Нельзя, вооружившись топорами и вилами, требовать компетентности, насыщенности и оригинальности текстов.

Оцените материал

Просмотров: 10931

Сверхэгоисты сдают позиции

Анастасия Буцко · 26/11/2010
Начитавшись комментариев на OPENSPACE.RU, АНАСТАСИЯ БУЦКО объясняет, почему в России плохи дела с музыкальной критикой

Имена:  Йоахим Кайзер · Керстин Хольм

©  Getty Images / Fotobank

 

 

Каждое время и каждое общество формирует некий свой метод «говорения о музыке».

Скажем, в Германии существует культовый музыкальный критик Йоахим Кайзер. Ему 82 года, он обитает на окраине Английского сада в Мюнхене. Посетив одно из его выступлений (все еще довольно многочисленных) в местной филармонии «Гастайг», можно убедиться, что таких людей, как он, в природе больше не существует. Никто, как он, не будет виртуозно жонглировать именами приблизительно двадцати пианистов, сравнивая их интерпретации 32-й фортепианной сонаты Бетховена, чтобы походя обронить: эта соната является для пианистов «тестом на тип характера».

Из газеты «Зюддойче цайтунг», легендой которой является Кайзер, его мягко «попросили» – за древностью лет. Газета по-прежнему хорошая, и читатели у нее хорошие. Но изучать каждый день большую статью о вчерашнем концерте в филармонии некому. Даже если пишет Кайзер.

Современная немецкая музыкальная критика, которую я в целом очень уважаю и по долгу службы прочитываю в больших количествах, лишена харизматического посыла и личностного тона. Скорее это деловитая и грамотная рефлексия на некие культурные события с целью зафиксировать их в общественном сознании. Тут – подновить пантеон, раз юбилейная дата дает к тому повод, там – лишний раз завязать ниточку современности на старом дереве культуры. Мне кажется, что за этим стоит социальный заказ общества, которое во что бы то ни стало хочет сохранить свою «ляйткультур», пусть и в музеефицированном виде.

Болезненно бросается в глаза то, что современная Россия музыкальной критикой так и не обзавелась (я имею в виду не некоторое количество пишущих людей, а формат обмена информацией). У меня этому есть свое объяснение из области прикладной социологии.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • mkuvshinova· 2010-11-26 16:57:20
    спасибо. но это, к сожалению, совсем не только о музыке
  • prostipoma· 2010-11-26 17:09:29
    Уважаемая Анастасия, зачем лукавить, был именно разнос в ЗЦ и именно про раскосец - к сожалению, архив там платный, но можно найти. И в свежем Опернвельте в редакторском тексте - очень неприятный и очень ясный намек, на то, почему убрали Нагано и почему взяли Петренко. Я не буду говорить о мнениях артистов оркестра БО, это уже сплетни. Беспричинно с таких места в никуда не уходят, Вам это известно, я надеюсь.
    Теперь по сути - критик в Германии или Франции, и Вам это прекрасно известно,в силу специфики образования, очень мало связан с коллегами-исполнителями цехово, плюс - в силу университетского образования, чуть более ровно образован в общегуманитарном плане, а не на уровне дворового гуманитарного цикла в гнессинском, мерзляковском или октябрьском училище . Поправьте меня, я не упомню "интендантов" с газетным прошлым в Германии или Франции, у нас, пожалуйста, Парин,Поспелов, Гершензон, Фихтенгольц, в оргкомитетах Должанский, Давыдова ... Посмотрите на ОС, эскортирующем Курентзиса на любой детский утренник и на Кайзера, с его симпатиями к Тилеманну - почувствуйте разницу.
    Пресса запросто может сломать карьеру в Европе, у нас это невозможно (надуть мыльный пузырь умеют, а чего с ним делать дальше - никто не знает), но там она не рулит культурполитикой так вызывающе, как у нас. Критика в Германии не делит бюджеты, не занимается программированием, а у нас - делит и программирует. Чего удивляться нервной реакции коллег, которые напрямую зависят - хоть материально, хоть творчески от этих стасовых? Мы все помним времена Парина, который кого только не консультировал, и которому, кстати, многие из нынешних звезд, включая протеже Спейса много чем обязаны. Кайзеру и не снилось такое непосредственное влияние на ангажменты, репертуар и раздачу слонов.
    Может быть это неочевидно из Кельна, но Спейс, мало того, что единственная выжившая площадка хоть для какой-то цеховой прозы (ибо сиятельному Коммерсанту с критиком, не отличающим соль от до, глубоко положить на проблему зарплат в конвертах в суперпупероркестрах или невыплату авторских), но по сути имеет претензии быть теневым Минкультом. Ну чего из этого вышло - мы видим..
    Знаете, если много на себя брать, а газетно-писательское сообщество берет на себя чрезвычайно много, надо иметь смелость нести за это ответственность...
    Поколение читателей ОС воспитано текстами Черемных и Кузнецовой, мало напоминавших ЗЦ или Ле Монд, и еще менее - Смольный институт б.д. - может все таки надо начать с себя, а потом заниматься этикой читателей?
  • fay13· 2010-11-27 01:10:33
    Анастасия, огромное спасибо за статью!
    Я не увлекаюсь академической музыкой (пока:-)), но то, что Вы описываете, оказалось удивительно схоже с теми проблемами, с которыми я и мои друзья сталкиваемся при обсуждении литературы во время регулярных встреч. Диагноз попал в яблочко!
    Я думаю, что нам теперь точно будет легче решать коммуникативные задачи:-)
Читать все комментарии ›
Все новости ›