Во время танцев у Наины катаются на роликах, а у Черномора ‒ делают массаж.

Оцените материал

Просмотров: 66426

«Руслан и Людмила» в Большом театре

Екатерина Бирюкова · 07/11/2011
В спектакле нет ни слова про тандем и имеется всего пара голых статисток, но, похоже, статус самой скандальной продукции театрального сезона ему обеспечен

Имена:  Владимир Юровский · Дмитрий Черняков · Елена Заремба · Чарльз Уоркман

©  Дамир Юсупов  ⁄  Предоставлено Большим театром

Сцена из спектакля «Руслан и Людмила»  - Дамир Юсупов

Сцена из спектакля «Руслан и Людмила»

​Однажды так получилось, что мы с режиссером Черняковым попали в усадьбу «Архангельское». Это не был выходной или праздник, посетителей было не очень много, но почти все они были одеты в белые платья с фатой. То есть, конечно, к ним прилагались женихи, видеооператоры и нарядные гости, но заметнее всего были именно невесты, которые выскакивали на нас буквально из-за каждого угла. Уже вернувшись в город, я поняла, что этим зрелищем, будто взятым из какого-нибудь продвинутого спектакля средней руки, мы были обязаны аккуратному числу 08.08.08 — одному из тех, которые, по современным поверьям, должны принести молодоженам счастье. «Все равно разведутся», — мрачно отреагировал на это объяснение Черняков.

В принципе, поставленный им в Большом театре спектакль «Руслан и Людмила» примерно об этом. Точнее, о том, что отношения современных людей не регламентируются никакими ритуальными заклинаниями. Как, впрочем, и отношения публики и театра. И если был в премьерном спектакле какой-никакой хеппи-энд, столь противоестественный для Чернякова, то он стал возможен только потому, что Руслан и Людмила сбегают на последних тактах оперы от нарядных свадебных гостей, а публика — впервые в истории российского оперного театра — готова забыть про табуированную и сонную атмосферу храма искусства и в голос отстаивать свои симпатии и антипатии.

©  Дамир Юсупов  ⁄  Предоставлено Большим театром

Сцена из спектакля «Руслан и Людмила»  - Дамир Юсупов

Сцена из спектакля «Руслан и Людмила»

В спектакле нет ни слова про тандем, имеется пара обнаженных мужских торсов, пара мелькающих на заднем плане голых визжащих статисток и несколько столь показательно-гламурных лобзаний, что их вообще всерьез нельзя рассматривать. Но, похоже, статус самой скандальной продукции театрального сезона ему обеспечен.

Объявить спектакль «порнографическим безобразием», конечно, самое простое. Но только это смешно, ей-богу. Разумеется, если очень напрячься, можно даже углядеть эротические аллюзии в сцене, где Ратмир играет в серсо с девушками из царства Наины. Но гораздо больший дискомфорт у публики, надо думать, вызывает не это.

Спектакль очень непростой, многослойный, полный неокончательных намеков. Он требует от зрителя внимательной напряженной работы, ничего общего не имеющей с развлечением и детской сказкой. Детей туда водить не имеет смысла — и совсем не потому, что это в жанре «детям до 16», а потому, что они ничего не поймут. Черняковский «Руслан» — это уже не интерпретация текста, а разговор с ним, и подчас довольно жесткий.

Все время ускользает грань между реальной театральной игрой и игрой в эту самую игру. Свадьба Руслана и Людмилы — костюмированный корпоратив. Мертвое поле — киношная декорация с уходящими в финале с работы трупами боевиков. Замок Наины — ролевая игра в бордель, причем заманивающий не такой банальностью, как телесная доступность, а намного более дефицитными вещами: беззаботностью, дурашливостью, тихим девичьим уютом, к которым очень идет танцевальная сюита из глинкинской оперы.

Самая нервная и дискомфортная — сцена у Черномора. Как раз из-за несоответствия между внешним райским благополучием, с его белыми гостинично-больничными интерьерами, услужливо-садистскими горничными, маникюршами, идеальных пропорций любовниками, ‒ и внутренним разрушением Людмилы, которая больше не может играть ни в какие игры.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • Pavel Andreev· 2011-11-07 21:53:13
    как ни удивительно спасибо Екатерине Бирюковой,
    согласен с вами, в отношении прекрасного американского тенора,
    и Вероники Джиоевой.
    но все таки постановка...
    бордель на сцене Большого это ,мне кажется перебор
  • figli· 2011-11-08 00:33:32
    Ну, бордель на сцене Ковент Гардена или Метрополитан или Байройта – в порядке вещей, чем же бордель на сцене Большого-то перебор? С другой стороны, может и перебор: Апполона-то листком прикрыли, значит и бордель не к месту!
  • Insaria· 2011-11-08 08:53:01
    мне кажется все эти переделки больших опер - уже вчерашний день. Это было интересно один раз, ну два. Но сейчас - перебор. Мне лично хочется этих "консерв" - со штампами, с привычными костюмами....Для этого я и иду в оперу. Я если мне хочется посмотреть реалии времени - ну что ж , включаю телевизор)
Читать все комментарии ›
Все новости ›