Как патриот, я так же расстроился за Россию и за ее талантливого, но неправильного сына Плющенко.

Оцените материал

Просмотров: 14282

Мурашки по спине – не критерий искусства

Петр Поспелов · 29/10/2010
В классической музыке целая когорта произведений называется – вполголоса, конечно, и тем более уж не на страницах печати – «музыкой для фигурного катания»

©  Getty Images / Fotobank

Мурашки по спине – не критерий искусства
Недавно на фестивале в Плёсе я встретил моего друга Игоря Порошина, чьему блестящему перу спортивного журналиста я всегда так завидовал.

– Игорь! – бросился я к нему. – Какую прекрасную колонку ты написал про фигуриста Плющенко!

Игорь кисло улыбнулся: ему уже надоело, что его столько хвалят.

– Но знаешь… – сказал я. – А я ведь не совсем с тобой согласен. И даже хочу с тобой поспорить, – вдруг решился я, не ожидав от себя такой наглости.

Тут Игорь, напротив, заинтересовался и с приветливым видом приготовился меня выслушать. Но зазвенели бокалы, и наша беседа оборвалась.

Колонку Игорь написал о музыке, под которую танцует фигурист Плющенко. Игорь сетовал на то, что названный спортсмен, у которого он продиагностировал исключительный талант, не стремится выбирать для своих выступлений шедевры классической музыки, а катается под всякую дрянь. Мой друг Игорь не из тех людей, кто сидит сложа руки, видя торжество дурного вкуса, поэтому он включился в дело и свел Плющенко с одним из хореографов Мариинского театра. Тот попытался поставить для фигуриста номер на классическую музыку, но ничего из этого не вышло: Плющенко, при всем его необыкновенном таланте, не смог под нее подстроиться и уехал бороться за спортивную честь России, прихватив с собой фонограмму с музыкой из сериала «Бандитский Петербург». Игорь ставил в пример фигуристу Плющенко спортсмена из Канады, который тем временем катался под Стравинского и Римского-Корсакова.

Как патриот, я так же расстроился за Россию и за ее талантливого, но неправильного сына Плющенко, как и мой друг Игорь. Несогласие мое вызвал другой аспект. Все-таки фигурное катание не искусство, а спорт, подумал я. Надо ли так уж женить высокую культуру и каток, на котором набирают очки? Или лучше сохранить то и другое в чистоте, в независимости друг от друга, не устраивая путаницы близких, но все же разных отраслей?

Опасность сближения людьми искусства ощущается. Недаром же в классической музыке целая когорта произведений называется – вполголоса, конечно, и тем более уж не на страницах печати – «музыкой для фигурного катания».

Адажиетто из Пятой симфонии Малера – типичная музыка для фигурного катания. Помните, то адажиетто, которое Висконти приспособил для фильма «Смерть в Венеции»? Лучше всего подошло бы для мужчин-одиночников. Так и вижу какого-нибудь кудлатого красавца, который в кульминации на кадансовом квартсекстаккорде воздевает руки к куполу стадиона, проплывая под ним по эффектной кривой траектории.

Ре-бемоль-мажорная вариация из Рапсодии на тему Паганини Рахманинова – та, что самая экстатичная, – вот замечательный образец музыки для фигурного катания. Здесь, наверное, лучше бы пару: он пусть будет страстный, со впалыми щеками, а она – пухленькая и вся в блестках.

Похоже, что краеугольные образцы музыки для фигурного катания написаны в начале ХХ века. Но ведь Рахманинов не написал бы ре-бемоль-мажорной вариации, если бы не существовало ре-бемоль-мажорной темы из увертюры-фантазии Чайковского «Ромео и Джульетта». Чем тоже не музыка для фигурного катания? Ноги между тем растут из куда более стародавних времен.

Барокко! Почему нам так нравятся медленные арии Генделя или Вивальди, лучше всего в исполнении контратеноров, приводящие нас в состояние транса? Например, ария Генделя Lascia ch’io pianga – помните, та, которую Ларс фон Триер приспособил для фильма «Антихрист»? Потому что это музыка для фигурного катания.

А теперь спросите у тех, кто изнывает от счастья, слушая «транс-арии» Генделя, нравится ли им Адажио Альбинони. Так называется хитовая подделка, которую написал в ХХ веке один пройдоха-итальянец. «Фи, нет! – ответят они. – Это же музыка для фигурного катания».

Музыка для фигурного катания есть у Баха (медленные части скрипичных концертов), Моцарта (минорные медленные части фортепианных концертов), Шуберта (соль-бемоль-мажорный экспромт), Шопена (ноктюрны и баллады), Шумана, Листа, Шумана – Листа, Грига, Дворжака, Скрябина, Равеля и многих других, чье творчество вызывает – теперь внимание! – комок в горле и мурашки по спине.

Помнится, мы однажды спорили с известным биофизиком Витольдом Анджапаридзе о критериях в искусстве.

Я сказал Толику, что ценю искусство, в котором содержание выражается через правильное соотношение пропорций.

– Это очень умозрительный подход, – возразил Толик. – Ты должен больше доверять сердцу. Мой критерий – это комок в горле и мурашки по спине.

– Хорошо, – ответил я. – Сейчас я тебе покажу, как создается искусство, отвечающее предложенному тобой критерию.

По счастливому стечению обстоятельств у меня в это же время гостил трубач-аутентист Зарастро Кренкель, звезда фестиваля старинной музыки в Брюгге. Мы пошушукались с ним и подошли к роялю, я наугад открыл сборник одноголосных диктантов Ладухина и проиграл один из них.

– Как тебе тема? – спросил я Толика.

– Примитив и убожество.

– А вот послушай теперь.

Я сыграл ту же тему, но уже с аккомпанементом, стараясь левой рукой брать верные гармонии. Потом я сымпровизировал некую середину, не менее убогую, чем сама тема. Потом вернулся к теме и повторил ее чуть больше эмоционально и с чуть более цветистым аккомпанементом. Затем сделал модуляцию в тональность на полтона выше, а Зарастро Кренкель, которого я заранее подговорил, в этот момент красиво заиграл ту же тему на трубе. В самом конце я взял звучный аккорд. На том мы и закончили.

К горлу Толика подступил комок, а по его спине пробежали мурашки.

– Теперь ты понял, как это делается? – спросил я Толика.

– Да, – ответил Толик. – Нужно правильно рассчитать соотношение пропорций.

Я осекся, но понял, что Толик прав: во всех перечисленных мною примерах музыки для фигурного катания пропорции рассчитаны очень хорошо.

Вот это-то, видать, и мешало фигуристу Плющенко кататься под классическую музыку! Комок от нее, может, и подступает, мурашки, может, и бегут. Да вот только пропорции рассчитаны больно уж хорошо. «Бандитский Петербург» с бандитским расчетом пропорций фигуристу куда удобнее.

Поэтому, видать, все-таки разные вещи – фигурное катание и классическая… (нет, другое хотел сказать) и музыка для фигурного катания! Может быть, и пусть себе живут отдельно? А, Игорь?

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • nobirukova· 2010-10-30 00:12:41
    Просто вы не смотрите соревнования и не понимаете, что нужны не просто четыре минуты музыки, а четыре минуты за которые пройдет быстрая тема, потом медленная, а потом очень короткий музыкальный, так сказать, катарсис (вращение). И все. Такой написанной музыки нет. Надо резать по живому :) Страшно далеки вы от народа, который так любит фигурное катание :)
  • pv· 2010-10-30 21:11:44
    наш пострел везде поспел -- на искусственный лед потянуло комПозера
  • atasspb· 2010-10-30 22:06:46
    а вдруг уже пора писать чуть глубже,нет?
  • atasspb· 2010-10-30 22:09:07
    2pv
    скорее-наш поспел везде пострел
  • il-canone· 2010-10-31 01:00:13
    Подозреваю, что композитор, способный из тем диктантов Ладухина создавать музыку, от которой мурашки, имеет все шансы стать первым музыкантом в списке форбса, учитывая сегодняшнюю потребность в такой продукции контента всех электроприборов
  • il-canone· 2010-10-31 01:01:31
    2atasspb
    Так копните здесь, или дайте ссылку, где уже копнули. Критиковать все горазды
  • il-canone· 2010-10-31 01:05:11
    Вот, к примеру, какой-нибудь диржер скажет, "я бы Брамса с берлинской филармонией круче бы продирижировал", и мы никогда не узнаем, так ли это, поскольку кто ж его к берлинской филармонии подпустит. А по вопросу высказаться сегодня очень такая нормальная ситуация, есть много возможностей, так что просим
  • pv· 2010-10-31 05:39:30
    2atasspb
    "писать чуть глубже" небезопасно -- можно под лёд уйти, вместе со всеми мыслястатьями, а базарить о саундтреках для фигуристых спортсмэнофф или бандитских серыхалофф -- дурновкусие, по крайне мере, для ценителя Баха, Брамса, Бриттена... кстати, А вы любите Брамса?))

    полистал лениво архивы ПП, набрел на годичной давности откровения http://www.openspace.ru/music_classic/projects/118/details/13283/?expand=yes#expand Долой ХХ век, клячу истории: "...Я, однако, не хочу, чтобы у читателя создалось впечатление, будто я против постановки «Воццека» в БТ. Я только за, как и за другие оперы и балеты ХХ века. Кроме того, я не хочу обидеть БТ. Пусть он все проспал, но именно он поставил «Детей Розенталя», чей автор сейчас курирует «Воццек-ЖЖ». А именно в этой опере нам повезло, пусть чуть-чуть, пусть всего с нескольких страниц, но заглянуть в искусство XXI века. Так давайте же глядеть в него еще настойчивее!" -- уж лучше заглядывать в века прошедшие и слушать музыку революции, ибо этот товарищ пишет обывательски скучно и не о Музыке вовсе... почитаем лучше безумного Кафку или музыкального Кундеру
  • nobirukova· 2010-11-01 10:23:55
    ГОСПОДИН ПОСПЕЛОВ. ваша сегодняшняя статья в Ведомостях про Дон ЖУана - ложь. Хватит культуртрегерствовать и изображать из себя покровителя новых течений в искусстве. Вы, который никогда не даете спуску никому, кто играет фальшиво и поет не влад, почему вы ни слова не написали, что Курентзис все время расходился с певцами? Если бы так дирижировал какой-нибудь Ведерников (а он никогда не позволял себе столько фальши), то вы бы его с грязью смешали и прыгали на крышке его гроба. Куда же у вас теперь делись ваши замечательные ушки? Да и глазки заодно? Стыдитесь, вам же в ро тсмотрят всякие бирюковы-бедеровы. Или вам за это заплатили? Ну, может не деньгами, а обещанием вновь вернуться в большой театр, где вы так бездарно провели меньше года? Или еще каких благ необещали? Не верьте, они также лгут, как и вы сами. ПОЗОР таким критикам
  • tridi· 2010-11-01 20:58:14
    Фигурное катание можно воспринимать по-разному, но видеть в нем только спорт - это уж как-то слишком нарочито. И в художественной гимнастике - если бы суть была лишь в движениях, то музыкальный аккомпанемент вовсе был бы ни к чему.
    И в балете - ведь не сразу появилась гениальная музыка для этого вида искусства. Вспомним, как еще совсем недавно музыка Стравинского и Прокофьева принималась "в штыки" гениальными балеринами и танцорами.
    Вот и в фигурном катании - специально написанная музыка пока просто не появилась. Поэтому фигуристы и их тренеры подбирают аккомпанемент из того, что у них на слуху. И делают это - самостоятельно, потому-что не доверяют "музыкальным академикам", которые им предлагают кататься под "авангардистский бред".
    Конечно, самостийные "нарезки по живому" проходят чудовищный монтаж, вследствие которого обрывки гениальной музыки, вперемешку с попсой, начинают звучать, как китч, издевательство, дурновкусие и пр.
    Вот в этом дело, а не в «музыке для фигурного катания» - зачем же подменять смыслы? "Мурашки" и "волосы дыбом" - это то, чего в современной академической музыке и близко нет. И их никто не выдумал, как и любовь, но обязательно появится поручик Ржевский, который всё опошлит - от Баха до Оффенбаха))
  • legkonojka· 2010-11-01 21:43:58
    а когда все пропорции соблюдены, тогда и мурашки...
  • tridi· 2010-11-01 23:10:07
    Мурашки - это не соблюдённые пропорции. Это, скорее - кратчайшее расстояние между энергией ноосферы и энергией сердца) Ни то, ни другое - пока не поддаются изучению)))
  • pv· 2010-11-03 11:43:12
    сам того не заметив, ениальный tridi только что выдал пара-научное открытие в области сверх общей теории поля... кстати, параллельно и одновременно с ним -- опровергли мировую константу скорости света (стало быть, вслед за Ньютоном к тем же чертям полетел и Эйнштейн -- таков удел всех относительных естественных гениев... но нашему троллю это, конечно же, не грозит, по разным многочисленным причинам)
  • tridi· 2010-11-05 22:33:39
    pv, вашим друзьям-троллям, как и вам - не грозит,"по разным многочисленным причинам", выражаться внятно) Это происходит по причине врожденной способности - "слышать звон...")))
  • tridi· 2010-11-05 22:44:47
    Посмотришь со стороны - ну шут гороховый, а присмотришься - так хороший человек))
    /Из афоризмов tridi/
Все новости ›