Оцените материал

Просмотров: 2152

SUPЪ

Владимир Санин · 24/06/2008
Впервые блог-сервис выступает на равных с наиболее авторитетным издательским домом страны

©  РИА Фото

SUPЪ
Новостью недели, несомненно, стала сделка между издательским домом «Коммерсантъ» и компанией SUP. Собственно сделка состоит в обмене активами: ИД «Коммерсантъ» получил долю в компании SUP, а SUP — 100% акций издания Gazeta.Ru. Относительно того, какая именно доля SUP отошла к «Коммерсанту», источники расходятся (оценки колеблются от 18 до 50%), но, видимо, речь идет о пакете, близком к контрольному. «Коммерсантъ», кроме всего прочего, получил право ввести двух своих представителей в совет директоров компании. Сделка была безденежной. Коротко напомним историю участников обмена. Gazeta.Ru была создана в конце 1998 года Антоном Носиком, нынешним евангелистом SUP, затем в 1999-м газету купил ЮКОС. По сути, это была покупка домена и какой-то части небольшой тогда аудитории: сменилась, во-первых, редакция, а во-вторых, дизайн. После разгрома ЮКОСА, в 2005 году, издание вошло в холдинг «Секрет фирмы», впоследствии выкупленный ИД «Коммерсантъ» — почти сразу же после того, как владельцем издательского дома стал Алишер Усманов. SUP был создан в 2006 году на средства Александра Мамута для целенаправленной работы с блогами. Вместо организации собственного блог-сервиса при уже работавших тогда LiveJournal и нескольких отечественных конкурентах SUP приобрел у владевшей тогда LiveJournal Six Apart невнятные «права на управление кириллическим сегментом», а когда невнятность этих прав стала окончательно ясна, выкупил LiveJournal целиком. До вчерашнего дня SUP владел, кроме ЖЖ, сайтом «Чемпионат.Ру», агентством SOL, специализирующимся на маркетинговых коммуникациях в социальных медиа и на самом деле представляющим собой просто рекламный отдел при ЖЖ, и клиентским агентством Victory.S.A. По данным TNS Web Index, ежедневная аудитория сайтов LiveJournal.com, LiveJournal.ru и «Чемпионат.Ру», принадлежащих SUP, в мае составляла 466 000, 50 000 и 115 000 человек соответственно — по сравнению со 116 000 ежедневной аудитории Gazeta.Ru (данные того же измерителя). При этом, как пишет «Коммерсантъ», по мнению гендиректора агентства Mediaselling Льва Глейзера, аудитория Gazeta.Ru и кириллической части LiveJournal пересекаются примерно на 70—80%.

Герман Клименко, руководитель конкурирующего с LiveJournal сервиса LiveInernet, утверждает в интервью CNews, что «Коммерсантъ» получает от сделки нечто нематериальное, а именно увеличение влияния на блогосферу, в то время как SUP может расширить рекламные площадки, одновременно увеличив аудиторию Gazeta.Ru за счет пользователей ЖЖ. «Коммерсантъ» приводит также мнение генерального директора агентства AdWatch Льва Глейзера, отмечающего, что «”Супу” нужен новый вектор развития, уже второй год подряд компания несет убытки $12—15 млн». Главный редактор Gazeta.Ru Михаил Михайлин утверждает, что газета рассчитывает на имеющиеся у SUP технологии и на «возможность создать собственную блогосферу».

Понять при этом, что же действительно произошло и зачем, довольно сложно. SUP изначально был ориентирован на поставку пользователям сервисов. Любой пользователь ЖЖ знает, что за время, прошедшее после выкупа LiveJournal у Six Apart, никаких принципиально новых сервисов в ЖЖ не появилось, — не считать же, в самом деле, новым сервисом портал LiveJournal.Ru, снабжающий пользователей дайджестами обсуждений тех или иных сюжетов, а в остальном состоящий из «бесплатной торговой площадки “Базар”» и плохо сделанной статистики. Не были введены некоторые элементарные функции, не были сделаны довольно простые изменения в интерфейсе, о которых пользователи просят годами, — то есть вне зависимости от коммерческих параметров успешности SUP, о которых достоверно мы ничего не знаем, компания не проявила себя успешной в том, ради чего вроде бы и создавалась. С другой стороны, контент-проекты всегда были сильной стороной Антона Носика, с которым SUP нередко ассоциируют, и тот факт, что Gazeta.Ru, описав длинную петлю, вернулась, хотя бы отчасти, в руки создавшего ее медиаменеджера, не лишен некоторого изящества. Хотелось бы, кстати говоря, надеяться, что Gazeta.Ru от состоявшейся сделки приобретет не только расширение аудитории, но и хотя бы сколько-нибудь вменяемого специалиста по интерфейсам, потому что происходящее там с функциональностью дизайна невозможно описать никакими известными словами русского языка.

Итак: SUP получает в свои руки мощный и, возможно, прибыльный медиаактив с собственной базой рекламодателей. Gazeta.Ru, несколько стагнирующая в последнее время, получает прирост аудитории. При этом слова о создании «собственной блогосферы» остаются несколько неясными: с чего бы создавать еще одну конкурирующую среду? ИД «Коммерсантъ» получает нечто не вполне материальное, а именно возможность влияния на наиболее агрессивную и поставляющую бόльшую часть первичного контента часть русскоязычной блогосферы и, видимо, новые возможности по интеграции онлайновых сервисов Kommersant.Ru с ЖЖ.

Интересна сделка по большей части тем, что, кажется, впервые блог-сервис выступает на равных при взаимодействии с наиболее авторитетным издательским домом страны. Видимо, в какой-то дальней перспективе это может означать действительно существенные подвижки в медиаполе, но они произойдут не раньше, чем хотя бы 60 процентов населения России выключат свои телевизоры. Навсегда.

 

 

 

 

 

Все новости ›