Ларс фон Триер и Вим Вендерс попробовали было это сделать, но в последний момент не решились.

Оцените материал

Просмотров: 19493

Они все этого хотят, но не все могут

Анастасия Буцко · 05/07/2011
АНАСТАСИЯ БУЦКО следит за оперными аппетитами именитых кинорежиссеров

Имена:  Бернд Айхингер · Вим Вендерс · Ларс фон Триер · Михаэль Ханеке · Патрис Шеро · Фолькер Шлендорф

©  Monika Rittershaus

Сцена из оперы Бернда Айхингера «Парсифаль»

Сцена из оперы Бернда Айхингера «Парсифаль»

Михаэль Ханеке сделал это. Фолькер Шлендорф. Вернер Шрётер. Кристоф Шлингензиф. Ларс фон Триер и Вим Вендерс попробовали было это сделать, но в последний момент не решились. Многие из их коллег по киноцеху, например оскароносный Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, вот-вот могут это сделать. Поставить оперу.

Лет пять-семь назад, когда люди кино с заметно повышенной активностью потянулись в оперу, все заговорили о «стирании граней», о том, что жанры сливаются, что «опера — это кино вчера», а «кино — это опера сегодня».

Всё − глупости. Ничего не стирается и не сливается. Опера — это опера. Кино — это кино. Это два разных мира. И обитатели одного из них не прочь переселиться в другой. По крайней мере на время — как из столицы вырываться на пару неделек на курорт.

Очевидно, что кухня звездного французского ресторана (или просто хорошего итальянца) лучше, чем «Макдоналдс» и шницель в пивной. Поскольку успешные кинорежиссеры (а мы говорим именно о них) — люди состоятельные, они хорошо знают, как и где стоит питаться, знают толк в винах и видах Тосканы; знают, куда следует ездить в ноябре, а куда — в марте. Более чем естественно, что им хочется не только ходить в оперу, но и работать в опере, этом куда более изысканном жанре, чем их родное кино.

©  Opéra National de Paris

Сцена из оперы Михаэля Ханеке «Дон Жуан»

Сцена из оперы Михаэля Ханеке «Дон Жуан»

Протекает это с переменным успехом. Есть примеры удачные. Например, «Дон Жуан» Михаэля Ханеке в Париже в 2006 году (настолько тонкий и ремесленно убедительный, что Клаудио Аббадо намеревается вернуться в оперу именно с Ханеке в качестве режиссера «Лулу» Берга). Патрис Шеро, гениальный постановщик «Кольца», всю жизнь органично работает в опере, театре и кино одновременно. Но больше примеров менее удачных. Фолькер Шлендорф (последний раз он ставил «Из мертвого дома» Яначека в Берлине) в качестве оперного режиссера настолько банален и скучен, что возникает сомнение: уж не пародия ли он вообще? Покойный кинопродюсер и режиссер Бернд Айхингер пытался ставить «Парсифаля» в Staatsoper в том же городе, любезно приглашенный Даниэлем Баренбоймом. Постановка была провальная, ее пафосный посыл потом, правда, отлично материализовался в фильме «Бункер».

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • serge· 2011-07-07 08:19:57
    Цитата; "Им хочется не только ходить в оперу, но и работать в опере, этом куда более изысканном жанре, чем их родное кино". Довольно странное заявление. По-моему, фильмы того же Ханеке изысканны настолько, что никакая опера их не переплюнет. К тому же хочу напомнить автору заметки такие общеупотребительные выражения, обозначающие попсовость, как "мыльная опера", "киноопера". Странно увидеть фамилию попсового Доннерсмарка или-как-там-его-правильно в компании действительно выдающихся режиссеров. В общем, тщательнее надо собирать слова в предложения, тщательнее.
  • n-voice· 2011-07-11 16:12:56
    Nastya, Schlinegnsief hat doch in Bayreuth inszeniert!
  • cologne· 2011-07-12 01:09:15
    Sag ich doch eingehend. Was ist aber dran verwerflich? Nach Bayreuth wollte er in Berlin inszenieren.
Все новости ›