17 февраля того же года в том же Риме, на Кампо деи Фьори, был сожжен на костре еретик Джордано Бруно.

Оцените материал

Просмотров: 10246

«Игра о душе и теле»

Алексей Парин · 23/05/2012
АЛЕКСЕЙ ПАРИН о первой опере в истории человечества

Имена:  Эмилио де Кавальери

©  www.wga.hu

«Игра о душе и теле»
7 июня в театре Сац, в котором его новый худрук Георгий Исаакян решил ставить для детей не облегченный репертуар, а настоящую оперную классику, состоится премьера «Игры о душе и теле» Эмилио де Кавальери, написанной в 1600 году и считающейся первой ораторией или даже первой оперой в истории человечества (она появилась на полгода раньше «Эвридики» Джулио Каччини). АЛЕКСЕЙ ПАРИН, сделавший для этой постановки русский перевод ее текста, рассказывает о своих с отношениях с этим произведением.


«Что он Гекубе, что ему Гекуба?» Почему эта опера так важна для меня, почему у меня с ней свои отношения? Тут собралось много причин и поводов, душевных и духовных обоснований.

Самая первая в мире сакральная опера. Поставлена в Риме в 1600 году. Еще только опера как таковая, светская и нарядная, зароди́лась, родила́сь и стала искать почву под ногами во Флоренции. А тут возьми и появись опера не с реальными, живыми (хоть и антично-мифическими) существами, но с персонажами аллегорическими — Душа, Тело, Время, Наслаждение, Ум, Благоразумие, Мирская жизнь. Зачем они нужны, эти рассуждения о смысле жизни и тщете всего земного, столкновения Ангела-хранителя, несущего свою пресную песню о праведной жизни и сыплющего соблазнами Наслаждения в компании со своими подвякивающими подлипалами?

Не постесняемся поискать причину в моменте истории. На Европу навалился девятый вал Реформации, католическую церковь бомбили со всех сторон хулы и проклятия лютеран и кальвинистов, англиканцев и иных протестантов. Ужасам Варфоломеевской ночи и кошмарам религиозных войн надо было противопоставить что-то красивое и внешне привлекательное. Опера как тотальный театр подходила для этого как нельзя лучше.

Немецкий город Хайлигенштадт, например, находится и по сей день в католическом анклаве Айхсфельде среди радикально лютеранского окружения. Там в XVII веке стали проводить раз в году, в Вербное воскресенье, процессии — фактически театрального характера, направленные против сухости и жесткости лютеранского богослужения. Мужи города несут на своих плечах по городу огромные скульптурные группы евангельского содержания, а во время остановок все как один хором поют псалмы и гимны. Интересно, что мальчики в городе Хайлигенштадте с младенчества знают, что свой первый заработанный рубль они положат в карман как раз в Вербное воскресенье — им доверят подержать во время остановок подпорки под скульптурными группами и за труд наделят монетой. Я, сознаюсь, получил сильное впечатление от истинной соборности такой процессии в одно из Вербных воскресений, и свидетельство моего немецкого друга Дитера, ныне одного из «врачей без границ», о том, как он в детстве держал подпорки и был за то одарен, добавило большой театральной картине естественности и экзистенциальности. Такое несешь в себе всю жизнь и меряешь через опыт.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Philip Nodel· 2012-05-29 14:26:38
    О да, я участвовал в той незабываемой химической постановке в Людвигсбурге с гитарой и баяном, это дало лишний повод задуматься о правильной инструментовке в старинной музыке! ;-) Надеюсь, Эндрю Лоуренс-Кинг будет более последовательным в этом плане и привлечет для исполнения компетентных инструменталистов и певцов, дабы не тревожить очередной раз Душу и Тело несчастного Кавальери ;-) ИМХО, лучшая постановка и запись этого замечательного произведения сделана Кристиной Плюар и её чудесным ансамблем http://www.arpeggiata.com/:

    http://www.youtube.com/playlist?list=PL32D1EA27E47C425B
Все новости ›