку

©  www.capoeiraangolacambridge.blogspot.com

Реко-реко

Реко-реко

Разновидность гуиро, изготовляемая из тонкой бамбуковой трубки с гофрированной поверхностью. Современные реко-реко также бывают сделаны по типу терки из металлических пружин. По реко-реко, как и по гуиро, играют специальной палочкой. Инструмент издает резкий звук, похожий на потрескивание расчески, если по ней провести пальцем, только звук во много раз громче.

Реко-реко традиционно использовали в музыке бразильской капоэйры, но инструмент имеет свою историю и в странах Карибского бассейна, особенно в Пуэрто-Рико. Он также используется в карибской музыке, самбе и местных религиозных церемониях.

У нас в коллекции несколько видов гуиро и реко-реко. В том числе и самодельные варианты. Ведь нет ничего интересней, как придумать свой гуиро, настругав бамбуковый ствол или прикрутив пружины к резонатору. Этот инструмент своим тембром здорово оживляет ритмику композиций, внося в них интересные краски.


8. Арабская дарбука (darbuka)
Вернуться к списку

©  www.music123.com

Дарбука

Дарбука

Арабская дарбука от турецкой отличается не только внешним видом, но и толщиной корпуса и мембраны, а также приемами игры. Техника игры на турецкой дарбуке больше пальцевая, много мелких негромких ударов, поэтому пластик на турецких дарбуках тонкий, и из-за этого он дает громкий, звонкий звук даже при тихом ударе. Техника же игры на арабской дарбуке несколько другая. Эту разницу нам вдалбливает каждый раз преподаватель Осама Шахин, у которого я с нашим перкуссионистом Паулем учусь игре на дарбуке и арабским ритмам.

Осама — ливанец и строгий приверженец арабской техники игры на инструменте. В этой технике больше распространены сильные удары. Дарбукист больше вкладывается. Пластик у таких дарбук толстый. Металл корпуса тоже тяжелый, иногда инкрустированный камнями. Тяжесть в арабской дарбуке очень важна, ведь благодаря этому она хорошо ложится на бедро исполнителя и во время сильной, увлеченной игры не будет елозить и сползать.

Изначально арабские дарбуки делали из глины и натягивали на них кожу рыбы. Но такие инструменты были ненадежны и часто портились, поэтому последние полвека дарбуки делают из металла, а тонкую кожу рыбы заменяют пластиком.

Самая дорогая дарбука в нашей коллекции принадлежит нашему перкуссионисту Паулю — для него Осама ее привез из Ливана по специальному заказу. Инструмент красивейший — инкрустированный камнями и с отличным звуком. Такая разновидность дарбуки в Ливане называется самбати. Во время своей последней поездки в Ливан я искал подобный вариант дарбуки, но так и не нашел. В результате свою дарбуку я купил в Дамаске, в Сирии. Долго выбирал ее среди других. Пока вокруг меня не собралась целая толпа сирийцев — им было интересно, что такой бледнолицый человек из России разбирается в их традиционных инструментах. В результате после небольшой импровизации совместно с кем-то из местных пареньков я получил большую скидку на сам инструмент.


9. Флейта баву (bawu)
Вернуться к списку

©  www.interactchina.com

Флейта Баву

Флейта Баву

Это китайская язычковая флейта. Бывает продольный и поперечный вариант. Баву изначально была распространена в провинции Юньнань. Этот инструмент так и не стал популярным за пределами Китая, что очень странно. Ведь баву — единственная флейта, которая по своей вкрадчивости, разнообразию и богатству тембра может соревноваться с армянским дудуком. Ее звучание, как и у дудука, удивительно напоминает человеческое пение. У нас продольный вариант баву. У продольной баву довольно интересное расположение язычка, определенный воздухосборник, который позволяет исполнителю не так сильно надувать щеки, как приходится делать это дудукистам.

Нашу флейту Яна приобрела в Китае и довольно быстро с ней освоилась. Баву очень хорошо вошла в наш саунд, и на концерте можно будет ее услышать во многих композициях. Интересно то, что когда мы хотели поднастроить этот инструмент и принесли к довольно известному мастеру по флейтам, многие годы собирающему различные духовые инструменты в своем музее, он с удивлением признался, что впервые видит такой необычный вариант баву. И мастер увлеченно на протяжении часа фотографировал нашу флейту, вместо того чтобы ее настраивать.


10. Калимба (kalimba)
Вернуться к списку

©  www.ethnicmusicalinstruments.com

Калимба

Калимба

Она же цанца, санза, мбира, ндимба, лукембу, лала, нданди, ижари, мганга. Это один из древнейших африканских мелодических инструментов. Ее называют «африканское ручное фортепиано». Это довольно сложный в освоении инструмент. Он предназначен как для исполнения мелодических рисунков, так и для игры аккордами. Резонирующий корпус калимбы традиционно делается из панциря черепахи, долбленого дерева или полой тыквы. Сверху корпуса закрепляется ряд металлических язычков, каждый из которых обладает своей нотой. Язычки делают из подручных материалов, сейчас чаще всего используются сплющенные велосипедные спицы. При игре калимбу зажимают ладонями и большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные концы язычков.

На записи нашего нового альбома мы использовали несколько разных типов калимб — басовую мбиру и мелодичную сансулу — с пластиковой мембраной вместо корпуса. Идея использовать этот инструмент пришла Яне, когда она сочинила основной мелодический ход к песне «Benga». Мы записали калимбу в несколько приемов. И так как некоторые металлические язычки у нее не совсем попадали в нужный тон, нам пришлось его сэмплировать, создав банк с его звуками и приемами игры, после чего мы смогли расставить партию и избежать атональности. Она также звучит в заглавном треке с нашего альбома «Oikoumene».

Калимба из тех приятных, мелодичных инструментов, от которых невозможно оторваться.


11. Маримба (marimba)
Вернуться к списку

©  www.musicwithease.com

Маримба

Маримба

Близкий родственник ксилофона. Инструмент состоит из укрепленных на раме деревянных брусков, каждый из которых настроен на определенную ноту. Играют по маримбе колотушками. Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой. Возникла маримба в Малайзии и затем стала распространенным инструментом в Африке, Мексике, Центральной и Северной Америке. У маримбы гипнотический красивый, мелодичный звук.

Наша маримба африканская. Небольшого размера. Бруски дерева грубо обструганы. Внизу висят разного размера тыквы — резонаторы. Палочки для игры деревянные, а наконечники их сделаны, судя по всему, из какой-то автопокрышки.

Маримба приехала к нам из Ганы. И была использована нами во многих песнях на альбоме: «Oikoumene», «Takaya Mija» и «Farias».


12. Агого (agogo)
Вернуться к списку

©  www.ccsoundlabs.co.uk

Агого

Агого

Потрясающий по звуку инструмент, и опять родом из Африки. Слово agogo на языке йоруба обозначает «колокол». Сейчас инструмент прижился в Бразилии. Звук извлекается ударами деревянной палочки по колокольчикам.

Традиционно агого является сакральным инструментом и перед использованием должен пройти ритуал очищения, который состоит из омовений листьями, травой, подношений растений, животных и минералов для обретения силы, необходимой для обмена при трансе.

В песне «Gerda» при аранжировке, уже в студии, нас перестал устраивать звук ковбелов, уже прописанных нами. Ковбелы звучали тускло и слишком резко. Так мы нашли применение агого — более мелодичным и ярким по звучанию.


13. Утар (utar)
Вернуться к списку

©  www.drumsonsale.com

Утар

Утар

Утар — это разновидность африканского барабана уду. Уду не в прямом смысле барабан — это такой глиняный горшок с двумя отверстиями, на котором играют по бокам или по самим отверстиям. Уду издает очень характерный причмокивающий или низкий, утробный звук, напоминающий вытаскивание пробки из бутылки.

Наш перкуссионист Кусас смог освоить этот инструмент в короткие сроки. Утар, на котором он сыграл в песне «Sagrabat», отличается от классического уду формой. Это плоский горшок с двумя полостями, соединенными между собой перемычкой.
Звучание уду можно услышать в негромких местах нашей песни «Бенга» — здесь уду играет роль бас-бочки. А в песне «Gerda» высокий ритмический стук в припевах рождается тоже от ударов ладонями по бокам этого керамического барабана.

Кроме того, при записи «Oikoumene» мы использовали африканскую арфу кора, гавайскую гитару укулеле, множество трещоток, латиноамериканскую кабасу, индийский струнный инструмент сарод, на котором сыграл Рампур Рани. Митя Гольцман, он же Zmitser von Holzman, сыграл на альбоме на окаринах, жалейке и пан-флейте. Наш перкуссионист Кусас сыграл на конгах и бонгах. Дмитрий Горенко сыграл на австралийском диджериду. Помимо флейты баву Яна исполнила партии на традиционном монгольском инструменте morin khuur — привезенном нашим другом Петром Савельевым из его велопутешествия по Монголии в прошлом году.

Для меня говорить об инструментах — словно говорить о реальных личностях, такое чувство, которое невозможно испытать, обсуждая синтезаторы и прочую электронику. Каждый народный инструмент — это история, определенная энергетика и, конечно, музыка, которая хранится в нем на уровне вибраций — как кольца на дереве.


Презентация альбома «Oikoumene» пройдет 1 марта в клубе «Б2» (Москва), 2 марта — в клубе Wizard (Нижний Новгород).
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • Dmitry Smelov· 2012-02-25 02:50:15
    Лучшая статья с начала года.
  • Vladimir Yemelyanenko· 2012-02-25 11:34:26
    Хорошая коллекция...а где хапи-драм,он же хэнг?
    http://vkontakte.ru/id145439943?z=video145439943_161374849%2Fvideos145439943
  • Fedor Svolotch· 2012-02-28 12:09:28
    Happi Drum у нас тоже есть, но мы его не использовали в этом альбоме. Кстати, Happi Drum - это далеко не Ханг. Ханг более сложный и разнообразный инструмент.
Читать все комментарии ›
Все новости ›