Героини оперы органически не могут жить среди обычных, нормальных граждан; из спектакля в спектакль Чернякова обычные, нормальные люди — это кочующее, безучастно-любопытное зло.

Оцените материал

Просмотров: 18166

«Диалоги кармелиток» Чернякова

Екатерина Бирюкова · 06/04/2010
Очередная притча не о том, что приводит людей к Богу, а о том, что уводит их от других людей

Имена:  Бланш де ля Фор · Глеб Фильштинский · Дмитрий Черняков · Елена Зайцева · Кент Нагано · Сильви Брюне · Соиле Исокоски · Сьюзан Гритон · Сюзанна Ресмарк · Франсис Пуленк

©  Wilfried Hösl / Bavarian State Opera

Сцена из оперы «Диалоги кармелиток»

Сцена из оперы «Диалоги кармелиток»

В Баварской государственной опере проходит премьерная серия «Диалогов кармелиток» Франсиса Пуленка, которые приурочены тут к пасхальным праздникам. За пультом — главный дирижер Кент Нагано. Режиссер и автор декораций — Дмитрий Черняков. Это уже вторая его работа в именитом мюнхенском театре после «Хованщины».

Опера написана полвека назад для Ла Скала по переработанному киносценарию французского католического литератора Жоржа Бернаноса; киносценарий, в свою очередь, основан на новелле немецкой писательницы Гертруд фон Лефорт. Музыка своей доступностью и доверительностью совсем не вписывается в представление об эзотерических сложностях ХХ века. Показательно, что свое творение Пуленк посвятил Монтеверди, Мусоргскому, Верди и Дебюсси.

Речь в опере, известной в Москве благодаря постановке Дмитрия Бертмана в «Геликоне», идет о монахинях кармелитского монастыря в Компьене, во время Французской революции не пожелавших отречься от веры и принявших смерть на гильотине. Отдельно прорисована история молодой послушницы Бланш де ля Фор, слабой и пугливой, но в финале по собственной воле присоединяющейся к мученицам.

Черняков поставил очередную притчу, где вопрос не в том, что приводит людей к Богу, а в том, что уводит их от других людей. Совершенно очевидно, что героини оперы органически не могут жить среди обычных, нормальных граждан — ровно таких, каких мы видим на улицах, в метро, по телевизору; из спектакля в спектакль Чернякова обычные, нормальные люди — это кочующее, безучастно-любопытное зло.

©  Wilfried Hösl / Bavarian State Opera

«Диалоги кармелиток». Сьюзан Гритон в роли Бланш де ля Фор и  Элен Гийметт в роли сестры Констанци

«Диалоги кармелиток». Сьюзан Гритон в роли Бланш де ля Фор и Элен Гийметт в роли сестры Констанци

Декораций Черняков придумал немного — одна бедная постройка высокотехнологично передвигается по огромной пустой сцене. Это то ли сарай, то ли терраса, сколоченная из разностильных окон, просматривающаяся насквозь и светящаяся изнутри лампочками светохудожника Глеба Фильштинского и еще чем-то совсем нематериальным. В ее убогой рукодельности можно найти отголоски и подмосковной дачи, и готической архитектуры. Но на самом деле это теперь уже легендарная халупа из финала черняковского «Китежа», только немного разросшаяся. То же крошечное пространство человеческого рая, укрытие, ковчег.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • allsam· 2010-04-06 23:12:09
    мне всегда казалось, что "Диалоги кармелиток" написал Пуленк. А в аголовке статьи стоит Черняков. Это чтобы лучше читали? Что, кроме меня никому не интересно? :) Тут кто-то написал в комментариях к какой-то статье данног оавтора, что ей ничего не идет на пользу. По-моему, чистая правда. Хочется внести свою лепту в этот диспут.
    Вот если человек хорошо разбирается к примеру в своременной музыке. Пусть он пишет о современной музыке. Автор этого текста что-то невнятно блеет про режиссерские концепции. Так зачем ей писать о том, в чем она не разбирается. Непонятно...А что такое "легендарная халупа"? (Помнится Бедерова назвала свою статью про тот Китеж "Домик, он же гробик"). Легендарная халупа -это чтобы ближе к тупым читателям быть? К тем, кто меньше автора понимает в разных там операх )если они не детские). А тут, блин, целые Кармелитки...Обязательно музыкальное образование нужно иметь, чтобы понять. Как я понимаю из этой статьи...Проблема только в том, что узыкального образования для этой статьи было не нужно, ну разве что пожурить ужасного дирижера Хованщины Кента нагано. Вот дурак, берется за все, что непоподя. Правда, пусть живет, Кармелитки что-то там такое показали, что он, убогий, хоть что-то умеет. (То ли дело, когда автор пишет про курентзиса или Плетнева. Вот тут музыка всегда ситяет "как чистый хрусталь". Не замечали у нее такого? Она почти в каждой статье этот образ стала использовать, мол как Плетнев (или Курентзис) музыку-то очистили от всех наслоений, которую все остальные дирижеры-уроды ее оборачивали все последние десятилетия).
    А больше про музыку как-то не склалось в этой статье. Все больше про театр, а тут автор плавает, какой-то набор клише предъявляет. Не смоневаюсь, что г-н Черняков умеет ставить такие спектакли, он великий мистификатор и может из дерьма конфетку сделать, так еще и так ее завернуть, что все скажут. Может и не надо было ездить в Баварию, тратиться (правда, сейчас тарифы низкие, никто особенно не стремится). Можно было бы и из Москвы все тоже написать, по фоткам и сайту Баварской государственной оперы. Все было бы тоже самое.
    Вобщем, да здравствует Яерняков, наше все, нвоое воплощение Бориса Покровского. Судя по тому, что он из Большого не вылезает, надо ему уже должность главного режиссера предоставить. Венец, так сказать, твочрсекой политики...Ну, и спасибо автору статьи и ее коллегам. Сага о Черянкове (или эпос) пополнился еще одной главой. Поздравляю вас, друзья -читатели.
  • karambolina· 2010-04-07 00:37:34
    а мне понравился этот текст. спасибо
  • prostipoma· 2010-04-07 01:03:57
    редакторы принципиальны в кадровых вопросах как ВВП - это не проза у Бирюковой девичья, достойная студентки-театроведши , а читатели - глупые и дремучие. Вот так и будут перебирать - ОС мантры про Митю с Курентзисом, а читатели - про квалификацию Бирюковой.
    Заголовок, конешно, офигенный.
Читать все комментарии ›
Все новости ›