Желтая форма маскирует любое содержание – в этом виде со свистом проходит и карикатура на губернатора, и резвый стеб по поводу прямой линии премьер-министра.

Оцените материал

Просмотров: 15633

ТВ-2010: Новые времена

Анна Голубева · 23/12/2010
Страницы:
 

Индустрия становится прозрачнее
Первый в истории доклад «Телевидение России. Состояние, тенденции и перспективы развития», посвященный бизнесу электронных медиа, был презентован этой весной на коллегии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Авторы доклада — Управление телерадиовещания и СМК Роспечати, факультет журналистики МГУ и аналитический центр «Видео Интернешнл» — описали структуру рынка производства телеконтента и его основных игроков, а также в общих чертах оценили его объем и динамику. Для нашего непроницаемого ТВ это событие. Доклады обещают сделать ежегодными.

Каналов становится больше
В 2010-м появились десятки новых телеканалов. Канал о путешествиях «Моя планета», городской канал «Санкт-Петербург», совместный канал ВГТРК и «Первого» «2Спорт2», к которому на днях присоединится совместный детский канал «Карусель». Собственный канал запустила даже Анита Цой.

Каналы становятся универсальнее
Наряду с модой на тематическое телевидение заметна обратная тенденция. За мировым MTV, который в год своего 30-летия превратился из музыкального в развлекательный, последовал наш А-Оne, сменивший в этом году концепцию, логотип и оформление — теперь он не музыкальный, а просто «Первый альтернативный». Телеканал Gameland TV перестал быть игровым, с осени он называется Man-TV и позиционируется как мужской. 7ТВ взял курс на широкую аудиторию от 18 до 54 и провел в 15 городах промокампанию, продвигая вечерние линейки старого кино. Телеканал ТВ-3, став менее мистическим, в этом году активно показывал и свежее кино. Сериал «Событие» (The Event) вышел здесь в октябре, всего через месяц после премьеры на NBC, а специально заказанные каналом отечественные сериалы «Дежурный ангел» и «Башня» прибавили ему популярности. Правда, принципиально на показателях ТВ-3 это пока не отразилось, тогда как 7ТВ, явно потративший на неспортивный контент меньше, увеличил свою долю в 2,5 раза. Давно никто не делал таких рывков.

Новые концепции
Перезапуск РЕН-ТВ и «Пятого», похоже, не устроил владельцев этих медиаактивов. Согласно новой концепции, разработанной главой экспертного совета НМГ Александром Роднянским и медиаменеджеров, собранных им под знамена холдинга, весной «Пятый» начали превращать в новый интеллектуальный ресурс. Быстро такие вещи не делаются, но отдельные проекты канала — «Программа передач» Светланы Сорокиной и Андрея Максимова, «Картина маслом» Дмитрия Быкова, дискуссионное шоу «Суд истории» — были замечены критикой и зрителем. Летом началась плановая перестройка РЕН, у которого в дуэте роль главного добытчика — от него ждут повышения изрядно пошатнувшихся в последнее время рыночных позиций. Но уже осенью в руководстве холдинга начались крупные перестановки: его покинули ключевые игроки команды Роднянского; у руля РЕН-ТВ снова встал его бывший гендиректор Александр Орджоникидзе, оставаясь при этом и гендиректором НМГ; на канал понемногу возвращаются его люди. А в помощь «Пятому каналу» прислана группа управленцев и специалистов с «Первого». Александр Роднянский сохранил позиции главы экспертного совета холдинга, став к тому же советником председателя совета директоров банка «Россия» Юрия Ковальчука (один из владельцев НМГ), что, по некоторым оценкам, означает его удаление от управления телеканалами.

Новая «Культура»
Канал, обычно недоступный для новых влияний, продемонстрировал способность меняться. Весной здесь появилась живая дискуссионная площадка «Пресс-клуб ХХI», осенью проект «Смотрим… Обсуждаем…» с Владимиром Хотиненко, где можно увидеть совершенно нестандартное документальное кино. Но, пожалуй, главным событием был начатый в апреле цикл Academia — еженедельные лекции по самым разным областям знания, от теоретической физики до практической психологии, которые читают лучшие представители российской науки.

Гиганты сдают позиции
Рейтинги «Шоу Опры Уинфри», которое выходит в США с 1986 года, транслируется в сотнях стран и стало частью жизни миллионов, в этом году оказались самыми низкими за свою историю. В сентябре 2011-го старейшая дневная программа американского ТВ отпразднует 25-й сезон в эфире и закончит на этом свое существование (правда, взамен медиакоролева намерена запустить в новом году собственный кабельный телеканал OWN). Показатели знаменитого песенного конкурса American Idol, бывшего с 2002 года неубиваемым хитом эфира канала Fox, тоже ползут вниз — пока шоу держится на плаву, новый сезон стартует в январе, но судьба его всем понятна.

Новая медиаметрия
Появление новых тематических каналов и рост аудитории платного телевидения заставил компанию TNS-Россия (главный медиаизмеритель страны) увеличить количество городов и число телеканалов в национальной измерительной панели. В конце года TNS объявила о переходе на технологию, соответствующую реалиям нового времени. Вместо технической частоты вещания пиплметры нового образца будут регистрировать конкретное телевизионное событие, вне зависимости от способа его трансляции (ТВ или интернет, аналог или цифра). Новая система позволяет получать данные не только о стационарном, но и о мобильном, а также об отложенном телесмотрении. Поэтапный переход на новое оборудование начнется в 2011-м и продлится до 2013 года.


ХИТ-ПАРАД — 2010

Открытие года — первый оптимистический
Частный телеканал Натальи Синдеевой «Дождь. Optimistic Channel» начал вещание в конце апреля, с лета запустил тестовую версию онлайн и стал доступен абонентам спутникового и кабельного ТВ. Сперва оптимистические планы Синдеевой казались несколько утопическими, но ее канал быстро начал привлекать к сотрудничеству звезд журналистики, а к экранам — небольшую, но весьма премиальную аудиторию. Выяснилось, что телевидение может создаваться вне просчитанных до последнего знака концепций, привлекать рекламодателей без дорогостоящей развлекухи, быть адекватным, актуальным и местами эксклюзивным даже при отсутствии полноценной новостной инфраструктуры. Ясное представление о своем зрителе и точная интонация в разговоре с ним помогает каналу превращать свои недостатки в достоинства — тут даже накладки и запинки в эфире становятся лишним свидетельством открытости и искренности. «Дождь» в самом деле дает поводы для оптимизма — оказалось, из пресловутого кризиса традиционного ТВ (а «Дождь» строится по вполне традиционной модели) бывают разные неожиданные выходы.

Сериал года
«Школа» режиссера Валерии Гай Германики и продюсеров Константина Эрнста и Игоря Толстунова стартовала почти одновременно с Годом учителя, 11 января, и была в эфире «Первого», с перерывом на зимнюю Олимпиаду, до конца мая. Нетипичный для большого канала сериал в жанре мокьюментари о буднях учителей и учащихся, похожих на живых людей, стал поводом для общественной дискуссии о проблемах школы, заставил одних зрителей бурно протестовать против показа, а других прилипать к экранам в ожидании того, чем же все это кончится. Кино кончилось грустно, а в жизни, вопреки ожиданиям, случился хеппи-энд: сериал не закрыли, оба продюсера получили «ТЭФИ», а режиссер Гай Германика, которую телеакадемики наградой обнесли, хотя она ее очень явно и по-детски хотела, теперь снимает для «Первого» новый многосерийный фильм, на этот раз про взрослых. Самые важные иностранные многосерийки года мы увидели вскоре после их релизов — английский мини-сериал Sherlock и масштабную американскую эпопею Broadwalk Empire показал этой осенью тот же «Первый канал».

Ток-шоу года
Непонятно, чьей именно жертвой (новой концепции, старой команды или вечного телефонного права) стало лучшее ток-шоу года «Справедливость» с ведущим Андреем Макаровым, с весны выходившее на РЕН-ТВ по будням. В сентябре стало известно, что выпуск, в котором участники обсуждали проект закона «О полиции» и назвали его сырым и незрелым, МВД потребовало снять с эфира. Последний раз после этого передачу видели в середине октября. Было объявлено, что она меняет форму и вскоре предстанет перед телезрителем в новом еженедельном формате и большем хронометраже. Затем появилась информация о намерении РЕН сделать ее главным событием прайма. Ни новой, ни старой «Справедливости» с тех пор в эфире не было, хотя новый старый гендиректор канала Александр Орджоникидзе обещал возобновить ток-шоу к концу года.

Ситкомы года
«Интерны», идущие на ТНТ с марта, и «Реальные пацаны», начатые там же осенью, — оригинальная продукция: идея медицинской комедии принадлежит Вячеславу Дусмухаметову, а «Пацаны» не только придуманы автором и сценаристом Антоном Зайцевым на родной почве, но и снимаются там же, в Перми, где живут почти все их создатели и актеры. Теперь у нас есть собственные истории про вредного, но талантливого доктора и мелких, но симпатичных лузеров. Адекватные сценарии и внятные диалоги, если не всегда смешные, то по меньшей мере живые, а в случае с «Пацанами» еще и естественные, насколько позволяет жанр; хорошие актерские работы; отсутствие смеха за кадром — все это делает ситкомы ТНТ свежее и интереснее той продукции, которую запускал в этом году главный специалист по серийным лицензионным комедиям, СТС.

Документалка года
Мартовский цикл «Хребет России» Леонида Парфенова и Алексея Иванова и апрельский фильм «Зворыкин-Муромец» Леонида Парфенова («Первый канал»).

Инфотейнмент года
«Центральное телевидение» с Вадимом Такменевым — квинтессенция фирменной энтэвэшной стилистики. Сенсации недели препарируются здесь с репортерским мастерством, достойным лучшего применения, перемежаясь музыкальными номерами, особыми гостями (от живого осьминога в студии до живого Бориса Березовского на связи) и проникновенными интервью по личным вопросам, вышибающими слезу даже из телекритиков. Желтая форма маскирует любое содержание — в этом виде со свистом проходит и карикатура на губернатора, и резвый стеб по поводу прямой линии премьер-министра.

Лучшая разговорная передача
Ток-шоу «НТВшники» с Антоном Хрековым сначала напоминало обычную профанацию дискуссии (с темами вроде «Питер против Москвы»). Но постепенно ее создатели вошли во вкус живого разговора. Лучшим выпуском стал «Конец Юрского периода» 1 октября, в котором энтэвэшники и примкнувший к ним Парфенов и гости, среди которых был Владимир Семаго, обсуждали подоплеку увольнения Юрия Лужкова, отмечали не только ошибки, но и заслуги бывшего мэра и даже выражали ему признательность, меж тем как соседние передачи того же НТВ продолжали валять экс-градоначальника в грязи и перьях.

Ведущие года
Вадим Такменев (НТВ), репортер, а затем ведущий бесконечных песенных «суперстаров», органично соединил два этих ремесла в передаче «Центральное телевидение». Антон Хреков (НТВ), репортер, а затем ведущий новостей и «Главного героя», проявил способность дирижировать острой дискуссией с большим количеством речистых участников в передаче «НТВшники».

Межпрограммка года
Проект «Конституция» (канал «Дождь»).

Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • solo· 2010-12-23 20:54:28
    Ну какие же "Интерны" оригинальные? Ну насмотрелись создатели западных образцов, смикшировали, это же ясно как божий день.
  • tigra-al· 2010-12-23 23:02:33
    Документалка года
    Мартовский цикл «Хребет России» Леонида Парфенова и Александра Иванова и апрельский фильм «Зворыкин-Муромец» Леонида Парфенова («Первый канал»).

    Коллега, писателя зовут Алексей Иванов, он, конечно, не такая знаменитость как Парфенов, но в общем довольно известный писатель :) И все-таки не документалка, а документальное кино. "Документалка" это то, чем занимаются на центральных каналах гробокопатели, снимая посмертные фильмы про известных людей, вытаскивая на свет божий их грязное белье.
  • gleb· 2010-12-24 11:21:32
    иванова исправили. спасибо
Читать все комментарии ›
Все новости ›