Видео

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / YOUTUBE С ЛЕОНИДОМ ДЕСЯТНИКОВЫМ

Симфония №4 Los Angeles Арво Пярта

Леонид Десятников · 28/08/2009

Имена:  Арво Пярт

Ну и что ты здесь наплел, беззвучно разевая рот, спрашивает меня моя внутренняя prostipoma

                                                И праздничный концерт подносит Хворостовский
                                                Слегка из-за спины, как жостовский поднос,

                                                И с ним рифмуется, как роза, Ходорковский
                                                 В матросской тишине, несомой на износ.

                                                                                                         Мария Степанова

Dedicated to Mikhail Khodorkovsky. Эти слова (These words... — название предыдущего сочинения композитора) вызвали рефлекторную реакцию российских информагентств; многие СМИ поместили фотографию вещдока — фрагмент первой страницы партитуры с посвящением и паузами в партиях ударных. Жанр информжурналистики подразумевает предельную объективность, но новости сочиняют не роботы, а живые люди. Подчеркивалось, что «...симфония — первое симфоническое произведение композитора за сорок лет» («Ъ» вообще написал про «первое сочинение за сорок лет»), да не просто симфония, но — Симфония, «царица полей», главный жанр в иерархии академической музыки. Изобретатели новостей, эти универсальные дилетанты, проигнорировали (неумышленно) не только крупные вокальные и хоровые сочинения Пярта с участием оркестра, но даже десятичастное сорокаминутное Lamentate (2002), с которым у Los Angeles, кажется, много общего. Любая музыка, даже программная, противится однозначным словесным толкованиям. Гипотеза: адресат посвящения суть его лирический герой? Los Angeles следует понимать буквально, не только как имя города? В этом есть, как сказал поэт, определенный риск, высокий смысл.

Имхо, музыка Пярта становится более дискретной по форме и языку, неспешно дрейфуя от строгого стиля tintinnabuli в сторону «человеческого, слишком человеческого». Поворот к «бегству в добровольную бедность», осуществленный более тридцати лет назад, был ошеломительным. Сегодняшний Пярт меняется постепенно, его эволюцию можно уподобить поздней эволюции другого Ежа — Арнольда Шенберга. В двух словах, tintinnabuli — своего рода серийность, герметичность, тотальная взаимообусловленность и расчисленность параметров. Пярт нулевых более раскован — но и риску больше: микроэлементы его музыкальной речи порой воспринимаются как клише (Малер?), обретают новый сентименталистский акцент; ландшафт меняется…

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • ernest· 2009-08-28 17:11:06
    спасибо, запредельно
  • prostipoma· 2009-08-28 18:13:24
    Ну если бы в этом интернет-бачке Тарускин дебатировал о Лахенмане или Прессоне, а эксперта в области высоких истин БФилановского не сносило с музобъектов на их креаторов - ибо в фигурах идейно-кухонно-близких Курляндского и Мартынова или идейно-далекого-бездарного Алфеева лямажоры интересуют и колумниста, и читателей в последнюю очередь, уж точно -неперерывная схватка с этикой - авось и дискурс не провис, и контекст возник и эхо б от внутренних меня так в вашем/нашем бачке не гудело.
  • londandy· 2009-08-28 22:53:13
    spasibo )
  • retford· 2009-08-30 08:24:10
    Пока Л.А.Д. беззвучно общается со своей простипомой (что это такое, кстати?), выводок печальных и безответных вопросов повисает в воздухе. Симфония ли это или просто нарезка из ранней киномузыки Шостаковича (Малер здесь не при чем)? Где обаяние, присущее Пярту эпохи Т? Не собирается ли Л.А.Д. в музыковеды, заготавливая себе впрок рефераты по анализу? И т.д., т.д., т.д. Нет, в Бобруйск, в Бобруйск, в Бобруйск!
  • pavelkarmanov· 2009-08-30 18:06:27
    Браво!
  • trumpetist· 2009-08-30 22:50:06
    спасибо за прекрасный текст.
    печально наблюдать, как пярт неумолимо скатывается в канчели.
    а там и до говарда шора - рукой подать
  • ru222· 2009-08-31 16:05:44
    Пассаж, начинающийся с седьмой строчки, расстраивает словосочетанием "так называемой человечности". Особенно,по отношению к Арво Пярту.
    А в остальном , Леонид Аркадьевич, Вы, как всегда изысканно- роскошны.
  • desyatnikov· 2009-09-01 13:14:02
    to ru222:
    Прошу прощения: вижу, что невнятный синтаксис этой фразы исказил ее смысл. Понимать следует ровно наоборот: не Пярт, а "обитатели мусорных интернет-бачков" не имеют никакого представления о человечности, именно для них она "так называемая". Типа того.
  • karambolina· 2009-09-01 19:18:41
    про интернет-бачок понравилось. как он там позвякивает. образно. спасибо
  • karambolina· 2009-09-01 22:21:11
    но главное. пярт - это музыка, что в наше время редкость
  • prospero391· 2009-09-29 14:01:50
    Спасибо.
  • tridi· 2009-11-11 21:53:03
    Простипома, а можно сделать "перевод" того что Вы написали в комментарии - на нормальный русский язык ? А то совершенно невозможно понять - о чём Вы пишите, за исключением ругательств - "...бездарного Алфеева" и "лямажора"... Кстати, в нотах у Алфеева - везде F-dur, но от Вас никто и не требует абсолютного слуха))
  • tridi· 2009-11-11 22:37:53
    Гениальный Бетховен снял своё посвящение с 3-й симфонии - хороший пример потомкам. Но на собственные грабли наступать - разве кому возбраняется?

    "...микроэлементы его музыкальной речи порой воспринимаются как клише (Малер?), обретают новый сентименталистский акцент; ландшафт меняется…"

    "как клише" в сочетании с "(Малер?)" - можно отсюда поподробнее?))
    "сентименталистский акцент"- понятно, что не одно и то же, что "сентиментальный", хотя в "акценте" - явно предполагается сила))
    "ландшафт меняется" - вероятно, имелся ввиду "пунктир неуловимых смыслов"?

    Казаться и быть умным - сегодня сложно понять - что более востребовано))

Оцените материал

Просмотров: 20100

Смотрите также

Читайте также

Академическая музыка / НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Все материалы ›
Все новости ›