Оцените материал

Просмотров: 22828

Два города

Алексей Яблоков · 22/07/2009
Страницы:
Летучки, на которых никогда не бывало менее тридцати человек. Замглавреда, Валерий Джемсович Дранников, в безупречной тройке и золотых очках, слегка пошатываясь от эмоций, кричит: «Отправьте меня в Чечню! Я напишу вам репортаж! Пошлите меня в Грозный!» Катя Метелица в красных колготах и лисьей горжетке. Дипломированный психиатр Петя Каменченко. Он на первых порах редактировал мои заметки. В тексте, допустим, сказано: «Сейчас в бюро забытых вещей тихо». Он что-то впишет и смеется, как психиатр, до слез.
— В чем дело? — спрашиваю.
— Да я тут написал еще «пусто». «Сейчас в бюро забытых вещей тихо и пусто»! — И снова хохочет.

Дела шли очень хорошо. Раз в неделю я широкими шагами входил в кабинет главного редактора Сергея Мостовщикова и, бурно жестикулируя, рапортовал:
— Если вы не хотите взять меня в штат, то, по крайней мере...
— Я. Хочу. Взять. Тебя. В штат, — отвечал главный редактор тоном, не терпящим возражений.

Тут я совершенно успокаивался и уходил. Согласитесь, глупо стоять и настаивать, если тебе русским языком сказали, что хотят. Так прошло полтора года.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что именно меня отправили с редакционным заданием на выездную сессию свинг-клуба. Меня, а не золотое перо «Большого города» Женю Пищикову. Она бы безусловно справилась с ролью лучше, да и вообще женщин там не хватало. И все же не Пищикова, а я сидел у полуночного костра, наблюдая, как, постепенно подчиняясь единому ритму совокупляющихся пар, подрагивают молодые сосны, колеблется в черной реке обращенный месяц и часто мигают зеленые звезды. Слава богу, на рассвете какая-то сумрачная жертва промискуитета довезла меня до Москвы. Не умываясь, я примчался в редакцию и с триумфом доложил начальству, что коитус был.

Одним из принципов организации «Большого города» был демонстративный отказ от услуг именитых журналистов. Достаточно, если автор наблюдателен и видит то, чего не видят другие. А за стиль и язык отвечает главный редактор плюс отдел рерайта. Таким образом, в редакции постоянно толпились представители совершенно нелитературных профессий, и это было дико интересно. Почти все они были либо сумасшедшие, либо нетрезвые. Чаще всего — и то и другое одновременно. Виктор Тихомиров вел обзор новых гомеопатических средств и, кажется, перепробовал их все. Мрачная и хрупкая Алсу Гузаирова занималась рубрикой «Побойтесь Бога». Упомянутый выше Макаров, в свободное от стенгазеты время, вел хронику московских ДТП и с изяществом Леонардо да Винчи рисовал типовые схемы. Павел Орлов заведовал экологической ситуацией и по десять раз переписывал заметку о миграции зимородка или о прерванном нересте плотвы — словом, что-то трагическое. Все это делалось на полном серьезе, за хорошие деньги, с непомерным удовольствием. Каждый номер сдавали до пяти утра — с музыкой, выпивкой и закуской.

Когда совет директоров «Афиши» реформировал «Большой город», из издания ушли почти все старые сотрудники. Еженедельник стал выходить в цвете, исчезли странные рубрики и контрастные черно-белые макросъемки, на страницах замелькали лица знаменитых людей и фамилии известных журналистов, о нем заговорили в офисах и стали раскладывать в вестибюлях крупных компаний. Это был долгожданный успех, который свел к нулю все достижения и усилия первой редакции.

Можно говорить о том, что творчество и бизнес — две вещи несовместные. Что американский прототип «Большого города» — бесплатный еженедельник Village Voice — точно так же не имел в США особого признания. Что времена меняются и мы давно уже живем в эпоху service journalism — потребительской журналистики, чьи цели: позитив, практическая польза от каждого материала, простота изложения и яркий визуальный ряд. Что надо думать о том, как расширить читательскую аудиторию, а не о том, как культивировать в ней сарказм. Что портрет Ленина со снегирем на плече и заголовком «Лисичкин хлеб» — бред и не смешно, а карикатурный президент США с выносом «Eto Moskva? Путеводитель для Барака Обамы» — замечательно сатирическая, по-настоящему злая обложка.

Невзирая на все эти во многом справедливые замечания, сообщаю, что разница между «Большим городом-1» и «Большим городом-2» как между кофе и балалайкой. В целом будоражит и то и другое. Хотя кофе ускоряет сердцебиение и помогает думать. А балалайка веселит и заставляет притопывать в такт. При этом кофеин вроде бы вреден, а музыка, говорят, способствует пищеварению.

...На углу Гнездниковского переулка и Тверской я заметил удивительный предмет. Это было большое электронное табло с рекламой журнала «Афиша». На доске мерцали рубиновые огни. Пульсируя и сплетаясь в словесный узор, они, как метеориты, стремительно мчались сквозь темный экран: «Только у нас в журнале — Шарлотта Генсбур, исполнительница главной роли в фильме "АНТИХРЕСТ"!»

Я это воспринял как явный Знак. Ошибку в рекламе можно исправить. А вот возвращаться в дом, где десять лет назад был счастлив, не имеет никакого смысла. Как, впрочем, и в любой другой дом, особенно издательский. Уж лучше затеряться на просторах нашего большого города.

P. S. По просьбе редакции OPENSPACE.RU автор доводит до сведения читателей, что он в курсе существования «промежуточной» версии «Большого города» под редакцией Алексея Казакова. К великому сожалению, автор страдает сильной близорукостью, которая до сих пор не позволяет ему уловить существенных различий между второй и третьей редакцией журнала, при всем глубоком уважении и любви к А.Г. Казакову и Ф.В. Дзядко.

Автор нигде не работает
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • sergjourn· 2009-07-22 13:52:12
    Замечательный текст. Обожаю Яблокова: со смыслом, певуче.
  • goga· 2009-07-22 14:28:06
    Отличный текст - классно написанный, интересный и остроумный. Только один вопрос: разве шикарный репортаж с Черкизовского рынка, статьи про Мартынова и Казанского, блестящий материал о войне в Осетии и так далее, и так далее - это все развлечения и игра на потребу? Мне почему-то кажется, что это - серьезная журналистика, в какой-то степени даже культуртрегерство, причем довольно смелое - поди заставь тех, кого сейчас называют хипстерами, читать про Мартынова. Мне кажется, что "БГ" сегодня - одно из немногих изданий, не только старающихся сделать интересно, но и отличающихся от всего остального. И за это спасибо и Мостофщикову, который начинал, и Казакову, который продолжал, и Дзядко, который классно работает сейчас, и его команде. Хотя все, понятное дело, субъективно.
  • jungundreich· 2009-07-23 13:54:09
    Впал "БГ" в ничтожество, и давно. Даже пусть и бывают там время от времени некоторые проблески.
  • rubik· 2009-07-23 18:18:09
    вот уж не надо про хипстеров - мой опыт общения с этой публикой говорит, что именно они то и читают про Осетию. Потому что из всех ныне живущих поколений самые восприимчивые.

    А текст хороший - только очень личный, и тем, собственно, и хороший. Если поставить себе задачу написать объективный анализ, он будет другим - без вот этого "и не веришь, что был здесь когда-то счастлив, озираясь на этот ад"
  • alzhu· 2009-07-23 20:27:42
    про пищикову смешно
  • VarvaraTurova· 2009-07-24 03:08:54
    Мне не понять, зачем, когда есть столько отвратительных, бессмысленных, идиотских, бездарных журналов, зачем при этом нужно писать колонку про то, какой плохой стал журнал БГ.
    Алексей, он может вам не нравиться, но он точно не плохой журнал.
    А если личное мнение - так это единственное, что можно читать вообще сейчас.

    В результате это выглядит дурацким девочковым сведением счетов - ах, Филя не взял меня на работу. Леша, может это и не так - но выглядит вот ровно так. Даже странно, вы же вроде всегда так метко и точно колонки писали.

    Или просто все дело в том, что смысл раздела медиа на этом сайте сводится к тому, чтобы устроить как можно более заметную склоку в узких кругах. Это всякий раз удается - в этом, видимо, талант кого-то, кто придумывает стратегию этого раздела.

    Разумеется, никого не имею цели обидеть :)
  • prostipoma· 2009-07-24 11:06:48
    Это очень плохой журнал - потому как профукать чужое самое простое и самое подлое. Вы знаете, Варвара, отвечу за Морева, какие журналисты (то есть вы) - такой и отдел. А то, что старый БГпо небанальности текстов и качеству реализация формата - укор всем, вплоть до вызолоченного Есквайера, факт.
    Уже не открывая все эти карикатуры на Нью Йоркер и пр, знаешь, что найдешь там тот, же суповой окололкультурный-псевдофрондерский набор, что и в ОСпейсе к примеру - те же физиономии и те же темы. Старый БГ этим не страдал.
  • dura2· 2009-08-17 00:33:51
    Абидна! И БГ-1 нет, и автор нигде не работает. Текст отличный. Успехов А. Яблкову.
Все новости ›