Тональность связана с таким понятием, как «крушение космоса».

Оцените материал

Просмотров: 24261

Владимир Мартынов: тональность и модальность

05/01/2012
Композитор, известный своей идеей о «смерти композитора», вписывает понятие «тональности» в историю человеческого самосознания

Имена:  Владимир Мартынов

©  Дмитрий Маконнен

Владимир Мартынов: тональность и модальность
Говорить о том, что такое тональность, с чем связана и чем обусловлена, нельзя без разговора о модальности. А говорить о модальности нельзя без разговора о том, откуда взялась музыка.

Музыка не всегда была свободным искусством, как она представляется, если пользоваться только тональностью. Это была магическая или мистическая практика, следы чего мы видим хотя бы просто в количестве ступеней звукорядов. Этим совершенно архаическим пережитком мы пользуемся до сих пор. На фортепиано семь белых клавиш и пять черных. Семь астрологических планет и пять первоэлементов. Так что, когда человек нажимает ту или иную клавишу, он апеллирует к этим самым первоэлементам. По крайней мере раньше это понималось именно так: каждый звук — строительная космическая единица. И извлечение звуков было сакральным действием, которое могли осуществлять только сакрально посвященные люди: шаманы, жрецы.

Модальная музыка приспособлена для медитативности. Модальное мышление действует в пределах одного модуса, или тона. Количество модусов со временем увеличивалось — с 8 до 12, это свидетельствовало о том, что человеку становилась тесна модальная система.

Основы модальной музыки были заложены еще в первом тысячелетии. К ней относится весь грегорианский хорал (это V—VI века), и византийское осьмогласие, и знаменный распев. Сначала была монодия (то есть одноголосие. — OS). Потом появилась полифония (многоголосие. — OS), но все равно это была модальная полифония. И ренессансная полифония целиком модальна — вплоть до Жоскена Депре и, я бы даже сказал, до Орландо Лассо и Палестрины.

Чудеса перехода от модальности к тональности начинаются в первую очередь у знаменитого Джезуальдо ди Венозы. Но его уникальность в том, что все эти диссонансы и хроматизмы еще происходят на основе модального мышления. Это такое промежуточное звено. Человек-амфибия. И в воде плавает, и на суше.

Тональность связана с таким понятием, как «крушение космоса». Это одно из центральных событий эпохи Ренессанса, XVI век, открытие коперниканской системы, открытия Джордано Бруно с его бесконечным космосом. И если модальная система представляет собой систему замкнутого космоса, состоящего, как живой организм, из сил и начал, к которым можно апеллировать, то в тональности звуки уже больше не звуки, а функции звуков.

Потому что если мы возьмем тонику, то она не есть абсолютная величина: в до мажоре одна тоника, в соль мажоре другая и т.д. И человек, находящийся в пространстве тонального мышления, уже оперирует не конкретными звуками, не предметами, а функциями. Единый замкнутый космос превратился во «вместилище всего», в «бесконечное пространство» Джордано Бруно.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • Vassily Borodin· 2012-01-05 20:28:32
    Это одно из центральных событий эпохи Ренессанса, XIVI век
  • vantz· 2012-01-05 20:44:21
    Опечатка - вместо "XIVI век" следует читать "ХЗ век".
    Интересно, автор всерьез пишет про эти пять элементов и семь чакр равномерной темперации или все-таки стебется.
  • Vassily Borodin· 2012-01-06 00:05:46
    Не столько стебётся, сколько очень здОрово улыбается родному-непознаваемому :)
    И избыток общих мест в статье, конечно; без стёба она была бы совсем ни для чего не нужна.
    Вот зато видеоарт:
    http://www.youtube.com/watch?v=soPKbr7-cq0&feature=related
    http://www.youtube.com/watch?v=5xfefvvnk_U&feature=related
  • Insaria· 2012-01-06 22:07:54
    Че за бред)))) Статья с вопиющими неточностями и ошибками с точки зрения истории развития тональности и модальности))) короче, бред первокурсника училища, и то не теоретика)))))
  • Igor Prykhodko· 2012-01-09 22:17:32
    И этот человек не разрешает нам ковырять в носу пальцем??? Раньше это называлось "невежеством" или "полунаукой", сейчас - постмодернизмом или, если по-нашенскому, то стёбом обыкновенным.
    ...Но вообще-то, оставив в стороне прочие сугубо музыкально-исторические и теоретические несуразности (это мягко говоря), минимализм придумал Сати, а потом сложными путями эта зараза попала в Штаты, к Кейджу. А Гласс и Райх - никак не отцы-основатели, а просто модные минималисты.
  • ludogovski· 2012-01-13 00:31:24
    ////Тональное мышление — это мышление человека, освободившегося от всего космического и божественного. Тональная система является полным выражением вот этой свободы человека. Если раньше музыка была неким внеположенным человеку явлением, то теперь это только то, что существует внутри человека. Это его представление, которое он получает возможность структурно оформлять в звуках. Он получает свободу выражать свои мысли и чувства. Он больше не зависит от космических и сакральных обстоятельств и ритмов. ////

    Значит, сейчас мы занимаемся конструированием. Хорошо. А строгий стиль (основанный на той самой модальной музыке)- это не конструктивное явление?
  • sergeychenko· 2012-01-19 23:24:34
    А-таки приятно, что тут близкое к сказанному А.Ф. Лосевым.
    У Мартынова: "И человек, находящийся в пространстве тонального мышления, уже оперирует не конкретными звуками, не предметами, а функциями."

    У Лосева в "Некоторых элементарных размышлениях к вопросу о логических основах исчисления бесконечно-малых" есть место о том, что понятие математической функции — чисто западноевропейское — позволяет отвлечься от вещей и заняться больше тем, как мы мыслим их, знаками вещей, а не вещами. И из-за этого большая часть свойств вещей остаётся без внимания.
    Например: "Функциональное отношение — это такое отношение, когда, не желая ничего утверждать о реальности и о вещах, мы строим какую-нибудь рассудочную схему, но за которую отказываемся отвечать как за что-то абсолютное и непреложное. <♦♦♦> Есть ли Бог или нет, не знаю, да и едва ли могу знать; есть ли природа или нет, тоже не знаю и тоже, пожалуй, не могу знать; де наконец, существую ли я сам в действительности, тоже мне неочевидно. Но я знаю одно: если есть Бог, то он должен быть мыслим вот как; если есть природа или материя, то я должен эти понятия мыслить вот как; и т.д. Весь вопрос в том, как мыслить эти понятия. Даже больше того. вот я установил, как надо мыслить эти понятия. Но я при этом не только хорошо знаю, что люди мыслили эти понятия далеко не всегда так, как я, но знаю и то, что и в будущем подобных теорий окажется ещё бесчисленное количество..."
    Выходит, что не только переход от модальности к тональности, но всякий функционализм приводит к разрушению картины мира, к дискредитации её, всеобщей относительности и подвижности.
Все новости ›