Желтая форма маскирует любое содержание – в этом виде со свистом проходит и карикатура на губернатора, и резвый стеб по поводу прямой линии премьер-министра.

Оцените материал

Просмотров: 15644

ТВ-2010: Новые времена

Анна Голубева · 23/12/2010
Новый юмор, новый компромат, новые цифры, единство и борьба с интернетом + хит-парад года

©  Варвара Аляй

ТВ-2010: Новые времена
 

Единство и борьба с интернетом
В этом году ТВ и сеть стали еще ближе. Те, кто не делал этого прежде, начали выкладывать свое видео в сеть — даже на сайте канала «Звезда» теперь доступны движущиеся картинки. Все, кто мог, нашли в сети законного партнера — в рунете образовалось сразу несколько платформ легального бесплатного доступа к телеконтенту: ivi.ru, Tvzavr.ru, Zoomby.ru. К нелегалам ТВ стало относиться еще жестче. Крупнейшие телекомпании Америки АВС, NBC, CBS, Universal судились с интернет-провайдерами, ведущими без спросу потоковое вещание. У нас все боролись с главным укрывателем контрабанды — соцсетью «ВКонтакте». ВГТРК продолжала с ней судебную тяжбу, глава «Амедиа» Александр Акопов грозил исками десятку тысяч ее пользователей, ТНТ добился от ее руководства права собственноручно блокировать доступ к своему незаконно выложенному ими видео (законное ТНТ размещает на RuТube и собственном сайте). Осенью «ВКонтакте», «Яндекс», «Мейл.Ру», «Google Россия», «Афиша» и Rambler выступили с открытым письмом к правообладателям и властям, призывая прекратить контентные войны и прося освобождения от ответственности за пользовательский контент. В ответ Ассоциация кино- и телепродюсеров обнародовала реестр прав на аудиовизуальные произведения, который, по ее мнению, поможет интернет-сервисам отличить законное видео от незаконного — последнее же они должны полностью удалить со своих площадок до конца 2011 года.

Новые приключения Google TV
Сервис, позволяющий смотреть через телевизор видео из интернета, зрители в США восприняли как эволюционный скачок, а телекомпании — как прямую угрозу благосостоянию. АВС, CBS, NBC, Fox, Viacom закрыли пользователям Google TV доступ на свои сетевые ресурсы — с какой стати их видео будет приманивать публику и рекламодателей на платформу Google, если правообладатели с этого ничего не имеют (с Apple TV, дающим платный доступ к телеконтенту, АВС и Fox сотрудничают вовсю)? Это не обрадовало пользователей, которым новая техника для доступа к Google TV стоила от 300 до 1400 долларов, а смотреть при таком раскладе остается не так уж и много (пока в доступе видео каналов Bravo, Comedy Central, TBS, TNT, Spike, USA Network). В декабре руководство Google объявило о необходимости отсрочить выпуск телеприемников на платформе Google TV, объясняя это желанием доработать программную часть. Теперь в странном положении оказались и производители техники Toshiba, LG Electronics, Samsung, Sharp, которые собрались производить эти приемники с начала 2011 года, не говоря уже о Sony, выпускающей телевизор на платформе Google TV с осени 2010-го, и Logitech, которая продает приставки для доступа к этой платформе. Запуск сервиса в Европе, намеченный на 2011 год, теперь тоже под вопросом.

Новое программирование на «Первом»
Эксперимент «Первого канала» с вертикальным, принятым в цивилизованном мире программированием вечерних сериалов, начатый в сентябре, сопровождался активной разъяснительной кампанией в эфире и бурными аплодисментами коллег: кто приветствовал благородный риск во имя всей отрасли (предполагается, что на вертикальный показ сериалов рано или поздно перейдет все наше ТВ), кто под шумок приманивал вспугнутую «Первым» аудиторию. Но и оставшаяся аудитория энтузиазма не проявила: самый успешный из четырех вертикальных сериалов, «Побег», показал долю ниже средней с тенденцией к снижению, у остальных показатели и вовсе провальные. Тогда как незатейливый горизонтальный «Глухарь» на НТВ собирал рекордные рейтинги. В конце концов нервы не выдержали, и в строгом принципе «одна серия — в один конкретный день недели» образовались бреши: то две серии в один день, то один и тот же сериал два дня подряд, то параллельный повтор с самого начала по воскресеньям. Но это не помогло. Может, привычки у российской публики слишком стойкие, а может, новые сериалы слишком слабы, чтобы их сокрушить. Выдержит ли «Первый» характер? Сможет ли одолеть нашу инертность? Продолжение в следующем году.

Новый юмор
С телеюмором радикальные реформы тоже не проходят. НТВ с этим хронически не везет — аудитория снова не приняла ни демократичный ситком «Масквичи», ни вальяжное «Бульдог-шоу» с Гариком Харламовым (последнее хотят реанимировать на ТНТ весной). Скетчком «Дураки, дороги, деньги» (создан при участии Александра Цекало), на который РЕН-ТВ возлагал большие надежды, их не оправдал. Программа «Девчата» — решительная попытка канала «Россия 1» перейти от аншлагов к современности — так похожа на «Прожекторперисхилтон» внешне и так не похожа по части сценария и импровизаций, что уж лучше назад, к «Аншлагу». Как ни радуйся появлению в новом проекте «Первого» Yesterday Live свежих персонажей, вроде оперного режиссера Василия Бархатова и свежих решений по превращению стендап-камеди в сит-даун, не все театральное все-таки годится для экрана, а межвидовое скрещивания Comedy, КВН и петросяновских шуток — это все-таки жестоко. СТС попробовал импортировать юмор, но «Украинский квартал» на нашей почве оказался хилее и беззубее «Вечернего квартала» на украинском «Интере». Новая технология общения со зрителем через скайп не сделало шоу Михаила Шаца «Случайные связи» на СТС ни острее, ни даже динамичнее. Лучше всего публика приняла традиционные для своих каналов проекты — «Камеди Баттл» на ТНТ и «Смех в большом городе» на СТС.

Новые противоречия на «TЭФИ»
С одной стороны, после недавних реформ в Телеакадемии число ее членов выросло вдвое, а желающих участвовать в конкурсе стало, как никогда, много. С другой — не удалось вернуть НТВ, ТНТ, ВГТРК. Телеакадемики осмелились присудить «ТЭФИ» за вклад в развитие телевидения отсутствующей в стране Манане Асламазян. Но председатель АРТ Михаил Швыдкой не осмелился объявить об этом со сцены во время торжественной церемонии. Хотя Асламазян вернулась и получила свою награду два месяца спустя, во время ноябрьского конгресса НАТ, осадочек остался. К концу года обнаружилось, что в 2011 году национального конкурса «ТЭФИ» не будет. И хотя это объясняют организационно-техническими причинами, обещая провести конкурс в 2012-м, есть ощущение, что кризис в национальной Телеакадемии стал совсем беспросветным.

Новые цифры
Согласно Федеральной целевой программе цифровизации, в новом году 16 регионов России перейдут на цифру, и 20 миллионов россиян получат доступ к цифровому телевидению, причем безвозмездный. В октябре 2010-го вступили в силу изменения в закон «О связи», предписывающие операторам кабельного и спутникового ТВ транслировать восемь телеканалов и три радиостанции первого мультиплекса бесплатно. Это, правда, вызывает у операторов недоумение: по закону услуги связи у нас в стране платные, и они вправе требовать от зрителей бесплатных цифровых каналов плату за доступ к абонентской линии и ее обслуживание. Невнимание ФЦП к этим и многим другим мелочам вызывает все больше нареканий. Выступая на осеннем конгрессе НАТ, президент холдинга «ПрофМедиа» Рафаэль Акопов призвал приостановить реализацию Федеральной целевой программы и скорректировать ее с учетом новых реалий. По его мнению, распространение ШПД и сетей четвертого поколения создает возможность для альтернативной системы передачи телесигнала, ОТТ (Over-the-Top-TV), при которой видеоконтент будет доставляться через интернет, и это отменяет необходимость строить дорогостоящую и громоздкую инфраструктуру, предусмотренную Федеральной программой. Акопова обвинили в попытке лоббировать интересы своего бизнеса (которому реализация ФЦП в ее нынешнем виде грозит серьезными коллизиями), но аргументированных возражений на его тезисы так и не прозвучало.

Новый компромат
Телевизионные атаки на Александра Лукашенко (фильм «Крестный батька» на НТВ) и Юрия Лужкова (фильмы «Дело в кепке» и «Дорогая Елена Николаевна» на НТВ, сюжеты в информационных и итоговых передачах «Первого», «России 1», «России 24», НТВ) заставили многих вспомнить в 2010-м информационные войны 90-х. Однако особенности эфирного гряземетания XXI века существенно отличают его от прошлого:

1. Новый компромат не сообщает о своем объекте ничего принципиально нового, редко подкрепляется документами и вообще какой-либо фактурой.

2. Сообщаемые с экрана сведения не являются результатом журналистского расследования и не маскируются под таковое, как бывало в 90-х; по форме компросюжеты представляют собой не репортаж, а коллаж или компиляцию, при создании которых активно используются игровые, постановочные и монтажные приемы.

3. В отличие от прошлого, когда за каждую сторону в информационной войне играл телеканал, выражающий конкретные интересы, в наше время государственные и частные телеканалы выступают независимо от формы собственности на одной стороне и единым фронтом и атака не связана с выборами в какие-либо органы власти.

У ТВ снова появилась совесть
Спустя 15 лет после трагической гибели Влада Листьева, который в глазах общественности символизирует что-то вроде совести телевидения, фонд АРТ и «Первый канал» учредили премию его имени. Жюри в составе представителей Телеакадемии, НАТ и нескольких телеканалов, в том числе тех, которые уже несколько лет не участвуют в «ТЭФИ», почти единодушно присудило первую премию Леониду Парфенову. Это вообще был год Парфенова. Он сделал два масштабных документальных проекта для «Первого канала», работал судьей в передаче «Минута славы», появлялся на НТВ, откуда был изгнан в 2004 году, сперва как гость, а после — в числе ведущих программы «НТВшники» — получил «ТЭФИ», начал вести новый ретрофильский цикл «Какие наши годы» на «Первом» и, наконец, удостоился премии Листьева с формулировкой «За собственный взгляд и свою уникальную тему на отечественном телевидении». То, что вместо дежурных благодарностей Парфенов произнес на церемонии награждения острый спич о плачевном состоянии свободы слова и журналистики на ТВ, можно понимать как желание соответствовать высокому званию. Дальнейшие перспективы Леонида Парфенова и самой премии пока остаются неясными.

{-page-}

 

Индустрия становится прозрачнее
Первый в истории доклад «Телевидение России. Состояние, тенденции и перспективы развития», посвященный бизнесу электронных медиа, был презентован этой весной на коллегии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Авторы доклада — Управление телерадиовещания и СМК Роспечати, факультет журналистики МГУ и аналитический центр «Видео Интернешнл» — описали структуру рынка производства телеконтента и его основных игроков, а также в общих чертах оценили его объем и динамику. Для нашего непроницаемого ТВ это событие. Доклады обещают сделать ежегодными.

Каналов становится больше
В 2010-м появились десятки новых телеканалов. Канал о путешествиях «Моя планета», городской канал «Санкт-Петербург», совместный канал ВГТРК и «Первого» «2Спорт2», к которому на днях присоединится совместный детский канал «Карусель». Собственный канал запустила даже Анита Цой.

Каналы становятся универсальнее
Наряду с модой на тематическое телевидение заметна обратная тенденция. За мировым MTV, который в год своего 30-летия превратился из музыкального в развлекательный, последовал наш А-Оne, сменивший в этом году концепцию, логотип и оформление — теперь он не музыкальный, а просто «Первый альтернативный». Телеканал Gameland TV перестал быть игровым, с осени он называется Man-TV и позиционируется как мужской. 7ТВ взял курс на широкую аудиторию от 18 до 54 и провел в 15 городах промокампанию, продвигая вечерние линейки старого кино. Телеканал ТВ-3, став менее мистическим, в этом году активно показывал и свежее кино. Сериал «Событие» (The Event) вышел здесь в октябре, всего через месяц после премьеры на NBC, а специально заказанные каналом отечественные сериалы «Дежурный ангел» и «Башня» прибавили ему популярности. Правда, принципиально на показателях ТВ-3 это пока не отразилось, тогда как 7ТВ, явно потративший на неспортивный контент меньше, увеличил свою долю в 2,5 раза. Давно никто не делал таких рывков.

Новые концепции
Перезапуск РЕН-ТВ и «Пятого», похоже, не устроил владельцев этих медиаактивов. Согласно новой концепции, разработанной главой экспертного совета НМГ Александром Роднянским и медиаменеджеров, собранных им под знамена холдинга, весной «Пятый» начали превращать в новый интеллектуальный ресурс. Быстро такие вещи не делаются, но отдельные проекты канала — «Программа передач» Светланы Сорокиной и Андрея Максимова, «Картина маслом» Дмитрия Быкова, дискуссионное шоу «Суд истории» — были замечены критикой и зрителем. Летом началась плановая перестройка РЕН, у которого в дуэте роль главного добытчика — от него ждут повышения изрядно пошатнувшихся в последнее время рыночных позиций. Но уже осенью в руководстве холдинга начались крупные перестановки: его покинули ключевые игроки команды Роднянского; у руля РЕН-ТВ снова встал его бывший гендиректор Александр Орджоникидзе, оставаясь при этом и гендиректором НМГ; на канал понемногу возвращаются его люди. А в помощь «Пятому каналу» прислана группа управленцев и специалистов с «Первого». Александр Роднянский сохранил позиции главы экспертного совета холдинга, став к тому же советником председателя совета директоров банка «Россия» Юрия Ковальчука (один из владельцев НМГ), что, по некоторым оценкам, означает его удаление от управления телеканалами.

Новая «Культура»
Канал, обычно недоступный для новых влияний, продемонстрировал способность меняться. Весной здесь появилась живая дискуссионная площадка «Пресс-клуб ХХI», осенью проект «Смотрим… Обсуждаем…» с Владимиром Хотиненко, где можно увидеть совершенно нестандартное документальное кино. Но, пожалуй, главным событием был начатый в апреле цикл Academia — еженедельные лекции по самым разным областям знания, от теоретической физики до практической психологии, которые читают лучшие представители российской науки.

Гиганты сдают позиции
Рейтинги «Шоу Опры Уинфри», которое выходит в США с 1986 года, транслируется в сотнях стран и стало частью жизни миллионов, в этом году оказались самыми низкими за свою историю. В сентябре 2011-го старейшая дневная программа американского ТВ отпразднует 25-й сезон в эфире и закончит на этом свое существование (правда, взамен медиакоролева намерена запустить в новом году собственный кабельный телеканал OWN). Показатели знаменитого песенного конкурса American Idol, бывшего с 2002 года неубиваемым хитом эфира канала Fox, тоже ползут вниз — пока шоу держится на плаву, новый сезон стартует в январе, но судьба его всем понятна.

Новая медиаметрия
Появление новых тематических каналов и рост аудитории платного телевидения заставил компанию TNS-Россия (главный медиаизмеритель страны) увеличить количество городов и число телеканалов в национальной измерительной панели. В конце года TNS объявила о переходе на технологию, соответствующую реалиям нового времени. Вместо технической частоты вещания пиплметры нового образца будут регистрировать конкретное телевизионное событие, вне зависимости от способа его трансляции (ТВ или интернет, аналог или цифра). Новая система позволяет получать данные не только о стационарном, но и о мобильном, а также об отложенном телесмотрении. Поэтапный переход на новое оборудование начнется в 2011-м и продлится до 2013 года.


ХИТ-ПАРАД — 2010

Открытие года — первый оптимистический
Частный телеканал Натальи Синдеевой «Дождь. Optimistic Channel» начал вещание в конце апреля, с лета запустил тестовую версию онлайн и стал доступен абонентам спутникового и кабельного ТВ. Сперва оптимистические планы Синдеевой казались несколько утопическими, но ее канал быстро начал привлекать к сотрудничеству звезд журналистики, а к экранам — небольшую, но весьма премиальную аудиторию. Выяснилось, что телевидение может создаваться вне просчитанных до последнего знака концепций, привлекать рекламодателей без дорогостоящей развлекухи, быть адекватным, актуальным и местами эксклюзивным даже при отсутствии полноценной новостной инфраструктуры. Ясное представление о своем зрителе и точная интонация в разговоре с ним помогает каналу превращать свои недостатки в достоинства — тут даже накладки и запинки в эфире становятся лишним свидетельством открытости и искренности. «Дождь» в самом деле дает поводы для оптимизма — оказалось, из пресловутого кризиса традиционного ТВ (а «Дождь» строится по вполне традиционной модели) бывают разные неожиданные выходы.

Сериал года
«Школа» режиссера Валерии Гай Германики и продюсеров Константина Эрнста и Игоря Толстунова стартовала почти одновременно с Годом учителя, 11 января, и была в эфире «Первого», с перерывом на зимнюю Олимпиаду, до конца мая. Нетипичный для большого канала сериал в жанре мокьюментари о буднях учителей и учащихся, похожих на живых людей, стал поводом для общественной дискуссии о проблемах школы, заставил одних зрителей бурно протестовать против показа, а других прилипать к экранам в ожидании того, чем же все это кончится. Кино кончилось грустно, а в жизни, вопреки ожиданиям, случился хеппи-энд: сериал не закрыли, оба продюсера получили «ТЭФИ», а режиссер Гай Германика, которую телеакадемики наградой обнесли, хотя она ее очень явно и по-детски хотела, теперь снимает для «Первого» новый многосерийный фильм, на этот раз про взрослых. Самые важные иностранные многосерийки года мы увидели вскоре после их релизов — английский мини-сериал Sherlock и масштабную американскую эпопею Broadwalk Empire показал этой осенью тот же «Первый канал».

Ток-шоу года
Непонятно, чьей именно жертвой (новой концепции, старой команды или вечного телефонного права) стало лучшее ток-шоу года «Справедливость» с ведущим Андреем Макаровым, с весны выходившее на РЕН-ТВ по будням. В сентябре стало известно, что выпуск, в котором участники обсуждали проект закона «О полиции» и назвали его сырым и незрелым, МВД потребовало снять с эфира. Последний раз после этого передачу видели в середине октября. Было объявлено, что она меняет форму и вскоре предстанет перед телезрителем в новом еженедельном формате и большем хронометраже. Затем появилась информация о намерении РЕН сделать ее главным событием прайма. Ни новой, ни старой «Справедливости» с тех пор в эфире не было, хотя новый старый гендиректор канала Александр Орджоникидзе обещал возобновить ток-шоу к концу года.

Ситкомы года
«Интерны», идущие на ТНТ с марта, и «Реальные пацаны», начатые там же осенью, — оригинальная продукция: идея медицинской комедии принадлежит Вячеславу Дусмухаметову, а «Пацаны» не только придуманы автором и сценаристом Антоном Зайцевым на родной почве, но и снимаются там же, в Перми, где живут почти все их создатели и актеры. Теперь у нас есть собственные истории про вредного, но талантливого доктора и мелких, но симпатичных лузеров. Адекватные сценарии и внятные диалоги, если не всегда смешные, то по меньшей мере живые, а в случае с «Пацанами» еще и естественные, насколько позволяет жанр; хорошие актерские работы; отсутствие смеха за кадром — все это делает ситкомы ТНТ свежее и интереснее той продукции, которую запускал в этом году главный специалист по серийным лицензионным комедиям, СТС.

Документалка года
Мартовский цикл «Хребет России» Леонида Парфенова и Алексея Иванова и апрельский фильм «Зворыкин-Муромец» Леонида Парфенова («Первый канал»).

Инфотейнмент года
«Центральное телевидение» с Вадимом Такменевым — квинтессенция фирменной энтэвэшной стилистики. Сенсации недели препарируются здесь с репортерским мастерством, достойным лучшего применения, перемежаясь музыкальными номерами, особыми гостями (от живого осьминога в студии до живого Бориса Березовского на связи) и проникновенными интервью по личным вопросам, вышибающими слезу даже из телекритиков. Желтая форма маскирует любое содержание — в этом виде со свистом проходит и карикатура на губернатора, и резвый стеб по поводу прямой линии премьер-министра.

Лучшая разговорная передача
Ток-шоу «НТВшники» с Антоном Хрековым сначала напоминало обычную профанацию дискуссии (с темами вроде «Питер против Москвы»). Но постепенно ее создатели вошли во вкус живого разговора. Лучшим выпуском стал «Конец Юрского периода» 1 октября, в котором энтэвэшники и примкнувший к ним Парфенов и гости, среди которых был Владимир Семаго, обсуждали подоплеку увольнения Юрия Лужкова, отмечали не только ошибки, но и заслуги бывшего мэра и даже выражали ему признательность, меж тем как соседние передачи того же НТВ продолжали валять экс-градоначальника в грязи и перьях.

Ведущие года
Вадим Такменев (НТВ), репортер, а затем ведущий бесконечных песенных «суперстаров», органично соединил два этих ремесла в передаче «Центральное телевидение». Антон Хреков (НТВ), репортер, а затем ведущий новостей и «Главного героя», проявил способность дирижировать острой дискуссией с большим количеством речистых участников в передаче «НТВшники».

Межпрограммка года
Проект «Конституция» (канал «Дождь»).

Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • solo· 2010-12-23 20:54:28
    Ну какие же "Интерны" оригинальные? Ну насмотрелись создатели западных образцов, смикшировали, это же ясно как божий день.
  • tigra-al· 2010-12-23 23:02:33
    Документалка года
    Мартовский цикл «Хребет России» Леонида Парфенова и Александра Иванова и апрельский фильм «Зворыкин-Муромец» Леонида Парфенова («Первый канал»).

    Коллега, писателя зовут Алексей Иванов, он, конечно, не такая знаменитость как Парфенов, но в общем довольно известный писатель :) И все-таки не документалка, а документальное кино. "Документалка" это то, чем занимаются на центральных каналах гробокопатели, снимая посмертные фильмы про известных людей, вытаскивая на свет божий их грязное белье.
  • gleb· 2010-12-24 11:21:32
    иванова исправили. спасибо
Читать все комментарии ›
Все новости ›