Не думаю, что отдельные слова появляются на декорациях из хулиганства: вполне возможно, что они имеют для рабочих какой-то сакральный смысл.

Оцените материал

Просмотров: 157627

Как это делается: оперные декорации

17/03/2011
Сценограф Мариинки рассказал о сложном закулисном производстве

©  Александр Стрелец Alakrez

Монтаж декораций к опере «Мертвые души» на сцене Мариинского театра

Монтаж декораций к опере «Мертвые души» на сцене Мариинского театра

18 марта состоится одна из ключевых премьер нынешнего мариинского сезона — опера Родиона Щедрина «Мертвые души», не шедшая в нашей стране с 70-х годов прошлого века. Пока готовился спектакль, ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ разузнал у сценографа Зиновия Марголина, что такое подготовка декораций, а фотограф Александр Стрелец проследил основные три этапа их предпремьерной жизни.


1. Киевская

Как делается спектакль, слабо понимают даже вполне театральные люди. Многие живут с ложным представлением о том, что декорации делаются «под ключ» — отдал, мол, макет с эскизами, а через год пришел репетировать на сцену, где все уже собрано. На самом деле производство декораций — сложнейший многоэтапный процесс. Театр — это ведь завод. Особенно оперный театр. Особенно такой оперный театр, как Мариинка: на Театральной площади работа кипит двадцать четыре часа в сутки.

©  Александр Стрелец Alakrez

Монтаж декораций к опере «Мертвые души» в цехах художественно-декорационного производства Мариинского театра - Александр Стрелец Alakrez

Монтаж декораций к опере «Мертвые души» в цехах художественно-декорационного производства Мариинского театра

Но то, что происходит в Мариинке, — так сказать, верхушка айсберга. На самом деле будущий спектакль рождается отнюдь не в самом театре, а в месте, которое громко называется «Художественно-производственный комбинат Мариинского театра», а в обиходе коротко именуется «Киевская», по названию улицы, на которой этот самый комбинат находится. До того как в середине нулевых Мариинка приобрела этот бывший трубопрокатный завод, декорации всех главных спектаклей гергиевской поры — «Кольца нибелунгов», например — делались на территории Новой Голландии в условиях, приближенных к экстремальным.

Первый этап работы над будущей декорацией проводит художник-технолог, которому художник-постановщик спектакля вручает макет спектакля с эскизами. Технолог обсчитывает каждый элемент сценографии и составляет документацию — гигантские книги, в которых подробно описано устройство декорации. Потом в работу вступают чертежники: большой спектакль обычно чертят шесть-восемь человек. Готовые чертежи попадают на завод, где по ним делают детали. Готовые элементы привозят на Киевскую, и в одном из гигантских цехов их начинают собирать в целое. Тут же декорация впервые тестируется, тут же можно внести какие-то коррективы.

Конечный этап работы на Киевской — разбор декорации и погрузка в контейнеры. Во всем театральном мире существует стандарт: декорации перевозятся в морских контейнерах. Проектируя спектакль, нужно думать о том, чтобы размеры частей декораций не превышали размера стандартного двадцатифутового контейнера; об этом знает каждый театральный художник.

2. «Дорога жизни»

©  Александр Стрелец Alakrez

Разгрузка декораций к опере «Мертвые души». Мариинский театр  - Александр Стрелец Alakrez

Разгрузка декораций к опере «Мертвые души». Мариинский театр

Эта ведущая прямо на сцену узкая кишка — едва ли не самый важный орган, обеспечивающий жизнедеятельность мариинского организма: через нее декорации попадают в театр. На нее, кстати, из административного корпуса выходят окна кабинета Валерия Гергиева. В театре ее называют «дорогой жизни» — и это, как говорится, многое объясняет.

«Дорога жизни» — еще и одна из самых проблемных зон Мариинки. Историческое здание на Театральной площади проектировалось в XIX веке, когда ничего, кроме мягких декораций, в театре не было. Все эти писаные задники, которые мы помним по старым спектаклям, сворачивались в длиннющий рулон весом в 500—600 килограммов, который несли одновременно несколько человек — для таких декораций конфигурация «дороги жизни» подходит идеально.

В конце первой трети ХХ века декорационное искусство уступило место сценографии, мягкие декорации постепенно стали исчезать из обихода, на сцене начали строить, а «дорога жизни» осталась такой же, какой она была в позапрошлом столетии. И художники, и рабочие Мариинки мечтают о времени, когда будет построена Мариинка-2: в нее смогут въезжать целые фуры, технология значительно упростится.

3. Сцена

©  Александр Стрелец Alakrez

Монтаж декораций к опере «Мертвые души» на сцене Мариинского театра  - Александр Стрелец Alakrez

Монтаж декораций к опере «Мертвые души» на сцене Мариинского театра

Главные люди на сцене — монтировщики («монты»), собирающие декорации на сцене. Эти прожженные, прокуренные, суровые мужчины с обветренными лицами — уникальные люди, прекрасно знающие себе цену. Они очень хорошо понимают, что без них жизнь театра остановилась бы. У них вполне приличные для Петербурга зарплаты, но работают они не ради денег. Тут есть место определенному романтизму, такой корпоративной гордости — монты являются одними из главных в театре адептов мариинского мифа.

За свою жизнь они много раз объездили весь мир вдоль и поперек и знают о Париже, Лондоне и Нью-Йорке всё — что, где и как. Первые модели айпэдов и айфонов в Мариинском театре появляются как раз у монтов. При этом у них начисто отсутствует характерное для театральных людей идолопоклонничество перед Западом. «Вчера привезли из Франции декорации — говно полное, пришлось все переделывать», — стандартная фраза, которую можно услышать во время монтировки. Для них важно знать, что они работают в великой театральной корпорации. За Мариинку они болеют примерно так же, как в Питере болеют за «Зенит».

Когда с Киевской в театр в первый раз привозят декорации, всегда начинаются обязательные разборки между монтировщиками и изготовителями декораций, с взаимными претензиями и выяснением отношений. Это важнейший театральный ритуал.

Сцена вообще совершенно ритуальное пространство. Есть что-то глубоко правильное в том, что в Метрополитен-опера, едва ли не главном театре мира, монтировщиками не становятся, а рождаются: эта профессия передается из поколения в поколение, от отца к сыну. Потому что это ручная работа.

Монтировщики собственноручно маркируют декорации, иначе потом спектакль просто не собрать. У каждого свои представления о том, что и как нужно надписывать; в этом процессе есть тоже что-то ритуально-фрейдистское. Не думаю, что отдельные слова появляются на декорациях из хулиганства: вполне возможно, что они имеют для рабочих какой-то сакральный смысл.

Интересная тенденция: в последнее время в Мариинке стали появляться технические работники нового поколения — такие менеджеры, для которых рабочее время заканчивается в 18:00 и которым все равно, где работать, хоть на заводе, хоть в театре. Так вот, очень скоро они исчезают, уходят: театр их не принимает. В театре могут работать только люди, готовые отдать ему на съедение всю свою личную жизнь. Отсутствие privacy — то, что уравнивает приму-балерину и монтировщика. А что касается одержимости работой на благо театра, так в этом монты способны дать фору многим звездам.

Художник может придумать гениальную сценографию, но, если он не очень симпатичен людям, которые будут ее строить, — всё, пиши пропало. И даже если декорация построена идеально, никто не может гарантировать, что на премьере не произойдет какой-то лажи. Во время спектакля на сцене работают одновременно несколько десятков человек, все они люди, и у каждого может что-то пойти не так. В театре — как в авиации: самое главное — человеческий фактор.

Записал Дмитрий Ренанский

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • karambolina· 2011-03-17 20:25:31
    здорава. интересно.
  • oleggureev· 2011-03-17 20:48:19
    Ну, насчёт того, что [опера Родиона Щедрина «Мертвые души», не шедшая в нашей стране с 70-х годов прошлого века] – это просто неосведомлённость. Я смотрел эту оперу – в Москве, в Большом – в 80-м (или 82-м) году. Хотя, это, конечно, детали…
  • gavski· 2011-03-18 00:27:13
    про монтировщиков бодяга написана! за каторжную работу по 15 часов! в день получают копейки.
    или это под диктовку начальников написано?!
  • Leonid11· 2011-03-18 06:56:55
    Роберта выставили пропитым, прокуренным, что нет фотографий по-лучше, или обязательно нужна фактура?

    Про художников все правильно, не проставится - спектакль не пойдет, а в остальном лажа.
  • VolAR· 2011-03-18 12:56:37
    Уважаемые комментаторы, что же вам все лишь бы только опустить или заговнить (простите)? Какую статью ни почитай, так обязательно найдется один-два человека, для которых статья фиговая, факты непроверенные, рожа пропитая, все авторы - продажные шкуры, написано под диктовку..
    Фотографии неплохие и сама статья весьма интересная. Даже если вдруг вы и живете в закулисье и знаете все и вся как свои пять пальцев, то остальные 98% Россиян понятия не имеют, как рождается спектакль. Дмитрий, спасибо!
  • Leonid11· 2011-03-18 15:43:34
    Зачем же рядового читателя дурить? Если писать про закулисье, то надо писать правду. Как люди работают по 14-15 часов в смену, как ради "чеса" спектакли задерживаются на 30-40 минут т.к. не успевают смонтировать декорации....
  • pv· 2011-03-18 15:56:27
    да именно, что ничего о рождении музыкального спектакля и не узнали, равно как и о запустении исторической Мариинки, тусклом освещении зала, неудобных креслах, её буфетах и туалетах (которые еще найти надо, а дамам - так и в очереди постоять с полчасика), хамских кассирах-билетёрах с недружелюбными охранниками, задержках спектаклей и пр. и др. и т.п. и т.д. (( картина грустная, впечатление от которой лишь усиливается глубокомысленными речами-минами главного российского менеджера от музыки, г-ном Г.
  • bf· 2011-03-18 20:28:39
    pv, ну вообще-то последнее дело – ругать статью за то, чего в ней нет

    Тем более что это не статья: Ренанский просто записал слова Марголина.
  • pv· 2011-03-18 21:33:16
    а своих непосредственных, свободных от ч.-л. "слов", наблюдений добавить разве сложно ?
  • Anna Konishcheva· 2011-03-19 15:05:13
    Уважаемый автор статьи, слово "монты" в театре считается что-то вроде оскорблением и пренебрежением. Пока читала статью, раз пять передернуло...
  • gavski· 2011-03-19 20:32:59
    "Интересная тенденция: в последнее время в Мариинке стали появляться технические работники нового поколения — такие менеджеры, для которых рабочее время заканчивается в 18:00 и которым все равно, где работать, хоть на заводе, хоть в театре. Так вот, очень скоро они исчезают, уходят: театр их не принимает. В театре могут работать только люди, готовые отдать ему на съедение всю свою личную жизнь." -что это за работники такие нового поколения?Это новые люди, пришедшие работать монтировщиками и получающие 11 тысяч в месяц???только работают они не до 18:00, а как и все.И в свои законные выходные должны выходить на халтуры( разгружать,загружать контейнера с декорацией),что бы поднять заработную плату хотя бы до 15 тыс. Травмы,болезни,"хрустящие" позвоночники, грыжи!Так надо отдать театру жизнь???Это не театр их не принимает - это ОНИ вовремя уходят!вот так вот.
  • Aleksej-70· 2011-03-19 21:29:26
    8-мь лет работы и 18.500 грязными "У них вполне приличные для Петербурга зарплаты".Сам бы пошёл работать за эти деньги, при условиях,которые сам видел, работы? Романтик.
  • Aleksej-70· 2011-03-19 21:39:23
    VolAR· 2011-03-18 12:56:37
    Уважаемые комментаторы, что же вам все лишь бы только опустить или заговнить (простите)? Какую статью ни почитай, так обязательно найдется один-два человека, для которых статья фиговая, факты непроверенные, рожа пропитая, все авторы - продажные шкуры, написано под диктовку..
    Фотографии неплохие и сама статья весьма интересная. Даже если вдруг вы и живете в закулисье и знаете все и вся как свои пять пальцев, то остальные 98% Россиян понятия не имеют, как рождается спектакль. Дмитрий, спасибо! Спасибо? Ну извините.Если остальные 98% Россиян не знают как рождается спектакль,значит им можно втирать что угодно.Я скажу,что вы в духе времени.Так всё наше правительство поступает.Ура!!! В светлое будущее.
  • gavski· 2011-03-20 00:56:10
    ах да совсем забыл ... так для справки - Человек 35 лет отдавший Мариинке , получил сногсшибательную премию в размере 1500 рублей!!! во как..
    так что не статья это вовсе , а срань!!
  • Leonid11· 2011-03-20 19:02:02
    Кстати, постановочная часть в эти минуты разваливается. Люди уходят!
  • suslik12· 2011-03-20 23:52:10
    Действительно, многие живут ложными представлениями о театре. Я прямо уже вижу, как гастарбайтеры спектакль собирают. Хотя, они за такие деньги врядли ломаться будут.
Все новости ›