Мой дед родился в Петербурге, а прадед был банкиром и общался с Николаем Вторым.

Оцените материал

Просмотров: 144249

Марк Минковский: «Так и пишите, Минковский — хамелеон»

Дмитрий Ренанский · 25/11/2011
Накануне дебюта в Мариинском театре с легендарным французским дирижером побеседовал ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ

Имена:  Марк Минковский

По личному приглашению Валерия Гергиева в Санкт-Петербург прибыл выдающийся французский дирижер Марк Минковскийон встанет за пульт симфонического оркестра Мариинского театра в одном из самых ожидаемых концертов петербургского музыкального сезона. В будущем году маэстро Минковскому исполнится пятьдесят лет. Тридцать из них он провел во главе оркестра «Музыканты Лувра», вместе с ним выбившись в ключевые фигуры европейского исполнительского процесса. Говорим «французское барокко» — подразумеваем «Марк Минковский»: если у вас в фонотеке есть какая-нибудь запись Люлли, Рамо или Шарпантье, можете не сомневаться — она сделана «Музыкантами Лувра». При этом одним лишь барокко зона репертуарного влияния Минковского не ограничивается — другим его коньком являются, к примеру, сочинения Жака Оффенбаха, а не так давно «Музыканты Лувра» взялись за партитуры Гектора Берлиоза и Жоржа Бизе.


— В будущем году «Музыкантам Лувра» исполнится тридцать лет. Если сравнить относительно ранние записи ансамбля с более поздними — скажем, «Платею» 1990 года и ту же комедию-балет Рамо в версии 2003 года — может показаться, что между ними нет почти ничего общего. Что вы думаете об изменениях, произошедших с HIP (historically informed performance) за последние десятилетия?

— Не хочу вас разочаровывать, но я как та сороконожка: если задумаюсь, в какой последовательности мне следует переставлять ноги, не смогу сделать ни одного шага. Размышлять об эволюциях и переменах — не моя чашка чая: привычка меняться присуща мне органически. Сравните, допустим, мою трактовку «Арлезианки» Бизе с записью двух последних симфоний Моцарта…

— …никогда, признаться, не был особым поклонником этой записи.

— Может быть потому, что в ней «Музыканты Лувра» постарались выйти на принципиально новую для себя территорию? Я даже для журналистов придумал соответствующую заготовку: мол, так и пишите, Минковский — хамелеон. Так мне проще объяснить на Западе, почему промозглым декабрьским вечером я дирижирую в Петербурге симфонией Франка и «Реквиемом» Форе. А если кроме шуток — уровень исполнительства на старинных инструментах за последние десять-двадцать лет колоссально вырос. В HIP пришло поколение молодых музыкантов, впитавших необходимость учиться игре на старинных инструментах практически с молоком матери. Средний возраст «Музыкантов Лувра» — 25-35 лет. И все они поливалентные, многопрофильные музыканты, которые с одинаковым интересом относятся и к современному, и к барочному, и к классицистскому, и к романтическому репертуару. Еще каких-то десять лет назад нам было бы не так-то просто переходить с Генделя на Берлиоза — но сейчас оркестранты перестраиваются почти молниеносно.

— Я бы связал эти перемены с тем, что слуховой опыт нынешних двадцатилетних с самого начала в значительной степени определялся HIP: эту звуковую реальность они просто не могли игнорировать — в отличие от музыкантов более старших поколений. Как, кстати, с этим обстояло дело у вас?

— Ну, положим, мне тоже было полегче, чем Арнонкуру с Леонхардтом. Как вы, вероятно, знаете, в бытность фаготистом я переиграл со многими HIP-ансамблями, от Clemencic Consort до La Chapelle Royale. То есть в самом по себе аутентизме для меня не было ничего экстраординарного — HIP с молодости стал для меня данностью, правилами игры.

— При этом вы, как и большинство музыкантов вашего поколения, не проявляете особого догматизма. Я имею сейчас в виду ваше сотрудничество с крупными академическими симфоническими оркестрами от, прости Господи, лейпцигского Gewandhausorchester до Кливлендского оркестра.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • tridi· 2011-11-30 13:58:49
    Ни одного комментария и 20686 кликов)
  • tridi· 2011-12-01 14:41:54
    Такое впечатление, что любой, кто заходит в раздел: МУЗЫКА АКАДЕМИЧЕСКАЯ - его клик засчитывается Дмитрию Ренанскому в его Интервью с Марком Минковским)))
Все новости ›