Оцените материал

Просмотров: 2919

Детское ожидание

Анна Голубева · 10/06/2008
Детское вещание стало еще одной площадкой для традиционной конкуренции между лидерами телерынка. Хотя почвы для конкуренции в данном случае, собственно, нет
В июне детскому телеканалу «Теленяня» исполнился год, а детскому телеканалу «Бибигон» стукнуло 9 месяцев. Оба младенца, появившиеся на свет при отеческом участии высшего руководства страны, растут и развиваются, но наблюдать за этим процессом может только узкая аудитория подписчиков спутниковых и кабельных каналов.

Напомним, что разговоры о необходимости всероссийского детского телевещания ведутся давно. Первые шаги к его созданию в рамках государственной корпорации ВГТРК делались еще в 2005 году. А осенью 2006-го стартовало в тестовом режиме детское вещание под эгидой «Первого канала». В декабре 2006-го президент Путин выразил уверенность в том, что общедоступный детский телеканал должен появиться и скоро появится. И точно — вскоре появились сразу два канала, претендующие на роль «первого детского». Созданный компанией «Первый канал. Всемирная сеть» канал «Теляняня» начал работу 1 июня 2007 года, в День защиты детей. Государственный медиахолдинг ВГТРК приурочил начало вещания своего детища — «Бибигон» — к Дню знаний, 1 сентября. Руководство обоих каналов заявило о том, что президент был их вдохновителем и куратором.  

Тем не менее прокормить новорожденных оказалось нелегко. Детское вещание априори убыточно. Оно находится,  по сути, вне рыночного поля, поскольку закон о рекламе запрещает размещать ее в детских передачах, а медиаизмерители не учитывают детскую аудиторию при подсчете рейтингов.

Оба детских канала — на полном содержании у своих родителей. «Первый» и ВГТРК выделяют для отпрысков средства из рекламных доходов. Точные суммы затрат не оглашаются, но, по разным оценкам, они составляют от $ 20 млн  («Первый» на «Теленяню») до $ 39 млн (ВГТРК на «Бибигон»). Следует отметить, что у госкорпорации, помимо доходов от рекламы, есть такой источник финансирования, как госбюджет (в 2007 году ВГТРК выделено около $ 420 млн). Однако информации о возможности расходования госсредств на детское вещание нет, и, кроме того, в семье ВГТРК есть другие каналы, нуждающиеся в дотациях, в первую очередь «Культура», которая не имеет собственных рекламных поступлений. Помимо того, ВГТРК несет дополнительный финансовый ущерб в силу собственного решения ежедневно предоставлять для вещания «Бибигона» часть дневного эфира каналов «Россия», «Спорт», «Культура», из-за чего рейтинги их заметно снизились. 

Обе компании изначально понимали, на что идут. Но, принося такие жертвы, они явно рассчитывали на встречное понимание со стороны общества и власти и ожидали возможности получить эфирные частоты для детского вещания. Однако конкурсы на получение частот в разных регионах проигрывались. К тому же количество свободных эфирных частот ограничено, и рассчитывать, что их получат оба канала, было трудно. Оставалось договариваться о вещании каналов через спутниковые и кабельные сети.  Желая увеличить число зрителей, и «Первый», и ВГТРК объявили о безвозмездном предоставлении детских каналов всем заинтересованным операторам. На нынешний день количество вещателей «Теленяни» и «Бибигона» перевалило за тысячу. Но даже их совокупная аудитория все-таки не может быть названа всероссийской, и о свободном массовом доступе к детскому вещанию говорить не приходится.
 
Каналы активно работали над формой и содержанием. У обоих яркая графика, оба стараются сочетать развлечение и обучение, оба подчеркивают приоритет оригинальных отечественных программ в своих сетках (сейчас у «Теленяни» и «Бибигона» их примерно поровну — по 15—17), оба провели промокампании и пиарят свои преимущества. Детское вещание стало еще одной площадкой для традиционной конкуренции между лидерами телерынка. Хотя почвы для конкуренции в данном случае, собственно, нет — «Теляняня» рассчитана на детей младшего возраста, от 2,5 до 8 лет, а «Бибигон», позиционируя себя как канал для зрителей от 4 до 17, на деле адресуется в основном к школьникам и подросткам.  

Осенью 2007-го соперничество обострилось — на конкурс был выставлен крупный пул эфирных частот под концепцию детского вещания в 10 городах России. Получение их давало победителю статус главного детского канала страны. В Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию (ФКК) были поданы две заявки — от «Теленяни» и «Бибигона». Накануне решающего заседания комиссии атмосфера звенела от напряжения. Но вместо долгожданного решения комиссия вдруг объявила об отмене рассмотрения обеих заявок — оказалось, что большинство выставленных частот  могут создать помехи для будущего цифрового вещания в городах. Почему это обнаружилось в последний момент и как частоты могли быть выставлены на конкурс без предварительной технической экспертизы — вопрос законный. Наблюдатели расценили произошедшее как желание членов комиссии уйти из-под давления авторитетов «Первого» и ВГТРК, чей вес в отрасли одинаково высок, и избежать принятия решения в пользу одной из сторон. Это мнение позже подтвердил член ФКК, тогдашний председатель Россвязьохранкультуры Борис Боярсков (интервью газете «Коммерсантъ», 21.04.2008).

Дальше — больше. В декабре 2007-го Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) так же внезапно заявила о приостановке выдачи частотных лицензий на аналоговое и цифровое вещание, объяснив это необходимостью разработать новый частотно-территориальный план для будущего цифрового телевидения. На следующий день, 18 декабря, последовала внезапная смена состава ФКК — она обновилась более чем на 50% , что официально объяснялось необходимостью ротации. Комиссию покинули многие авторитетные специалисты по телевидению и телекоммуникациям — в частности, Эдуард Сагалаев, президент Национальной ассоциации телевещателей (НАТ). Комментаторы сочли это началом курса на понижение статуса и значения комиссии. А через полтора месяца, в начале февраля 2008-го, обновился и состав ГКРЧ, куда вошел Борис Боярсков, покинувший ФКК.

Впрочем, ситуацию с детским вещанием пока не сдвинули с мертвой точки ни новые составы комиссий, ни новый председатель Россвязьнадзора, которым на днях, 4 июня, стал, после всех правительственных перестановок, тот же Борис Боярсков. Теперь функции лицензирования перешли от его ведомства непосредственно к министру связи (то есть статус ФКК действительно изменился), но он сохраняет возможность влиять на «частотные» решения как минимум в качестве члена ГКРЧ. Мораторий на выдачу эфирных частот принят до 2015 года (официальная дата цифровизации всей страны), и пока о его полной или частичной отмене речи нет.

Детским каналам и детской аудитории остается только ждать, параллельно призывая кабельных операторов к социальной сознательности — кое-кто из них требует дополнительной платы за включение «Теленяни» и «Бибигона» в свои пакеты. Надежды на некоторое улучшение ситуации связаны с февральской сменой руководства в компании «Мостелеком», крупнейшей в Москве кабельной сети. Включить детский канал в число распространяемых ОАО «Мостелеком» — значит сделать его доступным более чем 3 млн столичных домохозяйств. Но категорическое условие заплатить на входе $15 за каждого абонента и для «Первого», и для ВГТРК было неприемлемым. На пресс-конференции по случаю годовщины вещания «Теленяни» (29 мая) гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст сказал, что теперь рассчитывает договориться о смягчении условий.

Но главные надежды и чаяния крупнейших фигурантов телевизионной отрасли сосредоточены сейчас на том пакете, который лежит на утверждении в кабинете министров, — пакете каналов, подлежащих бесплатному распространению после введения цифрового вещания. В данный момент решается, какие именно каналы признают социально значимыми. Поскольку минимальная потребительская телекорзина должна учитывать потребности разных социальных групп, детский канал имеет все шансы в нее попасть. Эрнст считает, что таких каналов должно быть два — для младшей и для старшей детской аудитории. Но, понимая, что размеры социального цифрового пакета не безграничны, он не исключил и возможности освоения одной кнопки сразу двумя вещателями.

Будут ли «Теленяня» и «Бибигон» нужны грядущим поколениям российских детей (ведь нынешнее к 2015-му изрядно повзрослеет), можно только фантазировать. Может ли ГКРЧ приостановить мораторий и выдать «Теленяне» с «Бибигоном» по частоте или это тоже из области фантастики? Реально ли, чтобы два давних конкурента сложили свои детские бюджеты и поделили одну детскую кнопку или это самое фантастическое предположение из всех?

В принципе «Первому» и «России» не привыкать кооперироваться — традиция, начатая в 2003-м совместной покупкой киноблокбастера «Титаник». Тогда руководители каналов бросали монетку, разыгрывая между собой очередность показов. С тех пор монетка много раз взлетала в воздух из теленачальственных рук — соперники периодически разыгрывают приобретенные в складчину права на трансляцию дорогих и прибыльных мероприятий, вроде прошедших олимпиад и идущего ныне ЕВРО-2008.

Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»

 

 

 

 

 

Все новости ›